Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные расходы и государственные организации
Современная рыночная экономика – это экономика, в которой наряду с частным сектором и частным предпринимательством имеются государствен- ный сектор и государственное предпринимательство. В XX веке государство стало полноправным субъектом экономических отношений и выступает как производитель, продавец, покупатель, инвестор и т.п. Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они не ставят в качестве первоочередной задачи максимизацию прибыли, а подчи- няют свои финансовые интересы политическим, общенародным, социальным целям. На первый план выдвигается максимизация социально-экономических выгод и содействие выполнению общенациональных задач. Государство в рыночной экономике является производителем обще- ственных товаров и услуг (благ). Особенность общественных благ заключа- ется в том, что их полезность распространяется больше чем на одного чело- века (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производ- ство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необхо- димы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.
Обеспечение чистыми общественными благами осуществляется только в рамках государственного сектора. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, поддержка общественного порядка и закон- ности. При этом правительство сталкивается с той же проблемой, что и част- ная компания, производящая частные блага, а именно с проблемой финанси- рования производства общественного блага. Если для покрытия своих расхо- дов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит налоги. Кроме проблемы финансирования встает вопрос об определении опти- мального объема общественных благ. Для определения объема производства общественного блага требуются коллективные действия. Они необходимы для выявления общественных предпочтений и для решения проблемы безби- летника. С ростом объема и разнообразия общественных благ, повышением тре- бований к качеству жизни и усилением тенденции к местному самоуправле- нию и корпоративности, а также к общественной самостоятельности и ини- циативе личности, институциональная организация общественной экономики стала более сложной, границы между общественным и рыночным секторами экономики стали более гибкими и подвижными, появились различные орга- низационные формы их взаимодействия. Так, некоторые виды общественных благ обладают свойствами, черта- ми частных благ и могут быть платными, а также быть предоставлены част- ным образом. Природе таких общественных благ соответствует особая структура ин- ституционального механизма, дающая возможность отделить функцию по- требления от функции оплаты и организовать коллективное потребление независимо от организации производства общественных услуг. Частное и общественное финансирование нередко сочетаются. Это от- носится, например, к субсидированию коммунальных услуг, причем как наличие субсидии, так и ее отсутствие совместимо с оказанием услуги как
государственным (муниципальным), так и частным предприятием. В роли специфической формы участия государства в финансовом обеспечении про- изводства некоторых благ выступают также налоговые льготы. Подобно суб- сидиям льготы обычно увязываются с конкретными, социально приоритет- ными вариантами размещения ресурсов. Если организация выбирает именно такой вариант, государство, предоставляя льготу, отказывается в пользу этой организации от средств, которые при иных решениях подлежали бы зачисле- нию в бюджет. Наличие разнообразных вариантов предполагает рациональный выбор наилучших из них. При этом оно свидетельствует, что основания для госу- дарственного финансирования не совпадают с причинами, по которым орга- низуется производство в общественном секторе. Использование различных форм предоставления общественных това- ров и услуг, вплоть до отказа от производства в сферах, привлекательных для частного бизнеса, получило широкое распространение в развитых странах в последние 15-20 лет. Это было связано с задачами повышения эффективно- сти и результативности хозяйственной деятельности государства на основе внедрения рыночных стимулов и механизмов в управление общественными финансами, получивших название новой модели управления. Центральными направлениями этого реформирования являются сокра- щение прямого участия государства в производстве общественных товаров и услуг, передача их в частный сектор и создание конкурентной среды для производителей государственного сектора. Если материальные ресурсы для функционирования государственного сектора традиционно приобретались у негосударственных предприятий, то в последние два десятилетия в развитых странах все большую часть конечных общественных товаров и услуг госу- дарство на основе контрактов закупает в частном секторе.
|