Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды контрактов
Решающее значение при использовании контрактации имеет характер контрактов, особенно отражение в них интересов потребителей. При отсут- ствии конкуренции между потенциальными поставщиками вероятна фикса- ция в контракте неоптимального уровня издержек и велика опасность кор- рупционных сговоров. Однако даже если конкуренция достаточно интенсив- на, многое зависит от способности покупателя (государственного органа) за- фиксировать в контракте однозначные требования ко всем существенным ас- пектам предстоящей деятельности. Контракт с фиксированной ценой применяется, когда результаты и из- держки в достаточной степени предсказуемы. Контракт типа " издержки плюс прибыль" предусматривает, что сумма оплаты заранее не устанавливается, а заказчик расплачивается с поставщи- ком исходя из уровня фактических издержек, добавляя к ним прибыль на оговоренных контрактом условиях (например, пропорционально издержкам). Как бы ни увеличивались затраты поставщика, заказчик вынужден их полно- стью возмещать, так что поставщик не несет никакого риска. Контракт с разделением затрат предполагает иную схему. Предвари- тельно определяется базовая сумма оплаты, которая гарантируется постав- щику, а в случае превышения этой суммы дополнительные издержки делятся между заказчиком и поставщиком в той или иной пропорции, согласованной в рамках контракта. Иначе говоря, риск непредусмотренного повышения расходов разделя- ется между участниками контракта. Этот вид контрактов стимулирует произ- водителя (поставщика) добиваться экономии, тогда как контракты типа " из- держки плюс прибыль" создают заинтересованность скорее в увеличении за-
трат, чем в их сокращении. Поэтому контракты с разделением затрат нередко называют стимулирующими контрактами. Контракт " издержки плюс прибыль" приемлем только при очень высо- кой величине риска и невозможности найти надёжного поставщика, соглас- ного разделить риск. Очень часто наилучшим вариантом оказывается стиму- лирующий контракт, предусматривающий разделение затрат, причём чем значительнее риск, тем, при прочих равных условиях, большую долю допол- нительных издержек приходится брать на себя государству. Описанные виды контрактов применяются обычно, когда недостаточна информация о предстоящих издержках. В то же время существенным бывает и недостаток информации о составе конкретных услуг, которые предстоит оказать, откликаясь на нужды конечных потребителей. В подобной ситуации имеется несколько вариантов действий. Государственный орган может использовать контракт типа " издержки в расчете на услугу", который предусматривает установление расценок на от- дельные услуги и оплату исходя из их фактического объема. Подобные кон- тракты зачастую необходимы, но их недостаток состоит в том, что подобно контрактам типа " издержки плюс прибыль" они стимулируют рост затрат. Другим вариантом является блочный контракт. Он предусматривает фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказан- ных услуг (плата иногда может изменяться при изменении численности лиц, пользующихся правом на обслуживание, и других параметров, на которые поставщик не способен влиять). Блочный контракт освобождает заказчика (государственный орган) от риска, возлагая его на поставщика услуг и за- ставляя последнего искать резервы экономии. Однако, если риск объективно велик, цена, которая обеспечила бы предложение со стороны конкурирующих между собой потенциальных по- ставщиков, может оказаться чрезмерно высокой. В ряде случаев удовлетворительное решение дает контракт типа " из- держки и объем", который фактически представляет собой комбинацию
блочного контракта и контракта " издержки в расчете на услугу". Устанавли- ваются некоторые базовые количественные и качественные характеристики обслуживания, и пределах которых поставщик обязан оказывать услуги за счет фиксированных ассигнований, как при блочном контракте. В то же вре- мя, если возникает потребность выйти за рамки базовых характеристик (например, в силу резкого роста заболеваемости больнице приходится оказы- вать гораздо больше услуг, чем первоначально предполагалось), то дополни- тельные расходы возмещаются по типу контракта " издержки в расчете на услугу". Выбор формы и параметров контракта, наиболее подходящих для ре- шения той или иной конкретной задачи, во многом зависит от состояния рынка, на котором заказчики взаимодействуют с поставщиками, в частности от особенностей провалов рынка, с которыми приходится сталкиваться. Од- нако, как бы то ни было, описанные выше основные типы контрактов дают довольно широкие возможности для воздействия государственных органов на своих потенциальных поставщиков в интересах избирателей- налогоплательщиков.
Контрольные вопросы Что представляет из себя современная рыночная экономика? Чем отличаются государственные предприятия от частных предприя- тий? В чем проявляется особенность общественных благ? Какова особенность контрактных отношений секторе? Что представляет собой «полугосударственный» сектор? между общественным сектором и частными поставщиками? Что такое контрактация? На чем базируется контрактация? Как происходит стимулирование производства в частном Какие есть два пути эффективного использования отношений кон- трактного типа? Что такое ваучерные системы? В чем заключается монопсония? Что такое административные издержки? Что представляют из себя квази-рынки? В чем состоит идея квази-рынка? Что переставляет собой контракт «издержки плюс прибыль», " издерж- ки в расчёте на услугу", " издержки и объем"?
Тестовые задания 1. Государство в рыночной экономике является производителем: а) общественных товаров и услуг; б) частных общественных благ. 2. Чистые общественные блага: а) национальная оборона; б) вещи личной гигиены; в) поддержка общественного порядка; г) услуги в парикмахерской. 3. Для покрытия своих расходов частная фирма назначает цену за благо, то правительство для покрытия расходов вводит - … а) пособия; б) пенсии; в) налоги. 4….- это форма взаимодействия государства и предпринимательства, постро- енная на хозяйственно-договорных отношениях между ними по поводу про- изводства частным сектором товаров и услуг для государственных и муни- ципальных нужд. а) внешние эффекты;
б) контрактация; в) квази-рынок. 5. К какому типу контрактов относится контракт, который предусматривает фиксированную величину оплаты независимо от объема фактически оказан- ных услуг: а) контракт с разделением затрат; б) «контракт типа " издержки и объем"; в) блочный контракт; г) контракт с фиксированной ценой. 6. К какому типу относятся организации и предприятия, создающиеся по ини- циативе лиц, готовых затрачивать силы и средства на деятельность, отвечаю- щую миссии организации без расчета на прибыль: а) частные предприятия; б) государственные некоммерческие организации; в) государственные предприятия; г) частные некоммерческие организации. 7. К критериям оценивания общественных расходов относят: а) результативность затрат; б) производительность; в) экономичность; г) все ответы правильные. 8. Контрактация, при которой непосредственным покупателем услуг выступа- ет государственный орган, как правило, предполагает- … а) монополию; б) олигополия; в) монопсония. 9. Верно ли утверждение: «Государственное предпринимательство осуществ- ляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и существует большой риск.» а) да;
б) нет. 10. Контракт типа " издержки плюс прибыль" предусматривает, что… а) сумма оплаты уже установлена; б) сумма оплаты заранее устанавливается; в) сумма оплаты заранее не устанавливается. 11. Контракт с разделением затрат предполагает, что… а) сумма оплаты уже установлена; б) сумма оплаты заранее устанавливается; в) сумма оплаты заранее не устанавливается. 12. Блочный контракт предусматривает: а) фиксированную величину оплаты независимо от объёма фактически оказанных услуг; б) нефиксированную величину оплаты независимо от объёма фактиче- ски оказанных услуг. 13. Если возникает потребность выйти за рамки базовых характеристик, то дополнительные расходы возмещаются по типу контракта: а) " издержки в расчёте на услугу"; б) " издержки плюс прибыль"; в) " издержки и объем". 14. Верно ли утверждение: «В ряде случаев удовлетворительное решение да- ёт контракт типа " издержки и объем", который фактически представляет со- бой комбинацию блочного контракта и контракта " издержки в расчёте на услугу» а) да; б) нет.
Рефераты и доклады 1. Ваучерная система как форма хозяйственно-договорных отношений. 2. Возможность снижения административных издержек при производстве общественных благ.
Занятие 14: Оценка эффективности общественных расходов
1. Факторы роста общественных расходов. 2. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов. 3. Искажающее действие общественных расходов. 4. Показатели эффективности общественных расходов.
Ключевые понятия: рост общественных расходов, программа обществен- ных расходов, «теневые цены», критерии оценки рациональности, индика- торы результативности.
|