![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технология обучения в сотрудничестве
Технология обучения в сотрудничестве – технология, в которой студенты работают совместно в малых группах для достижения общей цели, принимая на себя ответственность за работу каждого члена группы и за свою собственную, а успех каждого помогает добиться успеха всем остальным членам группы (Е.С. Полат). Предназначение технологии обучения в сотрудничестве – формирование у студентов умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов. Технология обучения в сотрудничестве используется в образовательной практике для преодоления последствий индивидуального характера учебной деятельности субъектов и их стремлений исключительно к индивидуальным образовательным достижениям. Позволяет обогатить опыт сотрудничества и приобрести через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в будущей профессиональной деятельности и в жизни. Технология обучения в сотрудничестве наиболее оправдана, когда ставится задача работы с информацией, ее анализом, обобщением, оценкой. Варианты обучения в сотрудничестве: обучение в командах или его разновидности – индивидуальная работа в командах; «пила»; вертушка; исследовательская работа студентов в группах. В основе технологии обучения в сотрудничестве – организация совместной деятельности студентов, основанной на принципах сотрудничества, выполнении ими роли партнеров. Данная технология обеспечивает развитие таких личностных качеств как толерантность к различным точкам зрениям и другому поведению, ответственность за результаты совместной деятельности; формирование умения уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Принципы обучения в сотрудничестве (Г.К. Селевко): 1) группы студентов формируются преподавателем до учебного занятия с учетом психологической совместимости, и «равной силы» каждой группы в решении задач; 2) группе дается одно задание, выполнение которого предполагает распределение ролей между участниками; 3) оценивается работа всей группы (оценка одна на всех), преподаватель сам выбирает студента группы, который должен отчитаться за задание. Сотрудничество – такой тип взаимодействия, в процессе которого его субъекты стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь совместного результата, учитывать интересы друг друга и добровольно проявлять активность и помощь. Опираясь на эмоции или сознание участников, условно выделяют следующие типы сотрудничества: – эмоциональный – создание атмосферы эмоционального настроя, созвучия переживаний от процесса и результатов совместного дела, акценты на ярких моментах, яркое выражение эмоций и проявление чувств, эмоционально окрашенные оценки и выражения своего мнения; – когнитивный – создание атмосферы творческого поиска и логического анализа, проявления кругозора и интеллекта, профессионализма, нестандартности, емкости и оригинальности мысли. Основные положения сотрудничества: – наличие взаимозависимости членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи товарищей; – специальное внимание, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы; – наличие общей оценки работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), складывающейся из оценки академических результатов работы и оценки формы общения студентов в учебной группе. Сотрудничество субъектов образовательного процесса строится на принципах доверия, веры в самое лучшее и творческое начало в другом партнере по совместной деятельности. В процессе организации такого сотрудничества в учебном процессе каждый участник совместного дела должен обладать правом на собственное мнение и сомнение в правильности действий других партнеров. При создании ситуации сотрудничества надо предусмотреть перераспределение деятельности между всеми партнерами в условиях выбора, необходимых для достижения поставленной цели. Каждый партнер должен максимально отдать свои знания и силы на выполнение общего задания. В обсуждение и оценку полученных результатов также должны быть включены все участники совместного дела. Основной метод взаимодействия в процессе сотрудничества – добровольный обмен мыслями, усилиями, информацией. Такой тип взаимодействия и отношений возникает при наличии трех типов зависимостей участников совместного обучения: 1) зависимость от единой цели, которую участники могут достичь только в совместных усилиях; 2) зависимость от источников информации: каждый участник владеет только частью информации, необходимой для успешного решения задачи; 3) зависимость от формы поощрения. Способы установления зависимости от цели деятельности: – подготовка единого результата от всей группы; – подготовка таблицы успехов каждого члена группы в описательной форме с указанием необходимой дополнительной практики работы в группе (общения, организованности и пр.), подпись каждого члена группы под общим результатом; – подготовка результатов работы группы по работе только одного или нескольких студентов.
Способы установления зависимости от информации: – каждый член группы располагает информацией (или подбирает ее самостоятельно), которая необходима только для выполнения его части задания; – между членами группы распределяются роли в выполнении задания. Способы установления зависимости от поощрения: – дается оценка работы всей группы; – индивидуальная оценка академических результатов производится после отработки материала в группах по итогам выполнения специальных работ; – оценивается уровень академических результатов групп. В ходе работы отводится время для обсуждения вопроса: «Как все работали?»: поведение, рациональность методов работы группы, удовлетворенность каждого групповой работой и намечаются пути совершенствования своего сотрудничества. При этом работа группы оценивается самой группой и преподавателем по следующим показателям: – результативность (единый результат от всей группы); – усилия, вложенные в выполнение задания (способность решать задачи самостоятельно, проявление настойчивости, изобретательность, творчество, способность выходить за границы материала обязательного для усвоения, решать сложные задачи); – эффективность (реализация каждого члена группы, его удовлетворенность групповой работой); – доброжелательность (способность проявлять поддерживающее поведение в отношении других групп в общих дискуссиях и экспертных оценках). Процесс обучения в рамках данной технологии заканчивается индивидуальной проверкой знаний студентов с подведением итогов работы каждой малой группы. При оценке эффективности технологии обучения в сотрудничестве надо обращать внимание на следующие моменты: – успешность реализации принципа деятельности между участниками (обязательное участие всех); – оптимальность состава (2-7 человек); – равномерность перераспределения ответственности за результат групповой работы через правильное закрепление или выбор роли; – эффект социальной поддержки – проявляется в присутствии заинтересованных в успехе группы наблюдателей (педагога) или болельщиков; – эффект конформизма – проявляется в изменении поведения или позитивных для группового дела взглядов у отдельных ее членов под давлением группы, мнения ее большинства, даже не столь прогрессивного или конструктивного для решения общей проблемы; – эффект отвержения – проявляется в изоляции, неприятии или плохом отношении большинства группы к одному или нескольким ее членам по причине непохожести на остальных личностными характеристиками, манерой одеваться и вести себя, потому что человек мешает договориться и пр.; – эффект групповой принадлежности – связан с желанием оставаться в группе достаточно продолжительное время; – эффект кооперативной стратегии – связан с постановкой всех участников в одинаковый статус, с одинаковыми требованиями к ним, нормами поведения и взаимоотношений, когда каждый воспринимает другого как отдельную личность и принимает ее со всей индивидуальностью. Методы технологии обучения в сотрудничестве: интервью, беседа, дискуссия, мозговой штурм, доклад малых групп, метод «пилы», работа в паре, обучение в команде, обучение в малых группах. Формы обучения, обеспечивающие реализацию технологии обучения в сотрудничестве: лекция-беседа, лекция-диалог (лекция вдвоем), лекция вдвоем, лекция-интервью, лекция-дискуссия, лекция-провокация (с запланированными ошибками), контексно-профессиональная лекция, семинар «круглый стол». Вопросы для самоконтроля 1. Каковы возможности технологии обучения в сотрудничестве в подготовке специалистов? 2. Как данная технология позволяет преодолеть последствия индивидуального характера учебной деятельности субъектов и их стремлений к индивидуальным образовательным достижениям? 3. Каковы варианты работы студентов при обучении в сотрудничестве? 4. Каковы этапы учебного занятия с включением сотрудничества студентов? 5. Каковы типы сотрудничества и действия преподавателя по их реализации? 6. Охарактеризуйте типы зависимостей участников совместного обучения. 7. Охарактеризуйте принципы обучения в сотрудничестве. 8. Каковы показатели, по которым оценивается работа группы? 9. Что важно учитывать при оценке эффективности технологии обучения в сотрудничестве? 10. Какие формы обучения обеспечивают реализацию технологии обучения в сотрудничества? 11. Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология обучения в сотрудничестве? Литература 1. Загрекова, Л.В. Теория и технологии обучения / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа, 2004. – 157 с. 2. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 474 с. 3. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. – М., 2001. – 272 с. 4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с. 5. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – М.-Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с. 6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с. 7. Панина, Т.С. Современные способы активного обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с. 8. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. 9. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 468 с. 10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с. 11. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с. 12. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
|