Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джаз у нас




Благословенны времена, когда еще не изобрели гнусное словосочетание " лицо кавказской национальности". Иначе каково было бы найти в престижной энциклопедии Джона Фордхама " Джаз" среди альбомов Армстронга, Эллингтона, Паркера, Колтрейна - всех звезд! - альбом азербайджанского пианиста Вагифа Мустафа-заде " Желание"?! Сплав романтического джаза и восточного мугама. В 70-х это было гордым достижением советской джазовой школы.
Вся премудрость и прозорливость этой школы в те годы выражалась одной фразой: " бери магнитофон (или пластинку) и сдирай ходы". И сдирали. Московские пианисты тех лет Вадим Сакун, Владимир Данилин и другие были, по существу, любителями, но их боп мертвого из гроба поднимет. Любопытно, что сегодня с джазовым образованием все в порядке, а интересных джазовых пианистов катастрофически мало. Как говорится, иных уж нет, а те - далече...
Загорские пианисты, как и столичные, набирались ума кто как мог. Были поклонники Питерсона, а были последователи Александра Цфасмана, этого гиганта еще утесовской поры. Например, небезызвестный Сергей Губанов. Хороший звук, энергичная манера, преданность делу (к счастью, не партии), снискали ему авторитет среди соратников.
В домикрофонную эпоху пианистам приходилось туго. Гена Токарев рассказывал, как на одной из халтур Сережа играл так, что разбил пальцы в кровь. Это вызывало уважение. Сергей тех лет - это человек с внешностью какого-нибудь героя фильмов эпохи итальянского неореализма. Небольшого роста, слегка манерный, чуть нервный. То спокойный, то взрывающийся громким хохотом. В общем - многогранная личность. Человек разносторонний, он занимался (и продолжает) не только музыкой. Многие знают его, как шоумена (проще говоря, тамаду или массовика-затейника), другие - как концертмейстера, третьи - как бессменного участника ансамбля ветеранов джаза ДК им. Ю.Гагарина.
Для того, чтобы стать знаменитым в Америке, музыкант стремится в Нью-Йорк. Трудно было войти в историю загорской музыки, пока ты не попадал играть в одно из множества заведений, что на проспекте РККА. Успех приумножался от воздействия опытного человека наподобие Виктора Афанасьева. Так случилось с моим близким другом Виктором Смирновым.
В его домашнем альбоме есть фото, где четырехлетний Витюша сидит с баяном на коленях. Таким образом начиналась его музыкальная карьера. Будучи совсем юным, по примеру родственника из Хотьково, он начинает играть на трубе в клубах Кирпички и Скобянки. Аккордеонист Лева Бизин стал первым, кто вовлек способного юнца в ансамбль, игравший на танцах в заводском пионерлагере. Лиха беда начало. Виктор был, пожалуй, единственным, под чьими руками сомнительный электроинструмент " Юность" было слушать не противно. Что нашло отражение в прозвищах: " Смит" (в честь знаменитого органиста Джимми Смита), " Человек-оркестр" и других. Для многих служба в армии - потерянное время. Виктор, напротив, вернулся со службы пианистом. Не знаю, учил ли его кто-нибудь
всерьез. Или, цитируя Томаса Манна, " тут было волшебство, которое можно обозначить лишь неопределенным словом " талант". Если он играл рэгтайм, то лучше любого загорского пианиста с формальным образованием, если тему из " Чикаго" - то с полной оркестровой фактурой и мощью. Он уехал (к сожалению многих) из Загорска сначала в Мурманск, затем в Питер. Стал высоким профессионалом, " поливалентным" музыкантом: играл и джаз, и рок, и " попсу", и " русский шансон" (или " блат-рок" по его же саркастическим словам). Был правой рукой известного композитора Виктора Резникова (трагически погибшего), делая компьютерные аранжировки его песен.
О работоспособности и фанатизме Смирнова ходят легенды. Даже приезжая в гости к родственникам в Загорск, он всегда привозил на заднем сиденье автомобиля компьютер, синтезатор и монитор.
Сегодня Виктор - штатный аранжировщик " Русского радио" в Петербурге. У него записываются А. Розенбаум, М. Боярский. Песни в его аранжировках поют Л. Долина, И. Понаровская.
Из других пианистов хочется вспомнить Николая Волокова по прозвищу " Пионер". Он рано пришел в ресторанный музыкальный бизнес - отсюда, говорят, и прозвище. Творческие годы его тесно связаны - с кем бы вы думали? Конечно же, с Афанасьевым! Пианист по образованию, Коля, как и все в те годы, играл на органе. Джазовым музыкантом не был, но играл грамотно, хотя и несколько сумбурно.
Это было в начале 70-х. А к середине зазвучали имена новых пианистов. Но это уже и новый рассказ.

Штормовые семидесятые
Фьюжн

Альтист Алексей Козлов вспоминает, что его познакомила с джаз-роком композиция Эдди Харриса " Джазовый танец свободы". Для меня ярким моментом новой музыки стала пьеса ансамбля " Прогноз погоды" с названием " Birdland". И сегодня - это пиршество звука, где музыкальных находок хватит на сотню композиций. Почти симфоническое звучание делают всего пять человек. Бас-гитара Джако Пасториуса и поет, и выстреливает " слэпом"; саксофон Уэйна Шортера появляется в самых неожиданных местах; мелодии лаконичны, контрастны и благородно красивы; электронные краски ярки. А драйв!... Впрочем, объяснять музыку словами - самое бессмысленное занятие. 70-е годы подарили каждому столько - и такого разного! - сколько не давало ни одно десятилетие джаза. В огромном тигле плавилось все, что накопили столетия музыки. Виртуоз Джон МакЛафлин (" Махавишну Окестра") соединял гитарный рок и музыку Индии. Пианист Чик Кориа - карибские ритмы, музыку Италии и Испании. Уже знаменитый Хэрби Хэнкок создавал почти дискотечную музыку, облагороженную талантом маэстро. А пианист Джо Завинул с его " Прогнозом Погоды" записывал один за другим лучшие альбомы года.
В братской Польше скрипач Михал Урбаняк удачно соединял джаз, рок, мотивы мазурок и причудливый вокал своей жены Уршули. Саксофонист Ян Гарбарек смешивал джаз с норвежским фольклором. А пианист Кит Джарретт смешивал все, что возможно. И это только самые заметные личности на сцене новой музыки.
Статья " Будут ли музы благосклонны к фьюжн? ", написанная критиком Любомиром Доружкой, занимает более семидесяти машинописных страниц. Нет уверенности, что на этих страницах он смог перечислить всех, кто приложил руку к созданию нового стиля фьюжн, то есть " сплав".


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал