Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Спрос на общественные блага
Спрос населения и на частные, и на общественные блага формируется путем агрегирования индивидуального спроса. Однако если применительно к частным благам происходит горизонтальное суммирование, то применитель- но к общественным благам происходит вертикальное суммирование функций индивидуального спроса. В самом деле, дифференциация запросов потреби- телей в отношении частного блага проявляется в том, что они приобретают разное количество данного товара по одной и той же рыночной цене.
Общественное же благо в силу неисключаемости не может быть предо- ставлено одному члену потребляющего его сообщества в меньшем количе- стве, чем другому. Следовательно, дифференциация запросов должна полу- чить признание в дифференциации той платы, за которую благо в равном ко- личестве достается разным потребителям. Свободный доступ к благу, кото- рым пользуется индивид, предполагает, что производство этого блага так или иначе финансируется сообществом в целом, причем бремя финансирования должно быть, в конечном счете, распределено между индивидами. Производство общественного блага при этих условиях повлечет за собой неявное перераспределение. Очевидно, что даже если готовность платить за общественное благо для всех потребителей положительна, но не одинакова, а бремя финансирования производства распределяется поровну, происходит перераспределение в пользу тех, чья предельная готовность платить ниже. Следовательно, инди- видуальные «цены» общественных благ не только могут, но в принципе должны дифференцироваться, причем не произвольным образом, а в соответ- ствии с дифференциацией предельных норм замещения. Если для отдельного потребителя полезность общественного блага отри- цательна, Парето-оптимизация предполагает выплату ему соответствующей компенсации. В принципе возможны ситуации, когда величина требующейся компенсации превышает готовность платить, присущую другим потребите- лям. Тогда общественное благо становится, по сути, мнимым и увеличение его производства заведомо нецелесообразно. «Цены» общественного блага для различных индивидов, точно отража- ющие дифференциацию предельных норм замещения, в идеале могли бы служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигалось бы, принято называть равновесием Линдаля, а сами та- кие «цены» — ценами Линдаля. Бремя затрат на получение общественного блага может распределяться между членами потребляющего его сообщества не только в форме денежных
выплат. Так, налагаемые на индивидов обязанности способны принимать формы натуральных повинностей. При этом добровольное участие в производстве общественных благ либо их финансировании предпочтительнее принудительного. С одной стороны, подверженность принудительно наложенным обязательствам, при прочих равных условиях, сама по себе снижает уровень благосостояния индивида. С другой стороны, определение, фиксация и реализация таких обязательств предполагают, как правило, значительные издержки. Так, требуется разрабо- тать налоговое законодательство, организовать и содержать налоговую службу, тратить средства на выявление и преследование уклоняющихся от налогов и т.д. В силу каких причин подобные потери могут быть оправданными? Для получения общественного блага требуются коллективные действия, которые складываются из действий индивидов, будь то вложения труда, его продук- тов или денежных сумм. Наличие у потенциального пользователя потребно- сти в результатах таких действий не гарантирует его участия в них. Ведь ожидаемый эффект формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудо- вых усилий, денежных взносов и т.д. Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к ми- нимуму. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получе- ния этих благ. Формулируемая таким образом проблема «безбилетника» занимает ос- новное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора. Нормы замещения блага другими, как отмечалось выше, зачастую неоди- наковы для разных потребителей. Если в распоряжении государства нет ме- ханизмов, позволяющих распределить бремя расходов хотя бы с некоторым
учетом данного обстоятельства, вопрос о целесообразности принуждения нельзя считать тривиальным. Ведь в этом случае многие индивиды (прежде всего те, для кого предельная полезность блага относительно невысока) ско- рее всего проиграют от увеличения его производства. Между тем ни само по себе наращивание поставки общественных благ, ни даже приведение ее в со- ответствие с агрегированным спросом не является самоцелью. Требуется учет интересов каждого из потенциальных потребителей в отдельности, а значит, следование, насколько это возможно на практике, принципам Парето- оптимизации.
|