Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация социального страхования в Российской Федерации






 

Начало становлению нового российского социального страхования бы-

ло положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных

фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 де-

кабря - Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного

фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государ-

ственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось

необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социаль-

ного страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.

 

Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатёже-

способности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом

привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях

социальной защиты: охране здоровья и занятости населения.

Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализация

безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском стра-

ховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР». Реализация

этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов

предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. бы-

ли введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхо-

вание, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населе-

ния РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного

медицинского страхования (ФОМС).

Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъем-

лющего социального страхования. Созданием новой страховой системы со-

циальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры со-

циальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования

экономики, а индивидуальные социальные выплаты - в зависимость от тру-

дового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует

международной практике и имеет несомненное положительное значение с

точки зрения реализации принципов социальной справедливости. Благодаря

организации страховой системы удалось избежать наметившейся в конце

1980-х гг. тенденции резкого снижения доли расходов на социальную защиту

в структуре ВВП: если в 1989 г. она составляла 10, 8%, то в 1992 г. - 10, 9 (8, 4 -

- за счет внебюджетных фондов), в 1994 г. - 12, 7% (8, 6 -- за счет внебюджет-

ных фондов). К 1995 г. объем фондов социального страхования превысил

объем всех социальных расходов государственного бюджета.

Социальное страхование является основным элементом системы соци-

альной защиты РФ. В настоящее время, средства социального страхования

составляют 69, 3% в общем объеме расходов на социальную защиту. В тече-

 

ние всего периода своего существования система, социального страхования

удерживает устойчивые позиции в экономике страны. Объем ее финансовых

ресурсов не опускался ниже 8% ВВП, а в наиболее благоприятном 1997 г.

даже достиг 9, 7% ВВП. В объеме денежных доходов населения удельный вес

страховых социальных выплат составляет 10 - 12%, а социальных трансфер-

тов и бюджета - немногим более 3 %.

Система социального страхования РФ является государственной, т. е.

страховые фонды находятся в собственности государства. Фонды социально-

го страхования не ассоциированы с государственным бюджетом, называются

внебюджетными фондами социального назначения и находятся в управлении

и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений,

подотчётных законодательному органу - Федеральному Собранию и Прави-

тельству РФ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются

федеральными законами. Социальное страхование в РФ носит для населения

всеобщий характер, за исключением страхования временной нетрудоспособ-

ности, которое действует только для наёмных работников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал