![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 4. Диагностика трудовой воспитанности детей дошкольного возраста
Проблема выявления трудовой воспитанности детей-дошкольников в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня трудовой воспитанности дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труд действенным средством развития личности в педагогическом процессе детского сада. В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых В. И.Логинова, Л А. Мишарина, С.Ф.Сударчикова КМ.Крылова, и др.), выявления уровня сформированности трудовой деятельности (ЕН.Герасимова, М.В.Крулехт, ЛХМусатова и др.), самостоятельности и самооценки Н.С.Кривова М.В.Крулехт, Л.А. Порембская и др.), умений коллективного труда (Р. С. Буре, Я.З. Неверович и др.), выявления роли мотивации в результативности труда и характере детских взаимоотношений (Я.З.Неверович, В.В.Холмовская и др). Единой, общепринятой методики определения трудовой воспитанности в дошкольной педагогике пока не существует. Вместе с тем, исходя из того, что трудовая воспитанность - это определенный уровень освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания, можно полагать, что показателями трудовой воспитанности выступают основные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде, трудовых умений для осуществления посильной детям трудовой деятельности, разных видов труда и само отношение к труду. Поэтому при диагностике трудовой воспитанности ребенка следует выяснить: - уровень сформированности трудовой деятельности у детей: самостоятельность целеполагания, мотивации труда, владение общетрудовыми и специальными умениями, результативность трудовой деятельности, сформированность самоконтроля, отношение детей к результатам человеческого труда, интерес к труду взрослых, отношение к разным видам трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада. 1этап: Выявление уровня знаний детей о труду взрослых. Для выявления знаний проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием картинок: “Расскажи, что мама (папа) делает дома? Отберите картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как НА. (воспитатель) шила шапочку для куклы (лепила мисочку для мишки, делала лодочку и пр.)? Дополнительные вопросы: “Что НА. задумала сделать? ” Зачем? Из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работ ы? Что сначала сделала, что потом? Что получилось? Дня чего сшили шапочку (слепили мисочку, сделали лодочку)? В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети значимость труда людей разных профессий (строители, работники почты, ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д.)
|