Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повороты в технике
Французский исследователь Жак Эллюль затрагивает различные философские проблемы техники, государства. Опираясь на идеи М.Хайдеггера, Эллюль стремится в своем исследовании рассмотреть технику как осе феномен (его работа во французском издании т. называлась «Техника»). Эллюль придает термину ника» широкий мировоззренческий смысл. Он име виду не просто машинные механизмы, машинную технику, ту или иную процедуру для достижения цели. Эллюль определяет ее как всю совокупность методов, рационально 'обработанных и имеющих абсолютную эффективность во всякой области человеческой деятельности. Таким образом, французский исследователь пытается проследить связь техники с рационализмом, с абстрактным мышлением, современным знанием. ' Сущность техники, по его мнению, кроется не в ней самой (в этом отношении он развивает хайдеггерианскую концепцию). Ее «онтологическая природа» раскрывается через рассмотрение культурных и духовных особенностей современного мира. На этом основании Эллюль проводит различие между машиной и техникой. Он подчеркивает, что техника как социальное явление порождена машиной, но было бы неверно отождествлять их. Машина не является сущностью техники, ибо последняя представляет собой качественно новую ценность. Эллюль связывает технику со всеобщей рационализацией мира, в ходе которой происходит вытеснение из мышления, из общественного сознания эмоциональных элементов, фиксируется детерминированная последовательность явлений, утрачивается универсальность, полнота сознания за счет закрепления в нем сугубо рефлективных элементов. По мнению французского автора, именно панлогизм порождает технику и придает ей необоримую силу. Она выступает, таким образом, в качестве исторической судьбы современной цивилизации. Вот почему Эллюль рассматривает феномен техники как самую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам, превращает средства в цель, стандартизирует человеческое поведение и, следовательно, не просто делает человека объектом научного исследования, но объектом «калькуляций и манипуляций». Здесь у Эллюля намечаются две темы, которые становятся ведущими в его исследованиях. Во-первых, он оценивает техническую цивилизацию с таких позиций, которые исключают правомерность научно-технической революции, оценивают ее негативно и, таким образом, ставят вопрос о возможной поливариантности социального развития. Во-вторых, французский автор рассуждает от имени человека, которого воспринимает как меру всех вещей и судьбу которого как исходный момент всякого философствования. Эллюль не просто объявляет мировой исторический Процесс «обессмысленным», он не только ставит под сомнение прогрессивно-поступательный характер общественного развития. Программа французского исследователя шире: он приступает к развернутому изучению прогресса в его различных формах. Положительный идеал Эллюля, разумеется, включает в определенную идею поступательного развития общества, но она предполагает возрождение утраченных форм социального устроения, создание таких условий при которых окажется возможным богатое человече кое творчество. Фактором культурного отчуждения человека, мнению Эллюля, является централизованное бюрократическое государство, превратившееся в автономную; независимую силу, и существующая техническая система как средство реализации власти и угнетет Поэтому, полагает Эллюль, для освобождения человека необходимо ликвидировать государство, a tcxhi кий прогресс поставить под контроль. Но как обуздать технический прогресс? При ответе на этот вопрос обнаруживается крайняя противоречивость концепции Эллюля. Он полагает, что koнтроля над техническим прогрессом можно достичь посредством автоматизации производственных процессов и развития информационных систем. Техника, оказывается, может в конечном счете удовлетворить все потребности и наделить человека властью над природой. Эллюль, выступая в качестве критика техники формы мышления, в конечном счете отступает от традиций Хайдеггера и Ясперса, поскольку усматривает именно в ней возможность выработки альтернатив цивилизации. Но каким образом техника в своем поступательном развитии способна создавать собственные контртенденции? Отчего в ходе смены техник возникает радикальное смещение ее основ? Что приводит к отрицанию тех приобретений, которые создала техника Почему ее воздействие на социальную жизнь многомерно и противоречиво? Одна из закономерностей научно-технического прогресса проявляется в революционном, «скачков характере ее развертывания. Разумеется, в развитии техники происходит приращение ее достояний. Этот процесс, сохраняя в основном свою преемственность, чреват радикальными сдвигами, глубинными изменениями. Время от времени происходит как своеобразный сброс привычных канонов, традиционных установлений. Техника устремляется в нов русло. И здесь поступательность утрачивает присущую ей плавность. Новое состояние техники неожиданно оказывается как бы в известном противостоянии отношению к предшествующему этапу. Идея радикальных переворотов в развитии техники издавна присутствует в философской литературе. Многие западные исследователи отмечали, что промышленная революция XVIII в., заменив ремесленное производство машинным, произвела крутой сдвиг в производительных силах общества. В философской литературе возникла также догадка, что научно-техническая революция развертывается как бы на прототипической основе. Иначе говоря, в истории техники на качественно новой базе имеют место некоторые явления минувших веков. Подобно тому как в науке в ходе плавного накопления знаний происходит вдруг смена основных ее принципов — в куновском варианте — парадигм, так и в технике можно обозначить целые эпохи, отличающиеся качественно новым содержанием. При этом происходит не растворение традиции, а ее возобновление, преображение. Нововведения возрождают утраченное. Наука и техника раскрыли величие человеческого разума. Они изменили мир и представления о нем. К.Маркс отмечал, что греческая мифология невозможна при наличии сельфакторов и электрического телеграфа. Но столь же внушительная дистанция отделяет лазер от локомотива, компьютер от компаса, ракету от ткацкого станка. Техника действительно может характеризовать тот или иной этап развития человечества.
|