Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Программа темы
Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Постепенное расширение, углубление и усложнение программного материала от группы к группе. Общая характеристика содержания знаний о природе, его структурные компоненты. Принципы отбора содержания знаний детей о природе: принцип научности, принцип энциклопедичности знаний, принцип доступности, принцип воспитывающего и развивающего характера знаний, принцип экологической направленности, принцип краеведческий, принцип сезонности. Характеристика доступных на разных этапах дошкольного возраста знаний о неживой природе, растениях, животных, человека и т.д. Систематизация знаний дошкольников о природе. Сущность понятий «система знаний», «систематизация знаний». Значение системы знаний. Этапы формирования систематизированных знаний. Методы систематизации знаний и опыта детей. Характеристика содержания работы по формированию отношения к природе у дошкольников разных возрастных групп. Характеристика объема и содержания умений и навыков по уходу за растениями и животными у детей разных возрастных групп.
Задания для самостоятельной работы студентов Сделайте сравнительный анализ программ «Пралеска» и «Радуга». Форма представления материала произвольная.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В каких современных программах отражено содержание природоведческих знаний для детей дошкольного возраста? 2. Каковы структурные компоненты содержания знаний дошкольников о природе? 3. В виде структурно-логической схемы покажите принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.
Список литературы для самостоятельного изучения 1. Ашиков, В. Семицветик: Программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2. 2. Вересов, Н.Н. Мы – земляне: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н.Вересов //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12; 1995. - № 1. 3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 1996. – 224 с. 4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997. 5. Копцева. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999. 6. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2001. – 240 с. 7. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М., 1999. 8. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с. 9. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний у детей о природе / П.Г.Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4. 10. Хайдурова, И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах / И.А.Хайдурова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976. 11. Хайдурова, И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет / И.А.Хайдурова //Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.
|