![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика изучения времени
Задачи изучения темы: 1. Познакомить с единицами измерения времени и их соотношениями. 2. Научить определить время по часам. 3. Сформировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах двух различных наименований, а также умножать и делить их на число. Дети имеют первые представления о времени, однако, представления о продолжительности событий усваиваются с трудом. Уточнению этих представлений помогают задания на сравнение продолжительности событий: § Что длиннее, урок или перемена? § Что наступит раньше, зима или лето? § Сестре 10лет, а брату 7 лет. Кто из детей старше и на сколько? Знакомство с единицами измерения времени начинается ещё в 1 классе, но приводится в систему во 2 классе. Начинается этот процесс с уточнений представлений о календаре. Можно организовать такую работу в форме беседы по календарю: § Рассмотрите календарь и скажите, сколько месяцев в году? § С какого месяца начинается год? § Каким месяцем кончается год? § Какой сейчас идёт месяц? § Какие ещё будут месяцы в этом году? § Назовите предшествующий месяц. § Назовите последующий месяц. § Назовите осенние (зимние, летние, весенние) месяцы года. § Определите месяцы, в которых столько же дней, сколько в январе. § Определите месяцы, в которых 28 дней. § Назови свой день и месяц рождения и т.д. Кроме месяца рассматриваются такие единицы как неделя, сутки. Их тоже связывают с календарём. § Сколько недель в ноябре? § Сколько суток в марте? Понятие о сутках раскрывается через близкие для ребёнка понятия – утро, вечер, день и ночь. Можно сообщить о происхождении этих единиц. Далее вводятся новые единицы – минута и час. Чтобы составить конкретное представление об этих единицах, детям можно предложить упражнения: § Что можно сделать за одну минуту? § Что может произойти за один час? Затем организуется знакомство с измерительным прибором – часами. Необходимо разъяснить детям устройство часов: § Малая стрелка – часовая. § Большая стрелка - минутная. § Малая стрелка проходит за один час от одной цифры до другой. § Большая стрелка за один час проходит полный круг, а за одну минуту от одного маленького деления до другого. Для того чтобы дети уяснили, как измерять время с помощью часов, рекомендуется решать с ними такие взаимно обратные задачи: § Назвать время, которое показывают часы. § Показать на модели часов то или иное время. При этом учитель учит детей по-разному читать время, показанное на моделях. Конкретное представление о секунде получают в результате выполнения практической работы – устанавливается, что можно сделать за одну секунду. Происходит знакомство с секундомером: теперь большая стрелка – секундная, а малая – минутная. Устанавливаются соотношения между секундой и минутой (1мин=60с). Самая большая единица измерения времени, которая рассматривается в начальной школе - это век (не путать с эрой – началом летоисчисления). Учитель сообщает, что веками измеряются длительные промежутки времени. Чтобы связать старые и новые единицы, даются следующие задания: § Сколько лет в 1 веке? А в пяти веках? § Сколько веков составляют 800 лет? § Сколько полных веков составляют 785 лет? § В каком году начался и когда закончился 20 век? Затем дети учатся переводить одну единицу измерения в другую (120мин=2ч), в несколько(135мин=2ч15мин, 1ч12мин5с=72мин5с=4325с). Соотношения между единицами измерения времени не совпадают с разрядными единицами, поэтому изучаются помимо «Нумерации чисел». 1век=100лет 1год=365суток или 366суток 1год=12месяцев 1месяц=31, 30, 28 или 29 дней. 1неделя=7дней 1сутки=24часа 1ч=60мин. 1мин.=60сек. В дальнейшем дети знакомятся с действиями над величиной: § сначала сложение и вычитание величин одного наименования 5ч+4ч=9ч, 8мин-3мин=5мин. § Потом сложение и вычитание с разными наименованиями 5ч20мин+3ч45мин=(5ч+3ч)+(20мин+45мин)=8ч65мин=9ч5мин. 8ч30мин-278мин=510мин-278мин=232мин=3ч52мин. § Умножение и деление на число 5ч4мин*3=304мин*3=912мин=15ч12мин, 7ч30мин: 2=450мин: 2=225мин=3ч45мин. Со временем эти знания и умения применяются детьми при решении задач. Особый интерес вызывают три вида задач: § Нахождение начала события. § Нахождение длительности события. § Нахождение конца события. Задача на нахождение начала события. Урок длился 45 минут и окончился в 10.15. В котором часу начался урок? Длительность события – 45минут. Конец события – 10 часов 15минут. Формулируется правило: чтобы найти начало события, надо из конца события вычесть длительность события. 10 часов 15 минут - 45 минут = 9часов 30 минут – начало события. Задача на нахождение длительности события. Фильм начался в 12 часов, а закончился в 13 часов 30 минут. Сколько длился фильм? Начало события – 12 часов. Конец события – 13 часов 30 минут. Формулируется правило: чтобы найти длительность события, надо из конца события вычесть начало события. 13 часов 30 минут – 12 часов = 1час 30 минут – длительность события. Задача на нахождение конца события. Вася начал читать книгу в 19 часов 45 минут и провёл за чтением целый час. Когда закончил читать мальчик. Начало события – 19 часов 45 минут. Длительность события – 1 час. Формулируется правило: чтобы найти конец события, надо к началу события прибавить длительность события. 19 часов 45 минут + 1 час = 20 часов 45 минут.
Задание №_ 20 _
|