Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 11 ТП Политическая власть, ее механизм, источники, основания, ресурсы. Соотношения политической и государственной власти






Пол. власть — это особое общественное отношение, которое проявляется в способности одного или нескольких лиц эффективно воздействовать на людей и вещи, прибегая к различным средствам —от убеждения до принуждения и проводить свою волю. По своей сущности власть есть принуждение. Обращение к проблеме ресурсов и механизмов валсти —это попытка выявить природу властного воздействия, понять первичные истоки власти отношений и непосредственные средства, используемые для достижения поставленных целей. Власть по определению есть способность субъекта проводить собственную волю вопреки сопротивлению других, поэтому ее реализация предполагает использование определенных методов и средств. В политической теории средства властного воздействия делят на реальные, т.е. используемые властью в конкретный период (их называют основаниями власти), и потенциальные, т.е. те, которые могут быть использованы, но пока не используются (их называют ресурсами власти). Гос. власть составляет ядро пол. власти, но не исчерпывает полностью ее содержание. Пол. власть включает в себя также власть политических партий, общественных организаций, союзов, лидеров ит.д. Пол. и гос. власть, во многом совпадая, не тождественны.

11.11. Английская научная школа ГУ. 19 век, До начала 30-х гг. XX в. господствующим подходом к ГУ был институциональный, наиболее известными представителями которого были Э. Паркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др. с 30-х гг. XX в, в англ. школе начинают доминировать бихевиористские методы: представителей -социологического направления (Э. Берч, И. Берлин, У. Риз, Р. Роуз), основанных на поведении человека, складывающемся под влиянием культурных традиций, рассматриваются вопросы взаимоотношений власти и общества, господства и подчинения. По мнению Р. Роуза, авторитет гос. власти может быть измерен, с одной стороны, степенью ее под­держки гражданами, а с другой - тем, насколько последние подчиняются ее законам.- Экономическое направление окончательно оформилось после Второй мировой войны, ГУ как сферу рациональной деятельности людей с неизмен­ной целью - извлечение максимальной выгоды. властные отношения возможны только при условии, что одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, в силу того, что имеет большие возможности достичь желаемого результата ценой минимальных убытков. Новые направления: «мягкого мышления»-Этот подход позволяет структурировать управленческие процессы с позиции различных взглядов и подходов, обсуждая правомерность их применения в конкретных ситуациях и при определенных обстоятельствах и организационная кибернетика- Центральное место в ней занимает баланси­рующая система, способная реагировать на изменение окружающей среды. Оказывает влияние американская школа.

11.11.11Понятие, признаки, виды органов государства. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата гос.власти, а также юр. оформленная, эк-и и организационно обособленная часть гос. механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций гос-а в пределах своих полномочий. Признаки: 1.юр. организационный и эк-ки определенный характер; 2.наличие собственной структуры; 3.имеет гос-властные полномочия; 4.гос. гражданские служащие выступают от имени всего гос-ва; 5.наделение полномочиями в конкретной сфере общ-ой жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6.выполнение строго определенных гос. функций и задач; 7.обладание правом на издание юр. актов; 8.наличие нужных материальных средств; 9.реализация деятельности на базе НПА; 10.близкое взаимодействие с иными гос. органами. Виды: В зависимости от порядка формирования гос.органы делят: на первичные – к ним относят органы, которые формируются напрямую и населением (парламент, президент); производные – органы, которые форм. первичными органами государства(правительство). От объема выполняемых полномочий выделяют: высшие органы власти; центральные; местные. От широты компетенции различают: органы общей компетенции, органы специальной компетенции. От числа го. гражданских служащих существуют органы: коллегиальные, единоличные. От характера организационно-правовых форм деятельности различают: законодательные; исполнительные; судебные; контрольно-надзорные органы. От времени функционирования: постоянные органы, временные.

 

Билет12. ТП Легальность и легитимность политической власти. М. Вебер о типологии легитимности власти. Эффективность и легитимность власти. Легитимность власти и ее источники.– легитимностью, это способность власти обеспечивать себе поддержку населения сформировать уважение и желание подчениться. Если власть опирается только на принуждение (фи., материальное, псих-ое), то возможности ее достаточно ограниченны. Легитимность представляет псих-ую характеристику.. Термин легальность пол. власти означает законность (юр. основания) считать данную пол. власть легальной. Типы: традиционный- основывалась на глубокой вере в священный характер традиции и легитимность тех, кто пришел к власти благодаря этой традиции. Учреждаются правила престолонаследия для властителей, правила рекрутирования элиты, раздачи земель, сословные кодексы чести, которые опирались на божественный характер власти монарха. Харизматическое господство, характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку власть в лице лидера наделяется выдающимися, а подчас и сверхъестественными качествами. Легально-рациональный тип легитимности власти основан на вере в справедливость формальных правил и процедур. Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в короткие сроки с меньшими издержками. Эффективность власти зависит от ее легитимности.

12.12 Германская научная школа ГУ. именно в Германии и Австрии получила свое начало теория государственного управления как научное направление. Еще в XVII веке. М. Вебер так же, как В. Вильсон и Ф. Гуднау, отстаивал позицию отделения аппарата государственного управления от политики. Особенность немецкой школы теории государственного управления проявилась в дуализме философского и социологического осмысле­ния этого научною направления. Большая часть немецких исследователей видела в государственном управлении воплощение «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Наиболее ярко это отражено в работах X. Куна, Э. Форстхоффа, Э. Хиппеля. А. Гелен в качестве основы государственного управления рассмат­ривал стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира. Струк­туры государственного управления он представлял как некий «ней­тральный» административный аппарат, используемый теми или иными политическими силами в качестве «...руководящего штаба новой системы для принуждения своих противников». Люд­виг Эрхард- эффективность государственного управления определяется усилением мер по государ­ственному регулированию экономики, предлагал изменить социаль­ную структуру общества посредством крупных мер по рассеиванию собственности и демократизации капитала, по смягчению экономи­ческих кризисов и классовых противоречий. определяющая роль в развитии об­щества отводилась государственному управлению, государственные должности должны были занимать специалисты по общим интересам, определяющие политику страны, а основной принцип подбора специалистов-профессионалов на государственную службу должен исходить из понимания ими социальных интересов.

12.12.12. Понятие и Признаки (черты) правового государства. Формирование правового государства в Республике Беларусь. Термин «правовое государство» ввел Роберт ф. Моль. Родоначальником доктрины и терминологии правового государства признается И. Кант, однако ее отдельные положения разрабатывались еще античными мыслителями (Аристотелем, Платоном («Государство» и «Закон»), Цицероном), а также другими известными Философами. Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей. Признаки ПГ: - верховенство закона; - взаимная ответственность государства и личности; - разделение властей; - гарантия прав и свобод личности. Формирование в РБ: 1 этап (начало — середина 90-х гг. ХХ в.) отмечен законодательным оформлением становления обновленной системы органов государственной власти. После провозглашения независимости на основе соответствующих нормативных актов в Беларуси начался процесс реформирования государственных органов(Конст, Референдумы).2 этап развития права Республики Беларусь, охватывающий конец 90-х гг. ХХ в. — начало ХХI в., отличался внесением значительных изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и активной кодификационной работой. В конце XX в.обновление предыдущего законодательства с целью повышения его эффективности и приспособления к новым социально-экономическим условиям на пути построения социального правового государства, принятие ряда новых законов с целью более успешного регулирования наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества. На современном этапе в целях дальнейшего совершенствования системы законодательства актуальным является вопрос о систематизации обновленного законодательства

 

Билет13.Демократия как форма политической жизни: понятие, теории, принципы, институты, модели и условия. Демократические начала политической жизни Республики Беларусь. «власть народа.» Во-первых- общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. Во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть В-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Либеральная ТД рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либ. модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия 2. Теория прямой (или идеититарной) Д., одним из авторов которой был Ж.-Ж. Руссо, отрицает принцип представительности. 3.Сторонники т. плюралистической д. отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти4.Последователи элитарной ТД - следует идти не от идеала демократии, а, наоборот, от признания в качестве нормы лишь того, что проверено на практике. 8 принципов демократии. это: - Признание источником власти народа или его определенной части- Выборность представительных органов власти- Постоянное воздействие общества на гос. власть, - Равноправие граждан с относительного участия в пол.й жизни- Верховенство закона и равенство всех перед законом- Покорение меньшинства большинству при принятии решений и признании интересов и защита прав меньшинства- Пол. плюрализм, - Право граждан на независимую информацию. В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.1. Прямая демократия- (референдумы и инициативные движения).2. Представительная д..-воля народа выражается через институт посредников,

13.13 Французская науч. ШколаГУ имеет свою специфику, выразившуюся в доминировании (теории институтов (М. Прело и М. Дюверже), пришедшей на смену трактовке гос-а как юр.лица..Государство рассматривалось как институт, в котором воплощается власть. При этом на первый план выдвигались общее дело, задачи и цели, которым служит государство. Основы институционального подхода к проблемам ГУ изложены в работах JI. Дюги, А. Мишеля, М. Орлу. Основные принципы ГУ рассматривал в своей работе «Элементы конституционного права» (1895) основатель политической науки Франции А. Эсмен. В рамках фр. школы большое внимание уделялось повышению эффективности ГУ посредством децентрализации власти (Г1. Авриль, Э. Фор). Проблему бюрократии, повышения эффективности функциониро­вания гос.аппарата, создания действенной системы контроля за властными структурами рассматривал в своих работах Алэн. В широком масштабе классиком научного менеджмента признан Анри Файоль. Он выделил шесть основных функций управления, сформулировал принципы управления, которые являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте

13.13.13 Государство, общество, право и личность. Права и свободы человека их гарантии в правовом государстве. Го-во — это пол. организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос. механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок Общество — это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности.. Одним из важнейших субъектов общества является личность. Личность -это совокупность индивидуально-определенных и соц. значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Личность рассматривается в качестве носителя прав и обязанностей, состоящего в определенных взаимоотношениях с государством, иными субъектами права. Личность и государство, находясь в правовых отношениях, несут юридическую ответственность за нарушение прав друг друга. Личность взаимодействует не только с государством, но и с правом. Право – неотъемлемое качество человека и свойство его бытия. Отсюда естественные, неотъемлемые права человека. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Правовое гос-во исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, они предоставлены в равной мере всем и каждому, их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц.

 

Билет14.Системный подход к анализу политики. Политическая система: понятие, элементы, структура и функции. Модель функционирования политической системы по Д. Истону. «Политическая система» включает совокупность институтов по осуществлению политической власти все формы коммуникации между субъектами и объектами управления. Ф ункции: конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения; адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни; мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов; внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами; консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп; распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей; Элементы: 1.организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.; 2.нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции; 3.коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом; 4.культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология. политическая система, по Д. Истону, есть совокупность политических взаимодействий в данном обществе. Основное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуждении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. Будучи «открытой» и приспосабливающейся системой поведения, политическая система испытывает на себе влияние внешней среды. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосабливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Роль «входа»(требования и поддержка) заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т.е. авторитетные решения по распределению ценностей.

14.14 Вклад рос. И бел. Ученых в развитее ТГУ. Отечественная наука в области государственного управления развивалась в рамках российской управленческой науки главным образом как учение о государстве и праве. Начиная с введения Петром I знаменитого «Табеля о рангах», основное внимание было сосредоточено на решении проблемы повышения эффективности деятельности гос. аппарата. Интересные и оригинальные идеи в отношении взаимодействия государства и общества нашли отражение в работах С. Соловьева, К. Кавелина, Б. Чичерина, В. Ключевского, П. Милюкова. Нач.СССР - изучения и использования в деятельности гос. аппарата научного менеджмента. В послевоенный период ГУ изучалось в рамках адм. права, что, не обеспечивало рассмотрение проблем, присущих ГУ, не давало толчка к развитию технологий государственно-управленче­ской деятельности. Некоторый перелом и поворот к проблемам ГУ наметился в 70-80 гг XX в., когда весьма успешными были попытки развития теории управления на основе системного подхода. Сегодня развитие отечественной науки по данному направлению находится на стадии становления.Нельзя сбрасывать со счетов накопленный опыт ГУ в рамках советского периода, особенно в части управления народным хозяйством. Должны быть изучены и учтены как негативные, так и позитив­ные аспекты командно-административного управления в отечествен­ной практике.

14.14.14 Понятие права, его признаки, функции и принципы. Право в объективном смысле — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания. сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности обще­ства, характером классов, социальных групп населения, отдель­ных индивидов общая воля как результат согласования, сочета­ния частных или специфических интересов, выраженная в за­коне либо иным способом признаваемая государством и высту­пающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Принципы: верховенства права, законности, равенства всех перед законом (равноправия, взаимной ответственности личности и государств, ответственности при наличии вины. Межотраслевые выражают общее в содержании нескольких смежных (родственных) отраслей. Отраслевые лежат в основе содержания той или иной отрасли права и выражают особенности той или иной конкретной отрасли права.

Билет15. Политический режим и его критерии. Особенности политического режима в Республике Беларусь. Политический режим —это конкретные формы и методы реализации власти, посредством определенной структуры и властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. Тоталитарный, означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношении власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Д емократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т.д. общераспространенная законность, конкурирующая политика. наличие политических партий, гражданские, политические и социальные права..В РБ идет активный процесс становления демократического режима. Соответсвует принципам демократии.(верховенство закона, разделение властей, и тд)
15.15 Японская концепция человеческих отношений как вклад в теорию управления персоналом. Концепция «человеческих отношений», интенсивное развитие которой пришлось на 60-е годы, призвана была, по мысли ее создателей, изменить психологию предпринимателей, побудить их к лояльному отношению к рабочим, а рабочих — отдавать капиталу не только физические, но и интеллектуальные силы, породить духовную общность эксплуататоров и эксплуатируемых.Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире, и главная причина её успеха - умение использовать человеческий фактор. Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
15.15.15

Формы (источники) права. ФП- способы придания оф. Юр. силы правилу поведения и ее внешнее оф. выражение. Форма показывает, каким способом гос-во создает, фиксирует норму права. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права: 1. НПА( это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, ), 2 Судебны йпрецедент)..3 Правовой обычай (это придание оф. Юр.силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде). 4. Принцип права (основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д).5. Правовая доктрина (это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции). 6. Нормативный договор ( соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза). 7. Деловое обыкновение (это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.)

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал