![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. ПсихофармакотерапияСтр 1 из 17Следующая ⇒
Александровский Ю.А. Психофармакотерапия Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Юрий Анатольевич Александровский. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 128 с. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Глава 1. Диагностика и лечение больных с психическими расстройствами 1.1.Методические особенности 1.2.Общие подходы к лечению Глава 2. Средства и методы терапии в психиатрической практике (история и современность) Глава 3. Психофармакотерапия 3.1.Краткая историческая справка 3.2.Классификация и терапевтическое воздействие психофармакологических препаратов 3.3.Основные психофармакологические препараты 3.3.1.Психолептики 3.3.2.Психоаналептики 3.3.3.Гипнотики (снотворные средства) Глава 4. Клинические исследования действия психофармакологических препаратов Терминологический словарь Приложения 1. Положение об организации деятельности медицинского психолога, участвующего в оказании психотерапевтической помощи 2.Положение об организации деятельности социального работника, участвующего в оказании психотерапевтической помощи 3.Квантифицированная оценка клинико-фармакологического действия психофармакологических препаратов (КОДПП) Список литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ Лечение больного человека с использованием лекарственных препаратов, в соответствии с существующим законодательством, может проводить только врач. Это в полной мере относится к организации терапии больных с психическими расстройствами, при которой используются прежде всего психофармакологические препараты. В лечении психически больного современными методами важная роль отводится медицинскому психологу. Он имеет возможность с помощью психодиагностического анализа уточнять характер болезненного нарушения, проводя иногда очень тонкую границу между «нормой» и «болезнью», оценивать личностно-типологические особенности больного, прослеживать динамику состояния в процессе терапии, определять диагноз заболевания. Наряду с этим компетенция психолога позволяет ему самостоятельно проводить психологическое консультирование и участвовать в психотерапевтических лечебных и реабилитационных программах, выполняемых в различных лечебных учреждениях. В терапевтической практике современной психиатрии сложилось триединство биологического (прежде всего психофармакологического) лечения, психотерапии и социально-реабилитационных мероприятий. Оно основано не только на большом опыте, но и на системном понимании этиологии и патогенеза психических расстройств, единстве взаимодополняющих друг друга механизмов психической адаптации в норме и при патологических состояниях. С учетом этого в практике лечебных психиатрических учреждений, как зарубежных, так и нашей страны, формируется так называемый «бригадный метод» ведения больного. В бригаду, работающую под руководством компетентного врача-психиатра (при необходимости — консилиума врачей), несущего общую персональную ответственность за постановку диагноза, назначение лекарственной терапии (в амбулаторной практике только врач имеет право выписывать рецептурные препараты), решение врачебно-экспертных и других вопросов, входят психолог, социолог, реабилитолог и другие специалисты. На современном уровне дифференциации медицинских знаний именно «бригадный подход» позволяет наиболее полно использовать диагностические и лечебные возможности разных специальностей, что создает основу для развития интегральной медицины. При этом члены бригады должны быть достаточно хорошо ориентированы в возможностях смежных специальностей и действовать согласно Приказу Минздрава России «О психотерапевтической помощи» от 16 сентября 2003 г. № 438 (прил. 1, 2). Для этого в последние годы в образовательных программах высших учебных заведений и в системе послевузовской подготовки специалистов большое место занимают спецкурсы по смежным дисциплинам. Спецкурс «Психофармакотерапия» для студентов психологических факультетов университетов предназначен для ознакомления с современными возможностями медикаментозного лечения психически больных. Это необходимо не только психологу — члену терапевтической бригады в лечебно-профилактическом учреждении, но и специалистам, работающим в разных областях медицинской практики, в которых психофармакологические препараты используются при лечении невротических и психосоматических нарушений. При составлении плана настоящего учебного пособия учитывалась необходимость использования утвержденной программы спецкурса «Психофармакотерапия». Для предлагаемого издания специально подготовлен терминологический словарь основных понятий, используемых в психиатрической практике при проведении психофармакотерапии, позволяющий более четко ориентироваться в вопросах диагностики психических расстройств и лечения больных. В конце учебного пособия (прил. 3) приводится оценочная шкала, предназначенная для изучения состояния больных с пограничными психическими расстройствами во время психофармакотерапии. На примере этой шкалы и рекомендаций по ее использованию можно увидеть всю сложность квантифицированных подходов к оценке состояния больных во время терапии. Глава 1
|