Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура общественного сектора






Общественный сектор представляет собой область экономики, где:

 рынок не действует или действует только частично, а следовательно,

преобладают нерыночные способы координации деятельности;

 производятся и потребляются не частные, а общественные блага;

 экономическое равновесие между спросом и предложением на обще-

ственные блага устанавливается государством, органами местного са-

моуправления и добровольно-общественными организациями с помо-

щью соответствующих социальных институтов (в первую очередь с

помощью бюджетно-финансовой политики).

Главное отличие организаций частного и общественного сектора за-

ключается в том, что в общественном секторе организации являются неком-

мерческими (то есть не ставят перед собой получении прибыли как главную

задачу), доминирующую роль в общественном секторе играет государство.

На рисунке 1 ЧС – частный сектор; ДОС – добровольно-общественный сек-

 

тор; на пересечении областей находятся смешанные формы экономической

деятельности.

 

ЧС

Государство

 

ДОС

 

Рисунок 1 - Структура общественного сектора

 

Система национальных счетов делит экономическую деятельность по

этим секторам, в частности, она выделяет:

 частные коммерческие организации;

 общегосударственное управление (государственные учреждения и ор-

ганизации на бюджетном финансировании) – доходы складываются за

счёт налогов и доходов от собственности;

 негосударственные некоммерческие организации – доходы складыва-

ются из добровольных взносов населения, пожертвований, а также из

доходов от собственности.

В рыночной экономике роль государства двояка: с одной стороны, оно

является участником экономических процессов, а с другой, представляет со-

бой «надэкономический регулятор».

При этом государство как субъект экономической деятельности обла-

дает одним отличием: государство и его органы обладают правом принужде-

ния в рамках и на основе законов, оправданного с точки зрения экономиче-

ской эффективности и социальной справедливости. Предполагается, что:

1. Государство, подобно предпринимателям и некоммерческим организа-

циям функционирует в рыночной среде, а потребность его участия в эко-

номической жизни возникает тогда и только тогда, когда свободное дей-

 

ствие рыночных сил не обеспечивает оптимального размещения и ис-

пользования ресурсов;

2. Цели государственных органов и способы их достижения, а также стра-

тегии предприятия и некоммерческих организаций в конечном итоге

определяются интересами индивидов и формируются в ходе их взаимо-

действия;

3. Государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реа-

лизации своих целей (налоги, общественные расходы).

При признании многими экономистами необходимости сочетания рынка

и государства существуют серьезные разногласия по поводу пропорций и

соотношения этого сочетания, низших и верхних границ роли государства

в экономике, форм государственного контроля.

Две полярные точки зрения на это:

а) неолибералы (минимум государства);

б) радикалы и государственники (ведущая роль государственного секто-

ра, прямой контроль через государственную собственность).

 

Многие экономисты полагают, что для развития современного обще-

ства должен быть такой объем функций государства, который, обеспечивая

макроэкономическую стабильность, одновременно содействовал бы микро-

экономической конкуренции. Кроме того, достигалось бы соблюдение прин-

ципов социальной справедливости, уважения человеческой личности, улуч-

шение качества жизни людей.

Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной

жизни - это, с одной стороны, государственная собственность (запас ресур-

сов), а с другой стороны, доходы и расходы бюджета (поток ресурсов). Осо-

бенность государства состоит в том, что в отличие от частного сектора, доля

государственного сектора в национальном доходе обычно существенно отли-

чается от его доли в совокупном капитале. Это происходит потому, что госу-

дарство систематически осуществляет перераспределение. Поэтому удель-

ный вес общественного сектора в доходах и расходах общества обычно пре-

 

восходит его удельный вес в совокупном капитале и производстве реализуе-

мых на рынке товаров и услуг. В качестве непосредственного поставщика то-

варов и услуг общественный сектор занимает прочное положение в таких от-

раслях как образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь, энерге-

тика, коммунальное хозяйство.

Но непосредственная поставка товаров и услуг на рынок не является

основной формой участия общественного сектора в экономической жизни. И

роль и масштабы государственного сектора наиболее концентрированно вы-

ражается удельным весом государственных расходов и доходов в националь-

ном доходе, в ВНП и ВВП.

По мере становления промышленного капитализма доля государства в

национальном доходе в целом падала, но позднее, с усложнением структуры

хозяйства и быстрым ростом расходов на образование, здравоохранение,

науку, социальное обеспечение, оборону, доля государства увеличивалась.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал