Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы развития бюджетного федерализма в России
На первом этапе (1991 – 1993 гг.) при строительстве федерализма в де- мократической России были вынуждены отказаться от жёсткого каркаса вла- сти федеративных отношений, существовавших в советский период, и учесть исторический опыт развития российской многонациональной государствен- ности. В основу федеративного договора была положена коллективно выра- ботанная асимметричная модель отношений центральных властей и субъек- тов Федерации, предусматривающая различный статус субъектов Федерации - республик, краёв и областей, а также автономных образований. Однако новая Конституция, принятая на референдуме в конце 1993 г., содержит некоторые аспекты «кооперативного» федерализма, предусматри- вающие области совместного ведения Федерации и ее субъектов без жёстко фиксированного разграничения полномочий между ними. Более того, соглас- но ст. 5 п. 2 республика (государство) имеет свою конституцию и законода- тельство, а край, область, город федерального значения, автономное образо- вание имеют свои устав и законодательство. Эти положения Конституции могут породить тенденции к сепаратизму и возникновению спорных вопросов по взаимоотношению центра и субъек- тов Федерации. В решении таких спорных вопросов, как показывает опыт за- рубежных федеративных государств, большую роль играет конституционный суд. Однако в России в силу ряда обстоятельств он не стал главным арбитром регулирования конфликтных ситуаций, затрагивающих конституционные процессы. В этой связи надо отметить, что в 2001 г. в России начался третий этап в развитии федеративных отношений, который направлен на сохранение единства и целостности РФ и сопровождается выстраиванием вертикали властных структур при условии децентрализации многих функций управле- ния. В заключение отметим, что устойчивость федеральных отношений определяется порядком разграничения полномочий между центрами и субъ-
ектами Федерации в области налоговой и бюджетно-финансовой политики, поэтому можно сделать вывод, что в РФ финансовой основой выполнения расходных обязательств бюджетами разного уровня является поступление средств собственных (закреплённых), регулирующих налогов, а также систе- мы межбюджетных трансфертов в рамках политики горизонтального вырав- нивания. Под регулирующими налогами понимаются федеральные налоги, которые в определённой законом пропорции делятся между Центром и реги- ональными и местными органами власти и управления. В Российской Феде- рации это подоходный налог с граждан, налог на прибыль и НДС. За каждым уровнем бюджетной системы РФ также закреплены свойственные регио- нальные и местные виды налогов.
|