Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития бюджетного федерализма в России






 

На первом этапе (1991 – 1993 гг.) при строительстве федерализма в де-

мократической России были вынуждены отказаться от жёсткого каркаса вла-

сти федеративных отношений, существовавших в советский период, и учесть

исторический опыт развития российской многонациональной государствен-

ности. В основу федеративного договора была положена коллективно выра-

ботанная асимметричная модель отношений центральных властей и субъек-

тов Федерации, предусматривающая различный статус субъектов Федерации

- республик, краёв и областей, а также автономных образований.

Однако новая Конституция, принятая на референдуме в конце 1993 г.,

содержит некоторые аспекты «кооперативного» федерализма, предусматри-

вающие области совместного ведения Федерации и ее субъектов без жёстко

фиксированного разграничения полномочий между ними. Более того, соглас-

но ст. 5 п. 2 республика (государство) имеет свою конституцию и законода-

тельство, а край, область, город федерального значения, автономное образо-

вание имеют свои устав и законодательство.

Эти положения Конституции могут породить тенденции к сепаратизму

и возникновению спорных вопросов по взаимоотношению центра и субъек-

тов Федерации. В решении таких спорных вопросов, как показывает опыт за-

рубежных федеративных государств, большую роль играет конституционный

суд. Однако в России в силу ряда обстоятельств он не стал главным арбитром

регулирования конфликтных ситуаций, затрагивающих конституционные

процессы. В этой связи надо отметить, что в 2001 г. в России начался третий

этап в развитии федеративных отношений, который направлен на сохранение

единства и целостности РФ и сопровождается выстраиванием вертикали

властных структур при условии децентрализации многих функций управле-

ния.

В заключение отметим, что устойчивость федеральных отношений

определяется порядком разграничения полномочий между центрами и субъ-

 

ектами Федерации в области налоговой и бюджетно-финансовой политики,

поэтому можно сделать вывод, что в РФ финансовой основой выполнения

расходных обязательств бюджетами разного уровня является поступление

средств собственных (закреплённых), регулирующих налогов, а также систе-

мы межбюджетных трансфертов в рамках политики горизонтального вырав-

нивания. Под регулирующими налогами понимаются федеральные налоги,

которые в определённой законом пропорции делятся между Центром и реги-

ональными и местными органами власти и управления. В Российской Феде-

рации это подоходный налог с граждан, налог на прибыль и НДС. За каждым

уровнем бюджетной системы РФ также закреплены свойственные регио-

нальные и местные виды налогов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал