Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие критерии оценки портфолио






1. Раскрытие темы.

2. Разнообразие методологических, праксиологических, теоретических конструкций в качестве основы решения учебно-познавательных задач.

3. Глубина анализа материала при решении профессиональных
задач.

4. Уровень систематизации и интеграции изучаемого явления
в единую профессиональную схему.

5. Наличие в работе собственных идей и перспектив развития конкретной профессиональной задачи в других профессиональных областях.

6. Обоснованность выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе.

7. Собственная позиция при решении профессиональных задач.

8. Доказательность утверждений.

9. Оценка эффективности выполнения работы.

Специфические критерии оценивания портфолио:

– качество презентации (степень обоснованности материала, доказательности выводов и заключений, способ подачи материала (язык, стиль и др.), соответствие правилам оформления работы);

– использование исследовательских методов работы;

– наличие обязательных рубрик.

Портфолио оценивается целиком, хотя каждая из частей может иметь свой аттестационный рейтинг, который характеризует общий вес рубрики по сравнению с остальными.

Для количественной оценки используются разнообразные варианты, например пятибалльная или десятибалльная шкалы. Средствам оценивания могут быть специально разработанные преподавателем таблицы оценки портфолио.

Возможные варианты оценки портфолио:

– оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;

– оцениваются по заданным критериям только части портфолио (обязательные рубрики);

– оцениваются все рубрики, оценка выводится как среднее арифметическое;

– оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;

– портфолио не оценивается; субъект сам выбирает отдельные для презентации на итоговом занятии, что является допуском или экзамену или формой проведения зачета или экзамена;

– оценивается не только портфолио, но и качество его презентации.

Возможный вариант характеристики уровней оценки портфолио

Самый высокий уровень. Портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью реализации основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о приложении больших усилий и очевидном прогрессе субъекта образовательного процесса по уровню развития его мышления, прикладных и коммуникативных умений, умения решать задачи, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к процессу освоения учебной программы. В содержании и оформлении портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

Высокий уровень. Портфолио этого уровня демонстрирует солидные знания и умения субъекта образовательного процесса, но в отличие от предыдущего в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность, отсутствовать творческий элемент в оформлении текстов.

Средний уровень. В учебном портфолио данного уровня основной акцент делается на оценке обязательной части. Поэтому могут отсутствовать свидетельства развития творческого мышления, прикладных умений, способности к содержательной коммуникации на языке конкретной дисциплины (как устном, так и письменном).

Слабый уровень. Это портфолио, по которому трудно сформировать общее представление об учебных достижениях субъекта. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.

Преподаватель может использовать следующие методы: метод защиты портфолио, кейс-метод, метод работы с информационными базами данных, мини-конференции по защите портфолио, выставка портфолио.

Возможные варианты использования портфолио в образовательном процессе

1. Отдельное занятие – презентация (защита) портфолио. Проводится в конце семестра; портфолио является проблемным, может быть выполнено на определенную тему, раскрывать сущность эксперимента, иллюстрировать процесс практики, содержать рефлексивные элементы. Защита портфолио может быть формой итоговой аттестаций студента.

2. Семинар с использованием элементов портфолио. Выставка и непродолжительное обсуждение портфолио.

3. Занятие с использованием кейс-технологии. Портфолио может создаваться по конкретному кейсу, включать как решение кейса, так и дополнительный материал, необходимый для его решения, или весь кейс полностью.

4. Занятие с использованием технологии «Дебаты». На таком занятии создаются и используются портфолио команд и отдельных игроков (спикеров).

5. Дистанционное обучение. Портфолио выполняется при непосредственном участии преподавателя, является результатом обучения.

6. Лекционное занятие. Портфолио может содержать материалы наблюдений, примеры, конспекты различных источников, к которым преподаватель будет направлять студентов в ходе лекции.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы преимущества технологии портфолио над традиционной технологией?

2. Как при создании портфолио реализуется субъектная позиция студента?

3. Каковы функции портфолио? Определите приоритетную функцию разных видов портфолио.

4. Каковы виды портфолио и чем обусловлен их выбор преподавателем?

5. Как определяются критерии для оценки портфолио?

6. Каковы этапы работы над портолио и его защиты? Приведите примеры, отражающие специфику в соответствии с видом портфолио.

7. Каковы методы реализации технологии портфолио? Чем обусловлен их выбор?

8. Обоснуйте возможности кейс-метода в технологии портфолио.

9. Предложите примеры (варианты) применения технологии портфолио.

10. Какие формы обучения обеспечивают реализацию технологии портфолио? Чем обусловлен их выбор?

11. Формированию каких компетенций студентов может способствовать технология портфолио?

Литература

1. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образовании / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 468 с.

2. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – 816 с.

3. Современные образовательные технологии / Под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал