Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий модуль






«Методы ознакомления дошкольников с природой»

3.1. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой.

Программа темы.

Необходимость использования разнообразных методов ознакомления детей с природой. Значение метода наблюдений.

Особенности наблюдения как сложной познавательной деятельности. Сочетание непосредственного восприятия, мышления и речи в ходе наблюдения. Цель, мотивы, планомерность, способы обследования, результат. Связь наблюдения с разными видами деятельности. Своеобразие деятельности наблюдения в разных возрастных группах. Необходимость обучения наблюдению как познавательной деятельности.

Виды наблюдений. Разнообразие классификаций видов наблюдений. Содержание, место и значение разных видов наблюдений в каждой возрастной группе.

Фиксация наблюдений. Разнообразие способов фиксации наблюдений. Значение дневников наблюдений и календарей природы. Дневники наблюдений за жизнью обитателей уголка природы, за ростом и развитием растений и животных. Разные формы дневников и методика их ведения. Календарь природы и календарь погоды. Разные формы календарей природы и методика их ведения.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить понятие «циклические» наблюдения, их сущность и организацию в разных возрастных группах.

2. Привести пример циклических наблюдений за объектом уголка природы в одной из возрастных групп.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие классификации методов обучения дошкольников вы знаете?.

2. Чем обусловлен выбор методов и приемов?

3. Каковы структурные компоненты деятельности наблюдения?

4. Какие вы знаете способы фиксации наблюдений?

5. На основе лекционного материала первого модуля, анализа современной учебно-методической литературы, назовите ученых, внесших свой вклад в разработку метода наблюдения.

 

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В.Авсейкова, Н.В.Чеховская. – Мозырь: «Белый ветер», 2001. – 48 с.

2. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т.Богданец //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 7. – С. 84-87.

3. Зенина, Т.н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н.Зенина. – М.: Пед. общество Россия, 2007. – 64 с.

4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. – М.6 Академия, 2002. – 336 с.

6. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь. – 1992. – 216 с.

7. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В.Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2007. – 88 с.

 

3.2. Наблюдение – метод ознакомления детей с природой.

(практические занятия).

Алгоритм подготовки студентов к занятию.

Вопросы для изучения.

1. Значение метода наблюдения.

2. Виды наблюдений.

3. Требования к проведению наблюдений.

4. Методика ведения календарей природы и дневников наблюдений.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал