Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль курса статистики в системе экономического образованияСтр 1 из 37Следующая ⇒
С.О. Новосельский
Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине «Статистика»
Курск-2009 УДК 33: 311 ББК 65.051 Н76
Н76 Новосельский С.О. Методические рекомендации для выполнения контрольных работ по дисциплине «Статистика»: методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2009. – 10, 25 усл. печ.л.
В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения факультета «Экономики и менеджмента» выполняют контрольную работу по дисциплине «Статистика». Выполнение контрольной работы является важным этапом изучения курса и формой самостоятельной работы студента. Данные рекомендации помогут студенту в выборе варианта контрольной работы, изучении методики решения практических заданий, формировании алгоритма анализа статистических данных, а также в изложении материала и оформлении работы.
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент О.А. Овчинникова. канд. экон. наук, доцент Д.И. Жиляков.
© Новосельский С.О., 2009 © Курский государственный университет, 2009 Содержание
Роль курса статистики в системе экономического образования
Общая теория статистики — одна из основных дисциплин в системе экономического образования и важнейшая для тех, кто избрал статистику своей профессией. Термин «статистика» возник во второй половине XVIIIв. в связи с познанием государства, как тогда предпочитали говорить, описанием его особенностей, достопримечательностей. К тому же времени относится начало преподавания статистики в университетах Германии. История человечества показала, что без статистических данных невозможны управление государством, развитие отдельных отраслей и секторов экономики, обеспечение оптимальных пропорций между ними. Необходимость сбора и обобщения множества данных о населении страны, предприятиях, банках, фермерских хозяйствах и т.д. привела к возникновению специальных статистических служб — учреждений государственной статистики. В зависимости от отрасли, по которой организуются измерения, сбор, обработка и анализ статистических данных, различают статистику населения, промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, финансов и др. Все эти разделы статистики призваны вырабатывать методы статистической работы для отражения процессов в соответствующей отрасли. Рассчитываются статистические показатели и для экономики в целом — валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, совокупная добавленная стоимость, уровень инфляции и т.д. С развитием рыночной экономики — увеличением числа хозяйственных единиц, их типов, развитием аудита, финансового менеджмента задачи отечественной статистики значительно расширились. В практику внедряются методики, принятые в международной статистике. Возрастают потребности в статистическом моделировании и прогнозировании, в использовании выборочных оценок. Разработаны специальные, предназначенные для обучения студентов программы, которые содержат подробные объяснения статистических методов и тесты для проверки знаний. Изложение методических рекомендаций проиллюстрировано примерами и решениями типовых задач, которые должны помочь студентам в качественном выполнении предлагаемых заданий. Статистика - наука, которая занимается изучением приёмов систематического наблюдения массовых явлений социальной жизни человека, составлением их численных описаний и научной обработкой этих описаний. Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, то есть статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всём многообразии её проявлений. При этом статистику прежде всего интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных. Термин «статистика» употребляется в различных значениях: - практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных; - наука, то есть отрасль знаний, изучающей явления в жизни общества с количественной стороны; - набор данных, характеризующих состояние множества объектов или множество состояний одного объекта. Данные статистики отражают состояние (уровень) изучаемого явления на определённой ступени его развития в конкретных условиях места и времени, а также качественные сдвиги в процессе развития. Предметом исследования статистики являются массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием (в конкретных условиях места и времени). Предметом статистического изучения выступают совокупности - множества однокачественных, варьирующих явлений.
|