Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проверка средних значений






 

2.1.1. Ситуация, когда среднее арифметическое по совокупности

m и дисперсия генеральной совокупности s2 известны

 

В практической деятельности ситуация, когда m и s2 генеральной совокупности уже известны, встречаются редко. Однако, такую ситуацию можно приближенно заменить ситуацией, при которой из многочисленных данных статистически управляемого технологического процесса можно определить среднее арифметическое и дисперсию. Ниже рассмотрим ситуацию, когда проверяют, действительно ли n -ное количество данных, которые считаются взятыми из генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение, взяты из этой генеральной совокупности.

Порядок проверки гипотез:

1. Строят нулевую гипотезу (ее обозначают H0).

H0 : m1 = m2 (n -е количество данных взято из идентичной генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение).

2. Выдвигают альтернативную гипотезу:

Н1: m1 ¹ m2 (n -е количество данных было взято не из идентичной генеральной совокупности).

3. Выбирают тип распределения, исходя из гипотезы 1 принимают нормальное распределение N(m, s2).

4. Вычисляют статистическую оценку

(2.1)

5. Принимают решение о проведении двухсторонней либо односторонней проверки гипотез.

Разграничение области 5%, 1%-ного уровня значимости и т.д. называют областями отклонения гипотезы. На рис. 2.1 они заштрихованы. Эти области отклонения иногда берут по обе стороны распределения, а иногда по одну сторону. Например, в отличие от нулевой гипотезы

m1 =m2, если предположить, что альтернативная гипотеза будет m1 ¹ m2, то область отклонения берут с двух сторон, если же предположить, что она m1 > m2 или m1 < m2, то берут только с одной стороны. Такие проверки гипотез соответственно называют двухсторонней или односторонней проверкой.

6. Принимают решение отклонить или принять нулевую гипотезу.

После того, как в табл.1 Приложения будут найдены числовые значения величин, соответствующие 5% или 1%-ному уровню значимости, их сравнивают со статистическими оценками, полученными в результате вычислений, и выносится решение.

 

Если расхождения нулевая

значение ® не являются ® гипотеза

U0 < Ua значимыми принимается

 

Если расхождения альтернативная

значение ® являются ® гипотеза

U0, 01 > U0 > U0.05 значимыми принимается

 

Если расхождения альтернативная

значение ® имеют высокую ® гипотеза

U0 > U0.01 степень значи- принимается

мости

 

Пример 2.1.

Выход годной продукции в технологическом процессе составлял: среднее арифметическое m = 85, 5%, среднее квадратическое отклонение s =4, 5%. После внесения в технологический процесс усовершенствований, собранные в течение четырех дней данные составили ` х = 93, 3%.

 

Уровень значимости 5% 1%
Тип распределения Вид распределения Двухсторонняя проверка Односторонняя проверка Двухсторонняя проверка Односторонняя проверка
Нормальное распределение a =0, 05   a =0, 10 a =0, 01   a =0, 02
t -распределение a =0, 05   a =0, 10 a =0, 01   a =0, 02  
F- распределение   a =0, 025   a =0, 05 a =0, 005     a =0, 01

 

Рис.2.1 Распределение и уровень значимости

 

 

Можно ли утверждать, что между первым и вторым случаем имеется расхождение?

Решение:

1. Н0: m1 = m2

2. Н1: m1 ¹ m2 (двухсторонняя оценка).

3. Среднее при n = 4 подчиняется нормальному распределению.

4. По формуле (2.1)

.

5. При сравнении с 1%-ным уровнем значимости получится

U0 =3, 42 > U0.01 = 2, 58. Следовательно, расхождение имеет высокую

степень значимости. Значения Ua, берут из табл.1 Приложения.

 

2.1.2. Ситуация, когда известно только среднее арифметическое

генеральной совокупности m

 

Поскольку дисперсия генеральной совокупности s2 неизвестна, необходимо пользоваться ее предположительной оценкой, исходя из выборочных данных. А именно, осуществляют проверку над m, используя и основываясь на t -распределении (Стьюдента):

1. Строят нулевую гипотезу:

Н0: m1 = m2.

2. Строят альтернативную гипотезу:

Н1: m1 ¹ m2 (двухсторонняя проверка),

m1 > m2 или m1 < m2 (односторонняя проверка).

3. Выбирают распределение для проверки статистических оценок.

Поскольку s неизвестно, проводят проверку, используя sе и основываясь на t- распределении.

3. Вычисляют статистические оценки

. (2.2)

5. Сравнивая значение из таблицы t -распределения (для соответствующей степени свободы Ф = n -1 и уровня значимости a) и значение t0, принимают решение.

Если t0 > t(Ф; 0.05), то различие имеет место, поскольку уровень значимости 5%-ный.

Если t0 > t(Ф; 0.01), то имеет место существенное различие, поскольку уровень значимости 1%-ный.

 

Пример 2.2.

До сих пор выход годной продукции в технологическом процессе в среднем составлял 85, 5%. После того, как технологический процесс был усовершенствован, данные, собранные за 10-дневный срок, позволили получить следующие цифровые значения:

 

                    S
хi, % 90, 0 93, 0 92, 5 94, 1 89, 5 90, 3 91, 2 92, 4 94, 0 92, 6 919, 6
xi2     8556.2 8854.8 8010.2 8154.0 8317.4 8537.7   8574.7 84590.3

Можно ли утверждать, что выход годной продукции увеличился?

Решение:

1. Н0: m1 = m2

2. Н1: m1 < m2 (односторонняя проверка).

3. Определяют среднее арифметическое выборки .

Определяют сумму квадратов S по зависимости (1.3):

Определяют среднее квадратическое отклонение sе (1.10):

4. Определяют t0 по формуле (2.2):

5. Сравнивают со значениями из таблицы t -распределения. Эта проверка является односторонней, поскольку проверяется: " Можно ли утверждать, что объем выхода годного увеличился? ". По табл.2 Приложения определяют tФ, a = tg9; 0.02 = 2, 821.Так как

t0 = 10, 52 > tФ, a = 2, 821, то можно утверждать, что выход годного

существенно увеличился.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал