Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределение Стьюдента
Распределение Стьюдента (Стьюдент – псевдоним У. Госсета), или t -распределение, является законом распределения дроби [22] tn = x / ( / n)1/2, где x N (0; 1), а определяется выражением (227). Кривая плотности вероятности t -распределения симметрична относительно ординаты, проходящей через точку максимума. Уравнение плотности вероятности этой дроби – это функция единственного параметра n: , . (235) Функция плотности t -распределения является симметричной кривой, «хвосты» которой приподняты относительно «хвостов» нормальной кривой, а вершина, соответственно, «придавлена» (Рис.3.28). Уравнение функции распределения Стьюдента выражается через плотность (235) по правилу (50): F Стьюд = S (tn , P ) = P (T < tn, P) = . (236) Она позволяет строить симметричный двухсторонний доверительный интервал для математического ожидания аналогично решению этой задачи при нормальном распределении (3.2.3.1). Таблицы значений функции распределения (236) помещены в Приложении Н. Упомянутый выше доверительный интервал определяется [22] из соотношения (237) и имеет такие границы: x н = – ∙ tn -1; P , (238) x в = + ∙ tn -1; P где = m / – выборочный стандарт, а m – средняя квадратическая погрешность наблюдений, вычисляемая по формуле (215). Рисунок 3.28. Сравнительные графики плотности распределений Гаусса и Стьюдента (при числе степеней свободы, равном 6). Задача 3.26. По данным предыдущей Задачи 3.25 построить двухсторонние доверительные интервалы для математического ожидания и стандарта генеральной совокупности, учитывая малый объем выборки. Построение симметричного двухстороннего доверительного интервала для математического ожидания. 1. Из таблицы квантилей функции распределения Стьюдента (Приложение Н) находим для функции S = P (T < tn -1, P) = a границу t 11; 0, 05 = arg(S (t 11) = =0, 05) = 2, 20. 2. По значению средней квадратической погрешности m вычисляем оценку стандарта среднего арифметического: = m / = 0, 9″ / = 0, 26″. 3. По формулам (238) находим Стьюдентовские границы доверительного интервала для математического ожидания: x н = 36o 52' 47, 8″ – 2, 2 ∙ 0, 26″ = 36o 52' 47, 2″; x в = 36o 52' 47, 8″ + 2, 2 ∙ 0, 26″ = 36o 52' 48, 4″. Итак, на том же уровне значимости a = 0, 05, для малой по объему выборки (число степеней свободы равно 11), получен более широкий (на 20% по сравнению с нормальным) двухсторонний доверительный интервал.
|