Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 8. Диагностика на выявление особенностей общения ребенка с взрослым






МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров в дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 3.1.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения. Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предвари­тельно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться иг­рушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение и обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту

детей и имеют познавательный характер (о зверях, машинах...). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправ­ным и активным участником беседы.

Формыобщения и их основные параметры

 

  Формы общения Параметры форм общения
Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
1. Ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная) 2 мес. (от 2 до 6 мес.) Мать, родные, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его первичные потребности Потребность в доброжелательном внимании взрослого Личностный: взрослый – это ласковый доброжелательный человек Экспрессивно-мимические реакции: улыбка, взгляд, мимика Неспецифическая общая активность. Подготовка к акту хватания
2. Ситуативно-деловая (предметно-действенная) 6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
3. Внеситуативно-познавательная 3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
4. Внеситуативно-личностная 5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал