Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Миф машины






Наиболее крупным и признанным вкладом Священной царской власти (так он называет властителей Египта) было изобретение архетипа машины. Для всех последующих сложных машин это поразительное изобретение оказалось первой действующей моделью, несмотря на то, что главная функция машины постепенно перешла от человеко-частей к более надежным механическим деталям. Это точка зрения американского культуролога Льюиса Мамфорда. Он считает, что уникальным по своему значению действием царской власти была концентрация рабочей силы и создание основ opганизаций, которые сделали возможным выполнени работ невиданных ранее масштабов. И как результат этого изобретения — гигантские инженерные задачи, выполненные пять тысяч лет назад и не уступающие лучшим современным образцам в серийности произволства, стандартизации, тщательности проектирования,

По мнению Л.Мамфорда, машина не была замечеОна оставалась безымянной вплоть до этих дней, когда появился куда более мощный современный тип, включающий в себя большое количество подчиненных машин. Ради удобства американский исследователь? называет архетипическую модель по разному в зависит мости от специфики действия ее в той или иной ситуации. Так, когда составные части машины, даже если она функционировала как единая целостная система, обязательно были разделены в пространстве Этот вид машины Л.Мамфорд называет «невидимой машиной». Он выделяет также «трудовую машину» (для выполнения работ на сложно организованных коллективных предприятиях), «военную машину».

Когда все составные части машины — политичес­кая и экономическая власть, военная, бюрократичес­кая и царская — объединены в одно понятие в терми­нологии Л.Мамфорда — это «мегамашина». Техничес­кое оборудование, созданное этой мегамашиной, сле­довательно, превращается в мегатехнику, отличаю­щуюся от более простых и разнообразных видов тех­нологий, которые вплоть до нашего столетия продол­жали выполнять большую часть повседневной работы на производстве и в сельском хозяйстве, лишь иногда используя энергетическое оборудование.

По словам Мамфорда, только монархи, опиравшие­ся на знание астрономии и поддержку религии, были способны ухватить мегамашину и управлять ею. Это было невидимое устройство, состоящее из живых людей, скрепленных как неподвижные части (обычной машины), каждая из которых имела определенную функцию, роль и задачу, чтобы осуществить наиболь­ший результат и осуществить грандиозные планы этой огромной организации. Несмотря на поддержку выс­шими властями безграничных притязаний царской власти, институт монархии не получил бы столь гран­диозного распространения, если бы, в свою очередь, не был подкреплен грандиозными достижениями ме-гамашины. Это изобретение, по словам Мамфорда, было высшим завоеванием ранней цивилизации, тех­нологическим достижением, послужившим образцом для всех последующих видов механических устройств.

Л.Мамфорд считает, что если мы поймем, как по­явилась машина и проследим ее последующее разви­тие, то сможем по-новому взглянуть на происхожде­ние нашей современной сверхмеханизированной культу­ры, на судьбу и будущее современного человека. Мы об­наружили, что в первоначальном мифе машины были выражены сумасбродные надежды и желания, которые полностью осуществились в современную эпоху. Но в то же время миф машины ввел запреты, ограничения, на­садил атмосферу принудительности и раболепия, кото­рые и сами по себе, и как следствие вызываемых ими противодействий угрожают сегодня еще более пагубны­ми последствиями, чем это было в эпоху пирамид.

Хотя впервые мегамашина была смонтирована в пе­риод возникновения орудий труда из меди, их появле­ние не было взаимосвязано: механизация социальной жизни в древней форме ритуала значительно предше­ствовала механизации орудий труда. Но как только новый механизм был создан, он начал быстро распро­страняться, но не благодаря добровольному принятию в целях самозащиты, а посредством принудительного введения монархами, действующими так, как могли действовать только боги или помазанники божьи. Всюду, где мегамашина была успешно собрана, она приводила к такому увеличению выработки энергии и объема выполняемой работы, которое было немысли­мо до этого. Вместе с умением концентрировать ко­лоссальные механические силы возник новый вид ди­намизма, преодолевший инертность и узкие рамки ог­раниченной земледельческой культуры абсолютной новизной своих достижений.

Мамфорд разъясняет: примененные царской влас­тью силы машины значительно раздвинули простран­ственно-временные границы. Работы, для завершения которых когда-то требовалось несколько столетий, те­перь выполнялись за период меньший, чем жизнь одного поколения. По распоряжению царя создавались горы из камня и обожженной глины, пирамиды и зиккураты: факгачески весь ландшафт был изменен, в его точных границах и геометрических формах отрази­лись космический порядок и несгибаемая воля челове­ка. Ни одна сложная механическая машина, хоть сколько-нибудь сравнимая с этим механизмом, нигде не использовалась вплоть до IV в.н.э., когда в Запад­ной Европе получили распространение часы, ветряная и водяная мельницы.,

Возникает вопрос: почему же этот механизм оста­вался невидимым для археолога или историка? Дело в '. том, что машина полностью состояла из человеко-частей и обладала определенной функциональной струк­турой, действующей только до тех пор, пока религиоз­ный экстаз, заклинания и распоряжения царя, создав-. шие ее, воспринимались всеми членами общества как феномены, выходящие за пределы обычного челове­ческого понимания. Как только направляющая сила: царской власти ослабевала вследствие смерти или не­удачи в сражении, скептицизма или восстания как вы­ражения мести, вся машина разрушалась.

С самого начала человеческая машина, по мнению Мамфорда, была двулика. С одной стороны, принуди­тельная и разрушительная, с другой — жизнеутверж­дающая и конструктивная. Однако конструктивные силы не могли проявиться в полной мере, пока хоть в какой-то степени не действовали разрушительные. Не­смотря на то, что первоначальная форма военной ма­шины почти наверняка появилась до трудовой маши­ны, именно последняя достигла небывалого совершен­ства в выполнении работ, причем это отразилось не

только в количестве сделанного, но и в качестве и сложности управленческих структур. Теперь, замечает Л.Мамфорд, мы понимаем, что определение таких коллективных общностей, как машины, вовсе не пус­тая игра слов. Пирамиды — это не только бесспорное свидетельство существования машины, но и доказа­тельство ее бесспорной эффективности.

Как же работала эта гигантская машина? Если для приведения в действие такого механизма, в одинако­вой степени выполняющего как созидательную, так и разрушительную работу, необходимо единственное изобретение, то им, вероятно, была письменность. Этот способ преобразования человеческой речи в гра­фическую запись не просто позволил передавать ин­формацию и распоряжения в пределах системы, но и определять ответственность в случае невыполнения письменных приказов. Первоначально письменность использовали не для выражения каких-либо идей, а для ведения в храме записей количества зерна, посу­ды, домашнего скота, произведенных, хранящихся и использованных ремесленных изделий...

В основе действия машины лежали два элемента: систематизированное знание о природе и сверхъесте­ственных явлениях и детально разработанная система отдачи, выполнения и соблюдения приказов. Первый элемент был воплощен в жречестве, без активной под­держки которого не появился бы институт священной монархии; второй — в бюрократии. Во главе иерархи­чески организованных служителей культа стояли пер­восвященник и царь. Без их совместных усилий систе­ма власти не могла бы эффективно функционировать. Это условие обязательно и сегодня, хотя автоматизи­рованные и компьютеризированные предприятия мас­кируют как наличие человеческих компонентов в ма­шине, так и религиозную идеологию, значение кото­рой велико даже в современной автоматике.

По мнению Мамфорда, то, что мы сегодня назвали наукой, изначально было составной частью новой ме­ханической системы. Зато систематизированное зна­ние, согласованное с космическими закономерностя­ми, расцвело, как известно, вслед за культом Солнца: наблюдения за звездами и составление календаря со­действовали укреплению царской власти. Кроме того, жрецы и предсказатели уделяли большое внимание толкованию значений необычных событий, таких, как появление комет, затмение луны и солнца или непо­нятные феномены в природе, например, полет птиц или внутреннее строение жертвенных животных.

О наделении царской власти почестями, подобаю­щими только солнцу, не в меньшей степени свиде­тельствовал и тот факт, что и солнце и царь применя­ли силу на расстоянии. Впервые в истории власть со­храняла свою мощь за пределами непосредственной слышимости человеческого голоса и вне пределов до­сягаемости. Теперь для поддержания власти силы только одного оружия было недостаточно. Оказалась в спросе особая форма передающего механизма: армия писарей, курьеров, управляющих, надзирателей, десят­ников, руководителей разного уровня. Другими слова­ми, четко организованная бюрократия стала неотъем­лемой частью мегамашины: группа людей, способных передавать и исполнять приказ с точностью жреца, ", выполняющего священные ритуалы с безумным повиновением солдата.

Парадоксально, но монополия власти породила) культ личности, ибо только царь наделялся всеми качествами, присущими личности, которые, по-видимому, именно в этот период постепенно зарождались в, человеческой душе, а сегодня проклевываются сквозь. социальную скорлупу, где они находились в зачаточ­ном состоянии,

В то время, как считает Мамфорд, личность и, власть отождествлялись. Обе были соединены в лице' царя, так как только он — монарх — был вправе принимать решения, изменять древние местные обычаи, создавать новые структуры, вдохновлять на свершение коллективных подвигов, о которых раньше нельзя было и помыслить, а тем более выполнить. Короче го-,; воря, он мог поступать как отвечающий за свои по-, ступки человек, способный сделать сознательный выбор,. независимо от обычаев рода: он мог предстать бунтарем, когда этого требовала ситуация, и мог посредством ука зов и законов изменить сложившийся порядок.

Страстное желание царей обрести бессмертие было-всеобъемлющим стремлением к преодолению любых границ, которое первой воплотила колоссальная концентрация власти, осуществленная мегамашиной. Был брошен вызов человеческим слабостям, более того, слабости человечества. Понятие «вечная жизнь» — без зачатия, роста, без наслаждения жизнью и смертью — застывшее, пустое, бесцельное существование, без любви, своей неизменностью напоминающее мумию фараона, — есть лишь иная форма смерти. С точки зрения человеческой жизни, а фактически всего живо­го, стремление к неограниченной власти свидетельст­вовало о психологической незрелости — о полной неспособности понять естественные процессы рождения, развития, зрелости и смерти.

Как считает Л. Мамфорд, воссоздание и распростра­нение мегамашины ни в коем случае не были неиз­бежным результатом игры исторических сил. Вплоть до 1940 г. еще можно было рассматривать ускоряю­щийся технический прогресс как в целом благоприят­ствующий развитию человечества. И такое убеждение, по мнению Мамфорда, настолько прочно укоренилось в сознании людей, как и миф машины, полностью за­хвативший современные умы, что эти устаревшие представления до сих пор воспринимаются повсюду как обоснованные, общепринятые и, безусловно, «прогрессивные», короче говоря, как практически не­оспоримые.

Представление о том, что технический прогресс несет освобождение, оставалось в целом неопровержи­мым в течение всего XIX в. Иного мнения придержи­вались только «романтики», такие, как Делакруа, Рёскин и Моррис и консервативно мыслящие филосо­фы. В самом деле, технические новшества сопровож­дались множеством единичных случаев освобождения, чем и оправдывали себя отчасти, это происходило даже во времена безжалостного вытеснения промыш­ленных рабочих из многих отраслей.

Между тем в течение XIX в. число самоуправляю­щихся обществ, организаций, ассоциаций, корпораций и сообществ заметно возросло: и региональные об­щности, когда-то подавленные национальным госу­дарством или деспотической империей, стали вновь утверждать свою культурную самобытность и полити­ческую независимость. В начале XIX в. после отмены крепостного права и запрещения рабства, казалось, должны проявиться устойчивые тенденции к установ­лению всеобщей власти закона, самоуправления и со­трудничества, получая все более широкое распростра­нение в мире.

В XX в. картина изменилась. Становится ясным, что нет ни одной части современной мегамашины, ко­торая не существовала бы реально или потенциально в Древней модели. Подлинно новой была возможность претворить в жизнь мечтания древних, которые до сих пор были просто технически невыполнимы. Наряду с политическим абсолютизмом, палочной дисциплиной, усовершенствованием техники был вновь введен древ­ний институт, деятельность которого была надолго приостановлена: это принудительный труд и всеобщая воинская повинность.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал