Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Третий модуль
«Методы ознакомления дошкольников с природой» 3.1. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой. Программа темы. Необходимость использования разнообразных методов ознакомления детей с природой. Значение метода наблюдений. Особенности наблюдения как сложной познавательной деятельности. Сочетание непосредственного восприятия, мышления и речи в ходе наблюдения. Цель, мотивы, планомерность, способы обследования, результат. Связь наблюдения с разными видами деятельности. Своеобразие деятельности наблюдения в разных возрастных группах. Необходимость обучения наблюдению как познавательной деятельности. Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в каждой возрастной группе. Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений. Значение дневников наблюдений и календарей природы. Дневники наблюдений за жизнью обитателей уголка природы, за ростом и развитием растений и животных. Разные формы дневников и методика их ведения. Календарь природы и календарь погоды. Разные формы календарей природы и методика их ведения.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Изучить понятие «циклические» наблюдения, их сущность и организацию в разных возрастных группах. 2. Привести пример циклических наблюдений за объектом уголка природы в одной из возрастных групп.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Какие классификации методов обучения дошкольников вы знаете?. 2. Чем обусловлен выбор методов и приемов? 3. Каковы структурные компоненты деятельности наблюдения? 4. Какие вы знаете способы фиксации наблюдений? 5. На основе лекционного материала первого модуля, анализа современной учебно-методической литературы, назовите ученых, внесших свой вклад в разработку метода наблюдения.
Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В.Авсейкова, Н.В.Чеховская. – Мозырь: «Белый ветер», 2001. – 48 с. 2. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т.Богданец //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 7. – С. 84-87. 3. Зенина, Т.н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н.Зенина. – М.: Пед. общество Россия, 2007. – 64 с. 4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с. 5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. – М.6 Академия, 2002. – 336 с. 6. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь. – 1992. – 216 с. 7. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В.Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2007. – 88 с.
3.2. Наблюдение – метод ознакомления детей с природой. (практические занятия). Алгоритм подготовки студентов к занятию. Вопросы для изучения. 1. Значение метода наблюдения. 2. Виды наблюдений. 3. Требования к проведению наблюдений. 4. Методика ведения календарей природы и дневников наблюдений.
|