Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы бюджетного федерализма
Развитие общественного (государственного) сектора характеризуется наличием двух тенденций - унитаризма и федерализма. Для полиэтнических, поликонфессионных сообществ людей и для стран, государственность которых исторически формировалась путем объ- единения и присоединения ранее независимых государственно- территориальных образований, характерным является федеративное государ- ственное устройство. Оно позволяет полнее учесть разнообразные интересы людей, проживающих на всей территории страны. Федерализм по сравнению с унитаризмом позволяет обеспечить эффективную государственность в со- четании с политической свободой. Федеративное государство, в отличие унитарного, базируется на: - принципе широкой самостоятельности входящих в него территориальных субъектов; - принципе рамочной компетенции (установление рамочных условий, проце- дур и нормативов); - принципе субсидарности, дополнительности (делегирование полномочий с местного, регионального уровня управления на федеральный уровень);
- чётком разграничении компетенции, полномочий центра и субъектов Феде- рации в различных сферах государственной деятельности. Теоретическая модель бюджетного федерализма может предполагать точное соответствие налоговых полномочий субъектов Федерации закреп- лённым за ними расходным обязательствам. В реальных же бюджетных си- стемах в данной области всегда существует разрыв. Он обусловлен необхо- димостью решения задач макроэкономической стабилизации и перераспре- деления национального дохода, что требует концентрации наиболее важных доходных источников на уровне центрального правительства. В результате происходит ослабление собственных доходных баз территориальных бюдже- тов и возникает проблема «вертикальной несбалансированности». Для ее ре- шения применяются отчисления от регулирующих источников доходов и субсидирование расходов бюджетов территорий. В этой связи и возникает необходимость решения проблем как вертикального, так и горизонтального бюджетного выравнивания, что предполагает анализ трех основных положе- ний, первые два из которых относятся к проблеме вертикального выравнива- ния, а третье — к горизонтальному выравниванию: - распределение расходных функций: определяется, какими должны быть обязательства по реализации государством своей функции управления для каждого уровня власти в рамках единого социально-экономического про- странства; - распределение функций по обеспечению бюджетных доходов: определяется порядок финансирования бюджетных обязательств для каждого уровня вла- сти и управления; - межбюджетные финансовые расходы: определяют, какие финансовые сред- ству между уровнями и при каких условиях необходимы для исполнения государством социальной и экономической функций и как при этом должны взаимодействовать между собой уровни власти. Вертикальное выравнивание бюджетных доходов проводится одновре- менно с финансовым горизонтальным выравниванием — частичным пере-
распределением бюджетных ресурсов между регионами, от «богатых» к «бедным». Это делается в целях укрепления государственного единства и со- блюдения принципа территориальной справедливости, что предполагает поддержание экономической эффективности функционирования региональ- ных воспроизводственных комплексов, т.е. предотвращение вынужденной межрегиональной миграции или увеличения налоговой нагрузки в «бедных» регионах.
|