Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности оценки метапредметных результатов






 

В последние несколько лет мы наблюдаем изменение тренда образовательной политики, появление новых целей образования, определенных современным Федеральным государственным стандартом образования и государственной программой «Развитие образования», принятой Правительством РФ. Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, позволяющих в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

 

Определяя концепцию школы, позволяюую достигать образовательных результатов нового типа, мы ориентируемся на культурно-историческую теорию Л.С. Выготского, образовательную систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и концепцию Школы взросления, позволяющие формировать «мыслящего, думающего» молодого человека, готовить его к современной жизни. Ключевыми способностями, необходимыми молодому человеку для того, чтобы быть успешным в 21 веке являются:

· Критическое мышление и умение решать проблемы: взвешивать альтернативные решения одной и той же проблемы, понимать риски, делать выбор и принимать ответственность за свой выбор.

· Сетевое сотрудничество: умение слышать других, включаться в общую деятельность, принимать на себя различные социальные роли, участвовать в выработке коллективных решений, четко придерживаться норм жизни и функционирования в обществе.

· Гибкость и адаптивность: умение оценивать и анализировать конъюнктуру, конкретные обстоятельства и адаптировать свое поведение к требованиям конкретных обстоятельств, сохраняя понимание и приверженность принципиальным установкам.

· Инициативность: способность начать новое дело, сделать первый шаг, самостоятельно принять решение при возникновении личных или общественных проблем.

· Эффективная устная и письменная коммуникация: умение донести так информацию до слушателя/читателя, чтобы он не просто ее послушал/прочел, а именно услышал, понял и принял какие-либо выводы, действия.

· Поиск и анализ информации: сегодня, когда информационное поле стало огромным, на первый план выходит не столько поиск информации, сколько ее анализ, умение определить уровень достоверности, отсечь ненужную информацию, различать первичные и вторичные источники, уметь сравнивать информацию из альтернативных источников, улавливать тенденциозность и предвзятость, вырабатывать собственные суждения на основе анализа информации.

· Креативность: развитые любознательность и воображение, стремление создавать нечто новое, выражая собственные личные устремления и способности.

 

Основной недостаток традиционной школы — это отчуждение от образовательных задач и инфантильные жизненные установки большого количества выпускников. Причина этого — несоответствие устройства традиционной школы задачам развития самостоятельности: отсутствие институционально закрепленных возможностей и требований к росту самостоятельности, ответственности и инициативы учащихся, гомогенность и монотонность образовательного процесса на протяжении одиннадцати лет обучения. Академические достижения, на которые школа ориентирует учащихся, не означают и не олицетворяют для учащихся ни освоение жизненно важных умений, ни изменение их социального статуса, ни приобретение нового опыта, ни открытие новых перспектив, ни изменений в жизненных планах. Академические достижения являются для большинства учащихся лишь ключом к сдаче экзаменов. Таким образом, образовательные задачи, которые ставит школа, не становятся личностно значимыми. Принятие этих задач обусловлено главным образом давлением со стороны семьи и школы — это основная причина инфантильных жизненных установок и социальной апатии учащихся.

 

Традиционная школа в лучшем случае использует возрастные особенности учеников для успешного прохождения программы. А надо, чтобы школа использовала прохождение программ по предметам и другие элементы образовательного процесса для наиболее полного решения возрастных задач, задач становления зрелости и самостоятельности. Не возраст для школы, а школа для возраста.

 

Образовательный процесс должен стать источником возрастного самочувствия для ученика, т.е. приложенные усилия и достигнутые учебные результаты должны оборачиваться новыми правами, статусами и возможностями. Для этого следует представить этапы обучения в школе как ступени взросления, где на каждом последующем этапе перед учеником ставятся образовательные задачи, требующие большей самостоятельности, предполагающие переход к новому типу деятельности и сотрудничества с взрослым и сверстниками, т.е. переход, который для всех стал бы свидетельством взросления человека.

 

Лицей НИУ ВШЭ реализует профильное образование в старшей школе, что подразумевает две основные задачи: завершение общего образования и подготовка к высшему образованию. Эти задачи наиболее успешно можно решить в рамках ФГОС среднего образования второго поколения, базирующегося на системно-деятельностном подходе и ориентированному на развитие трех групп образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал