Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Схема № 1 Психологический анализ урока
1. Внешние условия для проведения урока: - учебный класс в порядке - оборудование соответствует целям урока - урок начался со звонком 2. Учитель четко формулирует цель урока: - в начале урока указаны цель и план - начало урока стимулирует интерес учеников - объясняется необходимость изучения данной темы 3. Учитель постоянно стимулирует интерес учащихся: - используются интересные примеры, факты - используются вопросы к учащимся, юмор - постоянное обращение к жизненному опыту учащихся 4. Методическая обработка материала: - логическая последовательность информации - научность и доступность терминологии - выделение ключевых моментов в содержании урока 5. Материал соответствует особенностям учащихся - возрастным особенностям - объему имеющихся знаний, опыта - учитываются индивидуальные особенности 6. Учитель использует на уроке обратную связь: - запрашиваются вопросы учащихся - стимулируется генерирование учащимися примеров и идей - идеи и мнения учащихся разрабатываются 7. Учитель организует и развивает внимание учеников: - использует приемы организации внимания - учитывает возрастные особенности внимания - учитывает индивидуальные особенности внимания 8. Учитель развивает перцептивные способности детей: - организует перцептивную деятельность - учитывает возрастные особенности восприятия - учитывает индивидуальные особенности восприятия 9. Учитель развивает мнемические способности детей: - организует повторение, обращается к прошлому опыту - учитывает возрастные особенности памяти - учитывает индивидуальные особенности памяти 10. Учитель развивает воображение учащихся на уроке: - на уроке создана творческая атмосфера - учитывает возрастные особенности воображения - учитывает индивидуальные особенности воображения 11.Урок способствует развитию мышления: - используется проблемное изложение материала - учитывает возрастные особенности мышления - учитывает индивидуальные особенности мышления - используется коллективная мыслительная деятельность 12. Организация взаимодействия на уроке: - постоянное взаимодействие учитель – ученик - работа в парах, группах - организуются дискуссии, обсуждение вопросов 13. Развитие самоконтроля учащихся: - побуждение учащихся оценивать свою работу - оценивание учащимися работы друг друга 14. Атмосфера поддержки и взаимопомощи на уроке: - поддержка и поощрение со стороны преподавателя - совместное с преподавателем выполнение заданий - поощрение взаимопомощи на уроке 15. Активизация мышления учащихся на уроке: - словесные средства воздействия - невербальные средства воздействия - задания разной степени сложности, на выбор - предлагается выбрать способ действия - специальные задания для пассивных учащихся 16. Оценивание учащихся на уроке: - все ответы учащихся оцениваются - указывается на ошибки в работе - акцентируется внимание на наиболее успешных ответах 17. Внешний облик учителя: - внешний вид учителя - умение общаться с аудиторией, устанавливать контакт - правильность речи 18. Дисциплина на уроке: - учитель адекватно реагирует на нарушение порядка - учащиеся редко нарушают течение урока - учитель предупреждает нарушение дисциплины 19. Активность учащихся на уроке: - учащиеся выполняют все инструкции учителя - учащиеся заинтересованы темой урока, задают вопросы - учащиеся активно обсуждают проблему, стремятся отвечать 20. Подведение итогов урока: - учитель подводит итоги - учитель объясняет домашнее задание - учитель оценивает успехи учащихся Шкала оценки: 4– какой-либо признак выражен слабо 3– присутствует только один какой-либо признак 2 - се признаки слабо выражены 1 – отсутствие всех признаков Во время наблюдения старайтесь не только зафиксировать наличие того или иного момента в деятельности учителя и учащихся, но и те приемы и способы, посредством которых она реализуется. Пример: Пункт 7. Если вы отметили, что учитель использует приемы организации внимания на уроке, постарайтесь указать какие это приемы. Пункт 16. Если вы отметили, что учитель указывает учащимся на ошибки в работе, зафиксируйте, в какой форме это делается. Проанализируйте, какие аспекты при организации урока, по результатам наблюдения, реализованы наиболее полно, успешно (5). Затем, выделите те, которые требуют совершенствования, изменения (3-4). Обратите внимание на те моменты в деятельности учителя и учащихся, которые не удалось реализовать в полной мере (1-2).
|