![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды портфолио
1. По месту в учебном процессе можно выделить портфолио по конкретному занятию (разделу, модулю), портфолио по дисциплине, междисциплинарный портфолио, портфолио готовности к профессиональной деятельности, готовности к учебной практике. Каждый имеет соответствующую специфику целей и содержания. Специфика целей: – на уровне конкретного занятия (темы) – научить студентов отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать различными источниками информации; – на уровне учебной дисциплины (дисциплин) – прослеживать динамику отношения студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений; – к учебной практике – научить студентов отбирать, систематизировать и анализировать результаты практической подготовки к определенному виду практики (видам профессиональной деятельности). 2. По временному параметру портфолио может быть краткосрочным, длительным, постоянным. 3. По содержанию (материалам) различают следующие виды портфолио: – портфолио документов содержит портфель сертифицированных (документированных и оцененных) индивидуальных образовательных достижений. Он представляет собой систематизированный набор аттестационных работ студента по данному курсу. Создается в течение всего периода изучения дисциплины и представляется преподавателю перед итоговым оцениванием; – портфолио процесса отражает все фазы и этапы обучения, включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки в ходе выполнения какого-либо учебного задания; – показательный портфолио включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения студентом и преподавателем. Обязательным требованием является полная и всесторонняя презентация работы. В него входят разнообразные аудио- и DVD записи, фотографии, электронные версии работ; – рабочий портфолио включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса студента в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участия в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижении и др.; – оценочный портфолио включает в себя характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. В его состав могут входить тексты заключений (о качестве выполненной работы), резюме (подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений), эссе, рецензии (на статью), рекомендательные письма, отзывы (о выступлении на научно-практической конференции), написанные как самим студентом, так и преподавателем или однокурсниками; – рефлексивный портфолио основан на анализе и оценке субъектом целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей работы с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д. (может быть связан с отдельной проблемой); – тематический портфолио включает в себя материалы, которые представляют собой цели, процесс и результат изучения студентом какой-либо конкретной темы; – проблемноориентированный портфолио отражает цели, процесс, результат решения студентом конкретной проблемы (учебной, научной, профессиональной, социальной); – портфолио развития навыков гуманитарного мышления отражает работу студента на уровне анализа – оценивания – сравнения. Принципы портфолио: 1) принципы сбора и оформления материала портфолио: – принцип целесообразности, – принцип практико-ориентированного характера материалов, – принцип добровольности, – принцип персонализации материала, – принцип структуризации материалов, – принцип активности и самостоятельности студентов, – принцип психолого-педагогическое сопровождение студентов, – принцип систематичности и регулярности работы, – принцип единообразия, аккуратности и эстетичности оформления, – принцип целостности. 2) принципы оценивания портфолио: – единство подходов к оцениванию материалов, – взаимосвязь внешней (оценка преподавателя) и внутренней (самооценка студента) оценок, – кумулятивный характер оценивания, – аналитико-рефлексивный характер оценивания, – наглядность и обоснованность оценки, – пролонгированный характер оценки. Процедура проектирования использования портфолио в учебном процессе включает следующие действия: 1) определить цели портфолио, 2) определить компоненты портфолио, 3) определить критерии и процедуру оценки портфолио, 4) определить требования к оформлению портфолио, 5) определить процедуру обсуждения, защиты портфолио.
|