Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования






 

Развитие метапредметных умений и навыков прежде всего происходит в процессе освоения предметного содержания учебных дисциплин, на что работают уже перечисленные выше принципы построения учебных программ, а также методы организации учебной деятельности на уроках. Наиболее эффективным форматом урока является урок–исследование ситуации (кейса) и мини-проект (поиск решения задачи), причем как индивидуальный, так и групповой.

 

Типология учебных ситуаций может быть представлена такими ситуациями, как:

· ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

· ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

· ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

· ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

 

Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. К такому роду заданий относятся: подготовка мероприятий для учащихся начальной и основной школы; подготовка материалов для школьного сайта школы, школьной прессы, выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.

 

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в средней школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность организуется таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, преподавателей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, с целью дальнейшего профессионального самоопределения.

 

При построении учебно-исследовательского процесса учитель учитывает следующие моменты:

· тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

· необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён преподавателем безукоризненно правильно;

· организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

· раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

 

Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести:

· практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

· структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

· компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

 

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, профориентацию, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

 

Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.

 

Особое место в образовательном процессе в старшей школе отводится индивидуальному проекту, который является необходимым условием успешного завершения общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения. В Лицее НИУ ВШЭ такой проект должен быть исследовательским, то есть представлять собой научное исследование в той области знаний/предмете, который учащийся выбирает сам на основе собственных интересов и предпочтений. В ходе выполнения данного проекта учащийся должен продемонстрировать умение:

· поставить проблему (в виде ключевого вопроса или исследовательской задачи) и аргументировать её актуальности;

· формулировать гипотезу исследования и раскрыть замысел - сущность будущей деятельности;

· планировать исследовательскую работу и выбирать необходимый инструментарий;

· собственно, проводить исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;

· оформлять результаты исследовательской деятельности в виде итогового эссе, по структуре соответствующего научной публикации;

· представлять результаты исследования для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал