Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация социального страхования в Российской Федерации
Начало становлению нового российского социального страхования бы- ло положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 де- кабря - Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государ- ственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социаль- ного страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.
Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатёже- способности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском стра- ховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР». Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. бы- ли введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхо- вание, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населе- ния РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС). Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъем- лющего социального страхования. Созданием новой страховой системы со- циальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры со- циальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты - в зависимость от тру- дового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости. Благодаря организации страховой системы удалось избежать наметившейся в конце 1980-х гг. тенденции резкого снижения доли расходов на социальную защиту в структуре ВВП: если в 1989 г. она составляла 10, 8%, то в 1992 г. - 10, 9 (8, 4 - - за счет внебюджетных фондов), в 1994 г. - 12, 7% (8, 6 -- за счет внебюджет- ных фондов). К 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем всех социальных расходов государственного бюджета. Социальное страхование является основным элементом системы соци- альной защиты РФ. В настоящее время, средства социального страхования составляют 69, 3% в общем объеме расходов на социальную защиту. В тече-
ние всего периода своего существования система, социального страхования удерживает устойчивые позиции в экономике страны. Объем ее финансовых ресурсов не опускался ниже 8% ВВП, а в наиболее благоприятном 1997 г. даже достиг 9, 7% ВВП. В объеме денежных доходов населения удельный вес страховых социальных выплат составляет 10 - 12%, а социальных трансфер- тов и бюджета - немногим более 3 %. Система социального страхования РФ является государственной, т. е. страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социально- го страхования не ассоциированы с государственным бюджетом, называются внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчётных законодательному органу - Федеральному Собранию и Прави- тельству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособ- ности, которое действует только для наёмных работников.
|