Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и структура общественного сектора
Общественный сектор представляет собой область экономики, где: рынок не действует или действует только частично, а следовательно, преобладают нерыночные способы координации деятельности; производятся и потребляются не частные, а общественные блага; экономическое равновесие между спросом и предложением на обще- ственные блага устанавливается государством, органами местного са- моуправления и добровольно-общественными организациями с помо- щью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с помощью бюджетно-финансовой политики). Главное отличие организаций частного и общественного сектора за- ключается в том, что в общественном секторе организации являются неком- мерческими (то есть не ставят перед собой получении прибыли как главную задачу), доминирующую роль в общественном секторе играет государство. На рисунке 1 ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сек-
тор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической деятельности.
ЧС Государство
ДОС
Рисунок 1 - Структура общественного сектора
Система национальных счетов делит экономическую деятельность по этим секторам, в частности, она выделяет: частные коммерческие организации; общегосударственное управление (государственные учреждения и ор- ганизации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за счёт налогов и доходов от собственности; негосударственные некоммерческие организации – доходы складыва- ются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из доходов от собственности. В рыночной экономике роль государства двояка: с одной стороны, оно является участником экономических процессов, а с другой, представляет со- бой «надэкономический регулятор». При этом государство как субъект экономической деятельности обла- дает одним отличием: государство и его органы обладают правом принужде- ния в рамках и на основе законов, оправданного с точки зрения экономиче- ской эффективности и социальной справедливости. Предполагается, что: 1. Государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организа- циям функционирует в рыночной среде, а потребность его участия в эко- номической жизни возникает тогда и только тогда, когда свободное дей-
ствие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и ис- пользования ресурсов; 2. Цели государственных органов и способы их достижения, а также стра- тегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимо- действия; 3. Государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реа- лизации своих целей (налоги, общественные расходы). При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства в экономике, форм государственного контроля. Две полярные точки зрения на это: а) неолибералы (минимум государства); б) радикалы и государственники (ведущая роль государственного секто- ра, прямой контроль через государственную собственность).
Многие экономисты полагают, что для развития современного обще- ства должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микро- экономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение прин- ципов социальной справедливости, уважения человеческой личности, улуч- шение качества жизни людей. Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни - это, с одной стороны, государственная собственность (запас ресур- сов), а с другой стороны, доходы и расходы бюджета (поток ресурсов). Осо- бенность государства состоит в том, что в отличие от частного сектора, доля государственного сектора в национальном доходе обычно существенно отли- чается от его доли в совокупном капитале. Это происходит потому, что госу- дарство систематически осуществляет перераспределение. Поэтому удель- ный вес общественного сектора в доходах и расходах общества обычно пре-
восходит его удельный вес в совокупном капитале и производстве реализуе- мых на рынке товаров и услуг. В качестве непосредственного поставщика то- варов и услуг общественный сектор занимает прочное положение в таких от- раслях как образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь, энерге- тика, коммунальное хозяйство. Но непосредственная поставка товаров и услуг на рынок не является основной формой участия общественного сектора в экономической жизни. И роль и масштабы государственного сектора наиболее концентрированно вы- ражается удельным весом государственных расходов и доходов в националь- ном доходе, в ВНП и ВВП. По мере становления промышленного капитализма доля государства в национальном доходе в целом падала, но позднее, с усложнением структуры хозяйства и быстрым ростом расходов на образование, здравоохранение, науку, социальное обеспечение, оборону, доля государства увеличивалась.
|