Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальное страхование и социальная помощь
Масштабы и характер социальной помощи определяются в основном укоренившимися в обществе представлениями о справедливости, и соответ- ствующие расходы осуществляются в рамках перераспределительных про- грамм. К этим программам примыкают также программы обязательного со- циального государственного страхования граждан. Вместе с тем, как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения эффективности важна разница между ситуацией, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и той, когда человек, столкнувшись с определёнными трудностями, пользует- ся выплатами из общественного фонда, накопленного при его непосредствен- ном участии. Социальное страхование призвано минимизировать влияние так назы- ваемых социальных рисков - вероятности материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом про- цессе. В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов: от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кор- мильца и, наконец, безработицей. Помимо характера риска, при классифика- ции видов социального страхования учитывается и способ его организации: на добровольных началах или в обязательном порядке. Между этими двумя основными формами возможен ряд переходных, объединяемых условно- обязательным страхованием. Также страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определённую территорию, и общегосудар- ственным. Наряду с социальным страхованием существует и другая форма соци- альной защиты - социальная помощь. В её основе иные принципы организа- ции. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учёте и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важней-
шими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязви- мых слоёв населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств. Кроме того, существенной особенностью страхования является са- мопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социаль- ная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства со всеми вы- текающими отсюда особенностями прямого государственного управления. Основную грань между социальным страхованием и социальной помо- щью, таким образом, можно свести к различию функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов.
4. Другие виды общественных расходов: оборона, технологии, эколо- Гия
Расходы на оборону являются необходимыми, но носят непроизводи- тельный характер, поэтому их неоправданное увеличение является нежела- тельным для экономики. Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство оборо- ны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на за- купку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строитель- ство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств может направляться на покрытие доли в общих военных расходах во- енных блоков или союзов. В состав военных входят также расходы Мини- стерства по атомной энергии, на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обо- роны, которая затем включается в состав федерального бюджета. При этом в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министер- ству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Это вызвано тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно. Часть прямых военных расходов финанси- руется по другим подразделениям расходов бюджета (“Расходы на содержа- ние правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, на содер- жание органов госуправления). Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам Вооружённых Сил и их семьям. Эти за- траты финансируются по разделам «Расходы на оборону» и «Социальное обеспечение». Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки и технологического развития. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отрас- левым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организа- циям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном по- рядке с составлением смет расходов по каждой конкретной теме. Приоритет- ными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются: организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК; борьба с наиболее распространёнными болезнями; создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.
При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства направляются непосредственно исполнителям проектов на конкурсной основе. Природоохранная деятельность является неотъемлемой частью обще- ственного развития. При этом, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем определеннее стратегии общества в сфере природо- пользования, более четко выражены экологические потребности в отношении качества окружающей среды, осознанная необходимость платить за экологи- ческое благополучие. Природоохранные затраты - общественно необходи- мые расходы на поддержание качества среды жизни, осуществление любых видов и форм хозяйственной деятельности и на общее поддержание природ- но-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия на всех уровнях (от глобального до локального). Согласно классификатору видов природоохранной деятельности, к гос- ударственным расходам на экологию относятся: 1. Текущие затраты предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. госу- дарственных, на охрану окружающей среды. 2. Затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения. 3. Капитальные вложения на охрану окружающей среды (прямые и со- пряженные). 4. Содержание заповедников и иных особо охраняемых природных терри- торий, затраты на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных ресурсов (частично), озеленение городов и промышленных центров. 5. Затраты на научные исследования в области охраны окружающей сре- ды и рационального использования природных ресурсов. 6. Операционные расходы бюджета на цели экологии: расходы на содер- жание и деятельность государственных органов в области охраны окружаю- щей среды, в том числе — оплата труда управленческих и контрольных орга-
нов по охране окружающей среды и рациональному использованию природ- ных ресурсов. 7. Затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку со- ответствующих специалистов).
Контрольные вопросы В каких формах осуществляются общественные расходы? Что такое сфера действия программы общественных расходов? От чего зависит перемещение выгод от реципиентов общественных расходов к другим лицам? В силу каких причин круг действительных реципиентов программы может не совпадать с кругом её потенциальных реципиентов? Как проявляется искажающее действие общественных расходов при денежных выплатах реципиентам? Почему натуральные выдачи порождают более значительное искажа- ющее действие по сравнению с денежными выплатами? Способны ли общественные расходы играть стимулирующую роль? Что представляет собой общественное страхование? Как достигается объединение рисков? Что такое социальные риски и каким образом государство реагирует на них? Какова взаимосвязь между общественным страхованием и социальной помощью? Какие нужды индивидов принято удовлетворять за счет общественного страхования?
Тестовые задания 1. Какая методика подразумевает совокупность аналитических приёмов, поз- воляющих определить расходы на достижение специфических целей и вы- брать оптимальное решение? а) анализ производительности; б) анализ издержек и результативности; в) метод Калдора-Хикса; г) анализ осязаемых рыночных процессов. 2. Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избы- точно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Какое это явление? а) принцип достижения Парето-оптимума; б) эффект «липучки»; в) эффект агрегирования прибыли; г) эринцип субсидиарности. 3. Какие издержки несет государство при децентрализации? а) на национальную оборону; б) административного характера; в) информационного характера; г) мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов. 4. Под объединением рисков понимается: а) накопление платежей по схожим видам страхования в едином фонде; б) агрегирование объектов в группу, чтобы уровень риска для всей группы оказался меньше суммы рисков для индивидуальных объектов; в) совмещение имеющих риски событий в одном временном проме- жутке; г) форма сотрудничества страховых компаний.
5. Способны ли частные страховщики эффективно и на регулярной основе страховать большинство социальных рисков? а) да; б) нет; в) способны при участии государства; г) способны, объединившись друг с другом. 6. Основное отличие социального страхования от социальной помощи: а) охват различных слоёв населения; б) различие функции и роли государства в организации и деятельности этих институтов; в) финансирование из различных источников; г) различные политические последствия. 7. Что не относится к природоохранным затратам? а) затраты на содержание заповедников; б) затраты на экологическое образование и просвещение; в) затраты на постройку водоочистных сооружений; г) относится всё вышеперечисленное. 8. Социальное страхование, необходимость которого строго установлена за- конодательством, называется: а) добровольное; б) обязательное; в) условно-обязательное; г) частное. 9. Чем обусловлена необходимость принудительного (налогового) финанси- рования общественного страхования? а) провалами рынка; б) доминированием государства в общественном секторе; в) перераспределительными требованиями; г) сочетанием вариантов А и В.
10. Рациональному и гибкому выбору форм расходования общественных средств способствует: а) структурирование в разрезе конкретных целей и задач; б) структурирование в разрезе ведомств и их подразделений; в) составление жёсткого временного графика расходования; г) нет верного ответа.
Рефераты и доклады 1. Основные группы государственных расходов. 2. Сущность лимитированных программ. 3. Распределение расходов между уровнями бюджетной системы. Для заметок __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Занятие 13: Финансирование и производство товаров и услуг в
|