Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность социального страхования
Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными ак- тами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости. Социальное страхование - это механизм реализации социальной поли- тики государства, основа организации социальной защиты населения. Соци- альное страхование является также «формой социальной защиты экономиче- ски активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудо- способности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работни- ков в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособно-
сти, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здо- ровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхова- ние осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязатель- ных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также до- таций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Исторически определились три формы организации систем социально- го страхования: - коллективное (страхование, организуемое профсоюзами); - государственное; - смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсою- зов). Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед ра- ботодателями и государством. Характерным примером в этом отношении яв- ляется Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллектив- ная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице. Государственное социальное страхование, введённое в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населе- ния. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страхо- вании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы вза- имопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались ра- ботодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети сум- мы взносов, соответственно. Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по
страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла ко- миссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муници- палитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражда- нин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года. В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновре- менно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создава- лись больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правле- ния состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 боль- ничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов. Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась ещё одна система социальной за- щиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоя- тельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких разме- рах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь. Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работни- ков и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанав- ливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного стра-
хования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на ос- нове договора траста. Распределение фондов коллективного страхования происходит на ос- нове принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учётом того, в течение какого времени страхователь пла- тил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных нача- лах или не страховаться вовсе. Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодатель- ными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специ- альными государственными финансово-кредитными учреждениями, создава- емыми при органах законодательной или исполнительной власти.
|