Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрактация
Стремясь повысить эффективность расходования бюджетных средств, государство передаёт часть своих функций по производству и поставке об- щественных благ частному сектору на контрактной основе. Контрактация – это форма взаимодействия государства и предприни- мательства, построенная на хозяйственно-договорных отношениях между ними по поводу производства частным сектором товаров и услуг для госу- дарственных и муниципальных нужд. Контрактная система базируется на пе- редачу частным предпринимателям на основе тендера тех функций, которые ранее выполнялись государственными организациями. При контрактации наилучшим образом сочетается государственное финансирование с частной формой организации производства. В настоящее время в странах со сложившейся рыночной экономикой именно контракта- ция является наиболее распространённой формой разгосударствления. При- чём, если раньше на основе контрактов в основном обеспечивалась деятель- ность предприятий общественного сектора, то теперь все более обычным становится использование контрактов для замещения общественного сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей. Стимулирование производства в частном секторе означает сокращение участия государства в производственном процессе, когда вместо финансиро- вания государственных предприятий осуществляется государственное фи- нансирование частных предприятий и общественных некоммерческих орга- низаций в виде субсидий и налоговых льгот. Широкое распространение контрактации привело к формированию " полугосударственного" сектора, который образуют частные коммерческие и некоммерческие организации, производственные программы которых в зна- чительной или даже преобладающей части ориентированы на государствен- ные контракты.
Рыночное поведение таких организаций определяется не столько непо- средственными проявлениями спроса со стороны индивидов, сколько поли- тикой государства, выраженной в спросе со стороны общественного сектора. Контрактация имеет смысл прежде всего потому, что предприниматель гораздо более бюрократа заинтересован в экономии. Однако, если, например, в контракте указан объем услуг, но недостаточно конкретно оговорены их качественные параметры, ближайшим резервом экономии может оказаться снижение качества. Когда услуги оказываются под прямым административным контролем правительственного агентства, существует политическая зависимость произ- водителей от настроений конечных потребителей, пусть даже она зачастую слаба. Частный производитель, работающий по контракту, вправе строить свои отношения с конечными потребителями по собственному усмотрению, если он не нарушает закон и контракт. Если требования к качеству удаётся сформулировать достаточно чётко, то их выполнение можно контролировать с высокой степенью надёжности. Именно в тех областях и видах деятельности, где наличествуют операцио- нально выражаемые требования к качеству, наблюдаются наибольшие до- стижения в использовании контрактации. Даже если требования к конечным результатам деятельности не под- даются формализованному описанию (например, в сферах народного образо- вания и здравоохранения), существуют два пути эффективного использова- ния отношений контрактного типа. Во-первых, на контрактной основе, как правило, целесообразно форми- ровать отдельные факторы и условия достижения конечных результатов. Этот путь является, по сути, традиционным. Во-вторых, если речь идет не об общественных благах, а об услугах, потребляемых индивидуально, решению проблемы качества может способствовать вовлечение конечных потребите- лей в контрактные отношения. Для этого необходимо, чтобы не только пра- вительственные агентства, но и сами потребители имели свободу выбора
услуг и их поставщиков, конкурирующих между собой. Данная идея лежит в основе так называемых ваучерных систем. Среди них имеются два различных типа обязательств. К одному типу относятся унифицированные обязательства государства перед конечными потребителями. Именно эти обязательства называются ваучерами. Контракты другого типа заключаются без прямого участия государства, такие контракты представляют, по сути, частный случай добровольного рыночного взаимо- действия на рынке с субсидируемым спросом. Они предполагают, в принци- пе, обычный рыночный механизм селекции качества: потребители, не удо- влетворённые работой какой-либо организации, способны обратиться к ее конкурентам. Контрактация, при которой непосредственным покупателем услуг вы- ступает государственный орган, как правило, предполагает монопсонию. Это делает рыночный механизм уязвимым, даже если на стороне поставщиков наличествует реальная конкуренция. Ваучерные системы, в принципе, позво- ляют ввести конкуренцию и на стороне покупателя (значение этого обстоя- тельства, разумеется, зависит от того, имеется ли конкуренция поставщиков). Однако эффективность использования ваучеров ограничивается влия- нием информационной асимметрии. Важна способность конечных потреби- телей адекватно оценивать качество предлагаемых услуг; в противном случае интересы потребителя могут быть защищены менее, чем когда выбор возло- жен на государственный орган. Другой существенный фактор — административные издержки. Если характер приватизируемых функций предполагает сложные механизмы вза- имодействия контрактора с государственными органами, то административ- ные издержки способны приобретать решающее значение.
|