Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основы бюджетного федерализма






 

Развитие общественного (государственного) сектора характеризуется

наличием двух тенденций - унитаризма и федерализма.

Для полиэтнических, поликонфессионных сообществ людей и для

стран, государственность которых исторически формировалась путем объ-

единения

и

присоединения

ранее

независимых

государственно-

территориальных образований, характерным является федеративное государ-

ственное устройство. Оно позволяет полнее учесть разнообразные интересы

людей, проживающих на всей территории страны. Федерализм по сравнению

с унитаризмом позволяет обеспечить эффективную государственность в со-

четании с политической свободой.

Федеративное государство, в отличие унитарного, базируется на:

- принципе широкой самостоятельности входящих в него территориальных

субъектов;

- принципе рамочной компетенции (установление рамочных условий, проце-

дур и нормативов);

- принципе субсидарности, дополнительности (делегирование полномочий с

местного, регионального уровня управления на федеральный уровень);

 

- чётком разграничении компетенции, полномочий центра и субъектов Феде-

рации в различных сферах государственной деятельности.

Теоретическая модель бюджетного федерализма может предполагать

точное соответствие налоговых полномочий субъектов Федерации закреп-

лённым за ними расходным обязательствам. В реальных же бюджетных си-

стемах в данной области всегда существует разрыв. Он обусловлен необхо-

димостью решения задач макроэкономической стабилизации и перераспре-

деления национального дохода, что требует концентрации наиболее важных

доходных источников на уровне центрального правительства. В результате

происходит ослабление собственных доходных баз территориальных бюдже-

тов и возникает проблема «вертикальной несбалансированности». Для ее ре-

шения применяются отчисления от регулирующих источников доходов и

субсидирование расходов бюджетов территорий. В этой связи и возникает

необходимость решения проблем как вертикального, так и горизонтального

бюджетного выравнивания, что предполагает анализ трех основных положе-

ний, первые два из которых относятся к проблеме вертикального выравнива-

ния, а третье — к горизонтальному выравниванию:

- распределение расходных функций: определяется, какими должны быть

обязательства по реализации государством своей функции управления для

каждого уровня власти в рамках единого социально-экономического про-

странства;

- распределение функций по обеспечению бюджетных доходов: определяется

порядок финансирования бюджетных обязательств для каждого уровня вла-

сти и управления;

- межбюджетные финансовые расходы: определяют, какие финансовые сред-

ству между уровнями и при каких условиях необходимы для исполнения

государством социальной и экономической функций и как при этом должны

взаимодействовать между собой уровни власти.

Вертикальное выравнивание бюджетных доходов проводится одновре-

менно с финансовым горизонтальным выравниванием — частичным пере-

 

распределением бюджетных ресурсов между регионами, от «богатых» к

«бедным». Это делается в целях укрепления государственного единства и со-

блюдения принципа территориальной справедливости, что предполагает

поддержание экономической эффективности функционирования региональ-

ных воспроизводственных комплексов, т.е. предотвращение вынужденной

межрегиональной миграции или увеличения налоговой нагрузки в «бедных»

регионах.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал