Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В действительности






Немцы во всем стремятся к совершенству, поэтому рас­считывают на то, что работа будет сделана хорошо. Зачем делать постоянные компли­менты тому, кто просто вы­полняет свои обязанности? Однако немецкие менеджеры очень справедливы к своим служащим и помогают им справиться с трудностями.

Немцам нравится обилие инфор­мации, поэтому они хотят, чтобы в рекламе товар был описан подробно. На них не производят впечатления ловкие лозунги, броские фразы или " пускание пыли в глаза". Они не ценят красочные иллюстра­ции, которые зачастую имеют мало отношения к товару.

Немцы видят в собраниях воз­можность делать свой бизнес. Если потрудиться собрать большое число людей вместе, то это идеальная возможность для обмена идеями Они смот­рят на приемы как на ненуж­ное развлечение.


ИТАЛИЯ

ИТАЛЬЯНЦЫ — ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ И УМНЫЙ НАРОД, И Европа находится в огромном долгу перед его культурой. Они коммуникабельны и сочетают в себе сверхострое восприятие с вездесущей гибкостью. Их постоянное бьющее через край и красноречивое многословие часто вызывает отрицательную реакцию у сдержанных британцев, фактолюбивых немцев и молчаливых скандинавов. Однако эти северяне только выиграют, если приспособятся к общительным итальянцам и так же, как они, будут стремиться к диалогу. Существует много возмож­ностей для заключения сделок с итальянцами, которые для выживания своих компаний энергично экспортируют продук­цию. Приводимые ниже замечания подскажут северянам, как некоторыми уступками обернуть себе на пользу итальянскую экстравертивность.

Итальянцы любят делиться подробностями о своих семьях, о том, как они провели отпуск, своими надеждами, желаниями, разочарованиями, предпочтениями. Покажите им фотографии своих детей и т. п. Поделитесь с ними некоторыми из своих политических и религиозных убеждений — в Италии это обыч­ное дело, — не замыкайтесь в себе. Обсудите всяческие убеж­дения и ценности. Не бойтесь показаться им при этом слиш­ком разговорчивым. Как бы вы ни старались переговорить их, все равно итальянцы сочтут вас сдержанным (и говорят они в 10 раз больше вашего).

Итальянцы по характеру нешовинистичны и не считают, что они заведомо лучше всех. Такую скромность в оценке


302 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ,.

собственной нации, как в Финляндии и Италии, редко где еще встретишь. Сыграйте на этой их черте, откровенно обсуждая Италию.

Итальянцы в отличие от испанцев, немцев или французов не особенно чувствительны или обидчивы. Они признают критику в свой адрес и очень гибки в общении. С ними можно говорить намного свободнее, чем с большинством из европейцев, но не переборщите с прямотой или резкостью. Они люди гибкие, но в то же время и деликатные.

Помните о том, что они в общении красноречивы, много­словны, экспансивны и очень эмоциональны, — это их стиль. То, что для них нормально, для вас выглядит излишне театраль­ным, но не следует считать размахивание руками и жестикулирование в разговоре признаком неустойчивости и ненадежности. Они, напротив, считают вас безжизненными и холодными. Дай­те им почувствовать себя более комфортно, чаще используя мимику и жестикуляцию.

Итальянцы имеют несколько иное представление о времени. чем северяне и американцы. Они не приходят на назначенные встречи вовремя. В Милане точность означает опоздание на 20 минут, в Риме — на полчаса, а на юге Италии — на 45 минут. Вы ничего не сможете с этим поделать, если только дело не происходит на предприятии или в офисе с фиксированным ра­бочим графиком. Значит, вам нужно приспособиться к этому. Будьте готовы к тому, что вам придется прождать минут 15-45, прежде чем появится ваш итальянский партнер или пригласит к себе в офис. Захватите с собой хорошую книгу или журнал. Время от времени можно и опоздать на полчаса, но в реальной жизни лишь немногие из северян способны на это. Кроме того, итальянцы иначе относятся и к пространству. Они привыкли к работе в тесноте. Это, почти как и у японцев, создает у них атмосферу командной работы. Британцам, американцам и нем­цам для эффективной работы требуется больше личного сво­бодного пространства, " простора" как на предприятиях, так и в административных помещениях. Будьте готовы работать с итальянцами " плечом к плечу".

" Дистанция комфортного общения" у северян длиннее, чем у итальянцев. Англичане любят держаться на расстоянии не


ИТАЛИЯ

 

 


менее 1, 2 м от своих собеседников. Итальянцы же чувствуют себя совершенно комфортно и на расстоянии 80 см. Если вы увеличите это расстояние, они могут подумать, что вы их избе­гаете или вам физически неприятно их присутствие. Сделайте общение для них более приятным, " соблюдая правильную дистанцию".

Итальянцы могут трогать вас за руку или за плечо или даже обнимать вас, если они настроены дружелюбно. После несколь­ких месяцев знакомства они могут расцеловать вас в обе щеки при встрече или расставании. Они выказывают вам свою сим­патию, и вы должны найти способ откликнуться на это.

Хотя бы изредка улыбайтесь им — ваше лицо от этого " не переломится" (климат-то южный!).

Гибкость итальянцев в бизнесе часто может наводить на мысль, что они ведут себя " нечестно". Они нередко изменяют правила, нарушают или " обходят" законы и очень вольно ин­терпретируют отдельные соглашения, нормы и постановления. Помните о том, что это их стиль бизнеса, и у вас есть хороший шанс извлечь собственную выгоду из такой " гибкости". Они считают ваш довольно жесткий, законопослушный способ веде­ния дел несколько старомодным, недальновидным или даже безрассудным. В этом отношении они, возможно, ближе, чем вы, к реальной действительности и в меньшей степени связаны идеалами. Они не считают, что их действия в чем-то бесчестны, аморальны или незаконны. Они будут рады сделать вас соучаст­ником своего " заговора". И если вы согласитесь, они поделятся с вами " прибылью". Если же вы будете слишком привязаны к букве закона, они обойдутся и без вас. Мы не имеем в виду явное нарушение законности. Существует много " серых" облас­тей в бизнесе, где выбор кратчайшего пути к цели в глазах итальянцев — вопрос здравого смысла.

Итальянцы менее замкнуты, чем моноактивные люди, и могут свободно одолжить у вас ваши вещи (или ваше время). В конце концов они оплатят или вернут вам то, что заняли (калькулятор, машину, отчет и т. п.), так что не слишком дуй­тесь на них за это. Помните, что и вы можете занимать у них, когда захотите.


 

ДЕЛОВЫЕКУЛЬТУРЫ..

 


Итальянцы часто задерживают выплаты, т. е. расплачивают­ся с опозданием. Это еще одна область, где чрезвычайно трудно изменить их привычки. Лучшее, что вы можете сделать, это постараться договориться заранее о приемлемых для вас сро­ках оплаты и (или) строго оговорить возможность отложенных платежей. Помните, что итальянцы предоставляют вам такую же вольность (если они могут позволить себе это).

На встречах итальянцы не так строго придерживаются пове­стки дня, как северяне. Они перескакивают на пункты, которые должны быть рассмотрены позже, или вновь возвращаются к тем вопросам, которые вы считали уже решенными. Они разго­варивают громко, возбужденно и подолгу. Часто говорят сразу несколько человек, и вы можете обнаружить, что одновременно проходят две-три микровстречи. Они не любят, когда молчат больше 5 секунд. Если вы не ведете собрание, то вам ничего не остается, как только усесться в кресло и насладиться бездельем. Если же вы занимаете место председателя, то следует навести хоть какой-нибудь порядок, но этого можно добиться только в том случае, если вы заранее установили жесткие правила. Один мой знакомый немец для поддержания дисциплины на встре­чах в Южной Америке пользовался, как на футбольном поле, желтой, красной и зеленой карточками. Этот довольно смешной, но твердый подход принес желаемые результаты.

Многословие итальянцев и краткость северян представляет постоянную проблему при общении внутри компании, так как обе стороны желают добиться ясности, но одна из них делает это при помощи огромного количества слов, а другая ограни­чивается краткими сообщениями и замечаниями. Нужно до­биваться компромисса. Северяне должны научиться излагать свои мысли более ясно и подробно, а своих итальянских кол­лег следует призывать к тому, чтобы они были более точны­ми и экономными в словах и идеях и, когда только это воз­можно, представляли бы их в письменном виде. Факс — цен­ное изобретение для скандинавов и других неразговорчивых людей.

Итальянцы внешне кажутся намного более вежливыми людьми, чем северяне, поэтому вы часто будете выглядеть из­лишне откровенными, резкими и даже грубыми, хотя сами и


ИТАЛИЯ

 

 


не стремитесь к этому. Постарайтесь перенять у итальянцев их обтекаемость, изысканность в обращении и чаще льстите им, чем вы обычно это делаете. Им это нравится. Открывайте двери перед женщинами, вставайте и садитесь, когда это положено по этикету. Может быть, вы так и поступаете, но обратите внима­ние на то, как очаровательно и изящно это делают итальянцы. Выходя из комнаты, итальянцы часто говорят: " Разрешите? " Попробуйте усвоить некоторые из этих манер. Если вы все еще испытываете некоторую неловкость, утешьтесь тем, что даже итальянцы в глазах японцев выглядят бестактными, эмоцио­нальными и часто невоспитанными.

Нередко бывает трудно избавиться от ощущения, что италь­янцы — это необузданная, неорганизованная братия. Может быть, они не так методично планируют свою деятельность, как вы. Но не забывайте о том, что Италия занимает пятое место в мире среди промышленных стран и превосходит даже Гер­манию и Америку в таких областях, как производство бытовой техники и некоторых категорий автомобилей. Кроме того, в Италии существует огромная скрытая, " теневая" экономика, масштабы которой неизвестны. Значит, что-то они умеют делать как надо. Ваша задача заключается в том, чтобы опре­делить, в чем они вас превосходят и можете ли вы научиться действовать так же. Их эффективность не столь " очевидна", как ваша, но, может быть, она как-то связана с их общитель­ностью, гибкостью, умением работать, ориентацией на чело­века, командной работой, быстротой и умением использовать благоприятные ситуации. Постарайтесь поставить себя на их место.

Итальянцы на переговорах дружелюбны, разговорчивы и весьма гибки. Они менее прямолинейны, чем северяне, и часто идут окольными путями. Итальянцы обсуждают проблемы с точки зрения личности и не без эмоций (" Смотрите, какие хо­рошие отношения у наших президентов! "), тогда как северяне стараются сосредоточить внимание на интересах своей компа­нии и опираются на факты конкретной сделки. Северянам сле­дует подходить к переговорам с итальянцами, имея для этого достаточный запас времени и огромное терпение. Они должны быть готовы к длительным переговорам и сохранять спокойст-


вие. Итальянец может вспылить при обсуждении какого-нибудь пункта, а минуту спустя превратиться в самого дружелюбного партнера. Итальянцы могут ссориться друг с другом за столом переговоров, а через несколько минут перед вами уже сплочен­ная команда. Их стартовая цена может быть высокой, но они готовы к ее снижению в процессе переговоров. Скандинавы или британцы, продающие что-нибудь итальянцам, должны уста­навливать свою начальную цену с некоторым запасом, чтобы была возможность для ее снижения позднее. Итальянцы наде­ются на это. Они должны после заключения сделки чувствовать себя победителями — людьми, которые чего-то добились. Каж­дый член их команды должен быть удовлетворен результатами переговоров. Лучше всего, если северяне будут относиться к переговорам с итальянцами как к своего рода интересной игре, которую нужно вести по многочисленным итальянским прави­лам, но которая приводит к серьезному и выгодному (для обеих сторон) результату.


ПОРТУГАЛИЯ

ЕСЛИ БЫ ПОРТУГАЛЬЦЫ НЕ ОТЛИЧАЛИСЬ ОЧЕНЬ СИЛЬНО от испанцев, Португалии как страны не было бы. При взгляде на карту Иберийского полуострова возникает впечатление, что он по форме приближенно напоминает пятиугольник; этот полу­остров так четко отделен от остальной Европы Пиренеями и так резко отсечен от Африки Гибралтарским проливом, что кажется созданным самой природой служить связующим звеном между двумя морями и двумя континентами,

Мой португальский друг любит разыгрывать своих знако­мых испанцев. Он намекает им на неважное качество образова­ния в Испании и высказывает сомнение в том, что они правиль­но смогут начертить контуры Испании. Испанцы, уязвленные его намеками, берут ручку и неизменно рисуют на бумаге сле­дующую фигуру (см. рис. 53).

Мой друг продолжает этот розыгрыш, говоря, что контур нарисован не совсем точно, после чего незадачливые испанцы подправляют линию или кривую в нескольких местах или ри­суют все заново с еще большим старанием. Тогда мой друг сам чертит для них правильный контур (рис. 54).

Подсознательно большинство испанцев представляют себе Иберийский полуостров так, как показано на их рисунке, а большинство португальцев подсознательно видят в испанцах потенциальных захватчиков. Эта ситуация напоминает то, как относятся друг к другу англичане, уэльсцы и шотландцы, хотя в их случае политический союз — реальный факт.

Вопрос с Испанией был решен в 1297 г., когда Португалия завоевала свою независимость при короле Афонсо Энрикесе.


308 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Рис.53

На 60 лет (1580—1640) испанцы вновь восстановили свое гос­подство, но после этого произошло уже окончательное отделе­ние Португалии. С географической точки зрения это разделе­ние имеет смысл, так же как и разделение Норвегии и Швеции. Каждая сторона хочет иметь территорию, отделенную горами, и свой образ жизни, приспособленный к условиям окружающей среды. Норвегия и Португалия покрыты лесами и являются при-

Рис.54


ПОРТУГАЛИЯ

 

 


брежными странами, в связи с чем население этих стран занима­ется в основном мореплаванием и рыболовством. В Португалии образ жизни рыбаков, лесников и садоводов слишком сильно отличается от образа жизни кочующих по Кастильскому плато пастухов, чтобы они могли иметь общее и прочное будущее. Испанию часто считают объединением отдельных провинций. После того как Португалия обрела свою независимость, провин­ций стало на одну меньше.

Португалия является атлантической страной, тогда как Ис­пания в основном средиземноморская страна. Жители Португа­лии, имея за своей спиной Испанию, обращены лицом к океану и Западному полушарию. Отрезанные от остальной Европы землями Испании, португальцы свободно прокладывали мор­ские маршруты к Британским островам, берегу Африки, острову Мадейра, Канарским и Азорским островам и, наконец, к бере­гам Америки.

Странам, ограниченным со всех сторон сушей, в некотором смысле не повезло. Постоянно опасаясь внезапных нападений со стороны соседей, они неизбежно должны вести недовер­чивую, осторожную и (если чувствуют свою силу) каратель­ную политику. У них небольшая свобода маневра, так как они окружены иностранной территорией. Все страны Средиземно­морского бассейна, не имеющие выхода к Атлантическому по­бережью, являются в некоторой степени " закрытыми" странами, так как им исторически был закрыт доступ к более крупным морям Испанией, Британией (Гибралтар) и маврами. Соседи по Черному морю — Россия, Румыния и Болгария — без раз­решения Турции не могли попасть даже в Средиземное море. Точно так же государства, граничащие друг с другом на Бал­тийском море, не имели выхода в Атлантический океан из-за господства на море викингов. Португалия принадлежит к более удачливым приморским странам. Если бы вы встали рядом со статуей Васко де Гамы на морском берегу в его родном городе Синишь и окинули взглядом манящий голубой океан в пре­красный солнечный день, то у вас не осталось бы никаких сомнений относительно того, почему португальцы бороздили океан и искали новые земли за горизонтом. Океан пьянил, и те народы, которые были тесно с ним связаны, — викинги,


310 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ..

британцы, французы, испанцы, полинезийцы, голландцы и португальцы — отправлялись буквально на край земли и сами чеканили свою судьбу в те времена, когда такие подвиги еще были возможны.

Близость иностранных территорий таит в себе угрозу — мысль о государственной безопасности становится навязчивой (например, в России). Океаны являются естественной защитой, давая возможность заранее предупредить иностранную агрес­сию, а также полем битвы, на котором можно остановить про­тивника, прежде чем он достигнет ваших берегов. Более того, океаны служат мостами, по ним можно легко добираться в другие страны для ведения двусторонней торговли и обмена идеями, вместо того чтобы прибегать к посредничеству бли­жайшего соседа. Атлантический океан обеспечивал Португа­лии, обращенной лицом к западу, беспрепятственную связь с Англией, ее естественным союзником в борьбе с Испанией и (позднее) с наполеоновской Францией. Он сделал открытой страну, которая в противном случае страдала бы клаустро­фобией, не имея никаких контактов с дружественными евро­пейскими государствами, кроме связей, просеиваемых через испанский фильтр.

И что наиболее важно. Атлантический океан предоставил новой, независимой Португалии заманчивую возможность ис­следования океанов именно в то время, когда огромные части света " созрели" для колонизации. Наука хотя и находилась то­гда еще на ранней стадии развития, оказывала неоценимую по­мощь тем, кто отправлялся в плавание. Англия, Франция, Испа­ния и Голландия ускоряли свою экспансию в ходе амбициозной колонизации. Пятисотмильная полоса побережья Атлантиче­ского океана досталась португальцам, что ставило ее на один уровень с этими морскими державами, и дала возможность этой небольшой стране создать огромную империю, соперничающую по своим размерам и природным ресурсам с империями Фран­ции, Испании и Британии.

В сфере бизнеса, несмотря на то что в Португалии организа­ция фирм строится по принципу вертикальной иерархии, когда власть сосредоточена в руках высшего руководства, португаль­ские менеджеры избегают, где только это возможно, прямых


ПОРТУГАЛИЯ

 

 


конфликтов со служебным персоналом, применяя мягкую ма­неру обращения и учитывая личные проблемы подчиненных.

Такое же дружелюбие наблюдается и в их взаимоотно­шениях с клиентами. Португальцы начинают эти взаимоот­ношения с искреннего предположения, что между обеими сторонами существует взаимное доверие. У них настолько жизнерадостная и непринужденная манера общения, что им ничего не стоит создать такую атмосферу даже на начальной стадии переговоров. В Португалии к клиентам относятся как к друзьям, если же этого нет, то маловероятно, что они останутся клиентами.

В странах с развитой бюрократической системой — а Пор­тугалия, к несчастью для нее, относится к таким странам, — обычно стремятся заключать сделки, опираясь в значительной степени на хорошие личные взаимоотношения и доверие, в про­тивном случае вы пойдете не кратчайшим путем. В Португа­лии, так же как и в Италии, способность завязывать близкие отношения, обеспечивать хорошие знакомства, создавать дол­госрочные неформальные отношения является не только важ­ной предпосылкой для ведения дел, но и непосредственным критерием самой их эффективности! Португальские руководи­тели, обладающие таким даром, — превосходные " ледоколы". Они разбивают лед в отношениях на международных совеща­ниях, где некоторые из делегатов ведут себя поначалу излишне натянуто.

Португальцы обладают недюжинными ораторскими спо­собностями, но они также любят, когда все зафиксировано в письменном виде. Это не только продукт португальской бюро­кратии (во многом заимствованной из наполеоновской модели), но и укоренившееся мнение, что хорошо составленные доку­менты помогают избежать неопределенности и двусмыслен­ности. В этом они поразительно контрастируют с испанцами. Португальцы обычно пишут на своем языке аккуратно и хоро­шо; это умение превосходно служит им в бюрократических процедурах, соблюдение которых часто требуется в крупных многонациональных компаниях.

Португальцы в большей степени формалисты, чем испанцы, которые сегодня повсюду обращаются на " ты". На португаль-


312

ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ.

 


ском языке вместо обращения " вы" или " ты" может использо­ваться обращение " синьор" или " синьора". Эти формы могут сочетаться с именем, фамилией или такими титулами, как " профессор" или " инженер". Если вы сомневаетесь в форме об­ращения, то разумнее ошибиться в сторону большей формаль­ности. Не задумываясь можете обращаться " доктор" к тому, кто кажется вам более квалифицированным в этом вопросе или более умным, чем вы.

Ведение переговоров с португальцами

Португальцы — одни из лучших в мире специалистов по пере­говорам. Когда они договаривались об условиях своего вступ­ления в Общий рынок, а происходило это в то же самое время, когда переговоры вели и испанцы, то добились для себя значи­тельно лучших условий, чем их соседи по Иберийскому полу­острову.

Их имперское прошлое и стремление держаться на расстоя­нии от испанцев привели к тому, что они стали большими ин­тернационалистами вопреки распространенному мнению о них большинства. Они обладают прекрасными способностями к языкам — среди романских народов они лучше всех разговари­вают на английском, а число посещающих курсы английского, французского и немецкого языков просто ошеломляет. Знамени­тая Кембриджская школа иностранных языков в Лиссабоне ре­гулярно зачисляет более 10 тыс. студентов в год.

Португальцы могут свободно вести переговоры на англий­ском языке. Ниже приводятся основные характеристики поведе­ния португальцев на переговорах.

• Они ведут переговоры индивидуально или в составе не­больших команд. Члены группы хорошо знают друг друга и могут быть родственниками.

• На переговорах они добиваются наилучших условий в инте­ресах своей компании, но решения принимают на основе личных предпочтений и своего семейного и общественного положения.


ПОРТУГАЛИЯ 313

Результаты переговоров для них — это оценка их собствен­ного мастерства.

• Их полиактивность приводит к тому, что они связывают текущие переговоры с другими сделками или с бизнесом, которым они занимаются в настоящее время. Они не " сег­ментируют" переговоры, т. е. не делят их на " непотопляе­мые" части.

• Они обращаются по фамилиям и званиям, но с самого начала переговоров дружелюбны и даже обаятельны.

• Они считают себя более сообразительными, чем другая сто­рона, но прикидываются тугодумами.

• Они с самого начала переговоров знают, что им нужно, но открыты в выборе возможных путей к цели.

• Они подозрительны по натуре, но скрывают свою подозри­тельность.

• Они быстры, восприимчивы и умеют воспользоваться бла­гоприятной ситуацией.

• Они проявляют максимум гибкости.

• Они часто делают вид, что понимают собеседника, тогда как на самом деле только собираются понять.

• В зависимости от обстоятельств они принимают решения индивидуально или на основе консенсуса.

• Они начинают переговоры с высоких цен, оставляя себе возможность для последующих маневров, но быстро пере­страиваются, если почувствуют напряженность.

• В процессе переговоров они стараются заявить о своих реальных целях как можно позже.

• Они аргументируют свои требования окольными путями в отличие от логической обоснованности французов и напори­стости американцев.

• В процессе переговоров они часто круто меняют свою по­зицию и вырабатывают новую платформу исходя из новых условий, а не из тех, с которыми они пришли к столу пере­говоров.

• Они часто выдвигают на переговорах совершенно фантасти­ческое (дикое) предложение для того, чтобы сбить с толку оппонента или выиграть время.


Они редко отказываются от каких-либо сделок, предлагае­мых во время переговоров, " сгребая" все, что попадается под руку даже любые второстепенные или вспомогатель­ные сделки.

Великодушные по натуре, они устраивают щедрые приемы между встречами, часто сами выбирая развлечения. Они надеются на то, что платежи будут производиться обеими сторонами вовремя.

Национальная честь не является для них главным фактором. Для них неважно, какого цвета кожа у человека или к какой расе и религии он принадлежит.

Стиль их общения — личностный, красноречивый, эмоцио­нальный, но более сдержанный, чем у итальянцев или ис­панцев (влияние Атлантики).

Они приходят на переговоры хорошо информированными обо всех аспектах сделки.

У них есть опыт международного бизнеса. Столетия торгов­ли с Индией, Африкой и Дальним Востоком приучили пор­тугальцев быть гибкими, хитрыми, реалистичными и " уметь проигрывать".

Недостаток технологий и природных ресурсов часто ста­вит португальцев на переговорах в невыгодное положение, которое они должны компенсировать умением правильно вести переговоры, что оттачивает их искусство делового общения.


РОССИЯ

распад СОВЕТСКОГО союза ПРИВЕЛ К ИСЧЕЗНОВЕНИЮ гигантского поликультурного исторического феномена — бе­зумно запутанного клубка из разных стран, рас, республик, тер­риторий, автономных областей, философий, религий и веро­исповеданий, которые образовали конгломерат, оформленный в самый огромный политический союз в мире. Калейдоскоп культур в этой стране был настолько пестрым, что голова шла кругом только от одного взгляда на него. Крах этого союза, однако, помогает нам ограничиться рассмотрением феномена более простого, но самого по себе, несомненно, сложного — культуры самой России.

Слишком легко соединить вместе советскую идеологию и русский характер, так как в течение 70 лет борьбы и эволюции одно уживалось с другим. Сталин был грузином, а не русским. Микоян был армянином, однако Ленин, Троцкий и Керенский — первые мыслители большевиков — были великороссами, как и Хрущев, Андропов, Молотов, Булганин, Горбачев и Ельцин. Все же простые советские люди были не более чем единой управ­ляемой массой российского общества, зачастую непопулярного, мстительного и к тому же недальновидного, хотя тиски тоталь­ной власти и крайней жестокости позволили этому обществу устоять на ногах в течение семи десятилетий.

Однако то же самое общество и в тот же самый период времени дало миру Пастернака, Солженицына, Сахарова и ты­сячи мужественных людей, которые поддерживали их. Культу­ра, взрастившая Чехова, Чайковского, Рахманинова, Толстого,


 

 


Петра Великого и Александра Невского, просто не могла бес­следно исчезнуть в короткий период политического гнета и тяжелого, изнурительного труда. Индивидуальность этой куль­туры вынуждена была уйти в подполье и выждать время для того, чтобы выжить, однако русская душа бессмертна, как ника­кая другая. Ее возрождение и развитие в XXI в. имеют огромное значение для остального мира.

Некоторые менее привлекательные черты поведения русско­го человека — чрезмерный коллективизм, апатия, подозритель­ность по отношению к иностранцам, пессимизм, мелкое жуль­ничество, работа урывками, уход в себя — не были на самом деле продуктом большевистского режима. Россия была комму­нистическим государством 70 лет, а православная Россия суще­ствует уже 1000 лет. Основные черты русского характера обо­значились за сотни лет до рождения Ленина или Карла Маркса. И царскому, и советскому режиму легко было управлять людь­ми благодаря тому, что они были склонны к коллективизму, по­корности, самопожертвованию и терпению. Постсоветское рос­сийское общество переживает период бурного развития и изме­нений, и мы еще узнаем, какое воздействие на остальной мир могут оказать развивающаяся демократия и возрождающийся дух предпринимательства в России.

Русский характер обусловлен в некоторой степени безжало­стным авторитарным режимом и правлением в течение многих столетий, но два главных фактора формирования русских цен­ностей и коренных убеждений остаются постоянными при лю­бом правлении — необъятные просторы России и неизменная суровость ее климата. На рис. 55 схематически показано, как бескрайние и малозащищенные степные просторы России по­рождают у людей глубокое чувство своей уязвимости и забро­шенности, что в свою очередь вынуждает людей объединяться, для того чтобы выжить, и развивает у них враждебность по от­ношению к внешнему миру.

На рис. 56 показано, как влияние климата (мощный фактор в любой стране) особенно сильно сказалось на русских крестья­нах, которые по традиции вынуждены практически бездейство­вать большую часть года, а затем в оставшийся короткий период лихорадочно работать до изнеможения — пахать, сеять и соби-


РОССИЯ 317

Рис. 55. Огромная территория России

рать урожай. Любой, кто бывал глубокой зимой в Иркутске или Новосибирске, мог на себе испытать сковывающее действие мо­роза — 20-40 градусов по Цельсию, — хотя высокий уровень самоубийств зимой в таких более теплых странах, как Швеция и Финляндия, говорит о том, что русские люди не единственные, кто вынужден значительную часть года жить в условиях сокра­щенного дневного времени.

Многострадальные русские крестьяне, которым не повезло с географическими условиями и которые были лишены возмож­ности нормального общения друг с другом (из-за огромных рас­стояний и труднопроходимой местности), становились легкой добычей людей с притязаниями на власть. Небольшими группа­ми необразованных людей, лишенных средств к существованию и отрезанных от своих возможных союзников, легко манипули­ровать. Православная церковь, цари и Советы эксплуатировали сотни тысяч этих несчастных отсталых крестьян. Крестьян, безза­щитных перед различными формами " оболванивания", всячески


318 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ...

Рис. 56. Суровый климат

запугивали, обманывали, облагали жестокими налогами и при необходимости забирали в армию. В XVI в. срок службы в армии доходил до 25 лет; в 1874 г., после отмены крепостного права в 1861 г., этот срок был снижен до 6 лет! Русским приходилось иметь дело с тайной полицией не только во времена КГБ, но еще при Иване Грозном, в XVI в. На рис. 57 показано, как дес­потическое, циничное правление развивало в людях следую­щие черты характера — крайнюю подозрительность, скрытность

Двадцатипятилетний срок службы в русской армии был введен Петром I с организацией регулярной армии в XVIII в.; до этого армия была сословием (стрельцы), а служба в ней — пожизненной.


РОССИЯ

 

 


Рис.57

явную пассивность, готовность пойти на мелкое мошенничество, неуважение к законам, и это в дополнение к традиционному русскому пессимизму и стоицизму во времена бедствий.

Если все это звучит довольно пессимистично, то можно по­говорить и о хорошем. Несмотря на то что русские, чтобы вы­жить, идут на крайности, в основном это очень теплые, душев­ные, заботливые люди, отзывающиеся на добро и любовь, если они чувствуют, что их не ''надувают" в очередной раз. Финны, которые неоднократно становились жертвами русского экспан­сионизма. охотно признают теплоту и врожденное дружелюбие русского человека. Даже американцы, если найдут время приза­думаться над этим, обнаружат удивительно много общего с рус­скими. Грубоватое русское гостеприимство — это напоминание


 

 


Рис. 58. Горизонты США / России

о привычной среде " дикого" Запада (или, пожалуй, глубокого Юга), и русские, как и американцы, стремились освоить свой континент. Оба народа с подозрением относятся к аристократам и неудобно чувствуют себя (даже сегодня), когда слышат изы­сканную речь некоторых европейских народов. Простота завое­вывает друзей и в Уичито, и в Екатеринбурге. Обе нации, как и французы, мыслят масштабно и считают, что на их долю выпала важная мессианская роль в международных делах.

На рис. 58 (уже знакомое нам сравнение " горизонтов") видно, что, хотя русским и американцам предназначено (исторически и географически) видеть мир совершенно по-своему, их доста­точно общий образ мышления создает основу для плодотвор­ного сотрудничества. Их общие антипатии тоже важны в этом отношении, как некоторые из их взаимных амбиций.

Что касается отношения к миру в целом, то любопытно, как русские представляют себе иностранцев и, что особенно важно, как они ведут себя с ними. Несмотря на то что российское об­щество явно переживает переходный период, отдельные харак­теристики их деловой культуры неизбежно отражают стиль командной экономики, которая определяла их подход к дело­вым встречам в течение нескольких десятилетий. Поэтому рус-


РОССИЯ

321

 


ские на переговорах не только проявляют традиционно прису­щую крестьянам осторожность, упорство и скрытность, но и демонстрируют свой глубокий опыт, порожденный тщательной подготовкой и изобретательной организацией. Ниже приводятся характеристики поведения русских на переговорах.

Русские на переговорах

• Российские команды на переговорах часто состоят из вете­ранов и экспертов, а значит, они обладают большим опытом.

• Они ведут переговоры так, будто играют в шахматы, т. е. пла­нируют на несколько ходов вперед. Противник должен обду­мывать последствия каждого хода, перед тем как сделать его.

• Русские часто представляют не самих себя, а какую-то часть своего правительства на определенном уровне.

• Неожиданные изменения в переговорах или новые идеи дос­тавляют им неудобства, так как они должны получить соот­ветствующее разрешение у вышестоящих руководителей.

• На переговорах обсуждаемый вопрос часто связывается с другими интересующими их вопросами. Это может быть не­ясно для другой стороны.

• Русские считают готовность идти на компромисс признаком слабости.

• Если переговоры зашли в тупик, их излюбленная тактика — проявить терпение и " пересидеть".

• Они отказываются от этой тактики только в том случае, если другая сторона проявляет решительную твердость.

• Общая тенденция их поведения состоит в том, что они энер­гично наступают, когда им кажется, что партнер пятится, и отступают, когда встречают жесткое сопротивление.

• Они часто высказывают свои соображения театрально и эмоционально, стараясь ясно выразить свои намерения и требования.

• Как и американцы, они любят говорить жестко, если считают свою позицию сильной.

• Во время встречи они сохраняют дисциплину и говорят по одному. Когда американцы или итальянцы говорят " на не-

 

 


322 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ..

сколько голосов, русские теряются, поскольку не пони­мают, кто обладает реальной властью.

• Русские часто представляют начальный план, в котором в общих чертах обрисованы все их цели. Это всего лишь их " стартовая" позиция, и она далека от того, чего они надеют­ся добиться.

• Они, однако, могут отказаться от некоторых пунктов, но только в обмен на уступки с другой стороны.

• Они часто предлагают мелкие уступки в обмен на более крупные.

• Они часто вставляют в свой первоначальный план несколько " подачек" — то, что не представляет для них особой важ­ности и от чего они могут легко отказаться без ущерба для собственной позиции.

• Они обычно просят другую сторону начать первой, чтобы

можно было отреагировать на предложенную позицию. • Они чувствительны и заботятся о своем статусе, поэтому с

ними нужно обращаться на равных и не говорить свысока.

• Их подход к переговорам носит концептуальный и всеобъем­лющий характер в отличие от американцев или немцев, ко­торые предпочитают решать проблемы " шаг за шагом".

• Принятие их концептуального подхода часто создает труд­ности при выработке последующих деталей и последующей реализации договоренностей.

• Они с подозрением относятся ко всему, от чего другая сто­рона легко отказывается. Во времена Советского Союза все

было сложно. • Личные отношения между сторонами нередко вершат чудеса

в ситуациях, кажущихся безвыходными.

• Для русских контракт не имеет такой обязательной силы, как для западных бизнесменов. Они, как и представители Вос­тока, считают контракт обязывающим к чему-либо только в том случае, если он остается взаимно выгодным.

Вышеприведенное исследование наводит на мысль, что с русскими нелегко иметь дело. Нет оснований верить в то, что развитие предпринимательства в России, дающее дополнитель­ные возможности и расширяющее кругозор у тех из них, кто


россия 323

бывает на Западе, сделает россиян менее эффективными за сто­лом переговоров. Западные бизнесмены могут иметь " сильные карты" и диктовать свои условия какое-то время, но конечная цель — взаимовыгодные переговоры — будет достигнута лишь путем адаптации к современному русскому менталитету и изме­нения отношения русских к иностранцам. Следующие советы могут оказаться полезными.

Советы, как вести себя с русскими

Если у вас на руках " сильные карты", не злоупотребляйте ими. Россияне — гордые люди, и их нельзя унижать. Они не так сильно заинтересованы в деньгах, как вы, поэто­му легче, чем вы, готовы отказаться от сделки. Вы можете основывать свои решения на фактах, которые для вас нейтральны, а у них они вызывают эмоции. Они больше ориентированы на людей, чем на дело. Поста­райтесь им понравиться.

Если вам это удастся, то они будут подговаривать вас " обма­нуть систему". Они больше вашего не любят жесткие инст­рукции. В этом отношении они очень похожи на итальянцев. Как можно чаще показывайте свое недоверие к слепой вла­сти или к чрезмерной бюрократии. С самого начала окажите им услугу, но покажите, что это делается не по вашей слабости. Такая услуга должна быть обращена больше к человеку, чем к обсуждаемому делу. Не нужно слишком поддаваться воздействию их театраль­ности и эмоциональности, однако вы должны показать свою симпатию к человеческим аспектам переговоров. Проявляя свою твердость, обозначьте и свою доброту. Они действуют в основном коллективно, поэтому не выде­ляйте кого-либо особо. Зависть к чужому успеху — это тоже черта русского характера.

Выпивайте с ними между встречами, если можете. Это один из самых легких способов " навести мосты". Они предпочитают выпивать сидя и часто произносят тосты и короткие речи.


ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Они любят похвалу, особенно если это связано с достиже­ниями России в технологии, а также с крупными успехами русского искусства.

Они чувствительно относятся к разговорам о войне, считая, что Россия вела большинство войн, обороняясь от агрессивных соседей. Им неизвестна ваша версия исторических событий. К Америке они относятся подозрительно, с примесью не­скрываемого восхищения.

Они любят своих детей больше, чем многие из нас; обме­няться с ними фотографиями детей — прекрасный способ установить контакт.

Они уважают стариков и презирают отношение американцев к пожилым людям. В жестоком российском окружении любовь семьи была зачастую единственно прочной формой богатства. Продемонстрируйте, если это уместно, привязан­ность к собственной семье.

Покажите себя с человеческой стороны — свои чувства, на­дежды, устремления и т. п. Их намного больше интересуют ваши личные цели, чем коммерческие. Во время делового обсуждения они отдают приоритет в та­ком порядке: личные взаимоотношения, форма, внешние проявления, возможность для заработка. Они часто выглядят возбужденными, но хорошо владеют собой. Смесь элементов Востока и Запада в их характере часто на­поминает раздвоение личности у шизофреников. Пусть вас это не сбивает с толку, — когда надо, всегда проявится и другая сторона.

В их истории никогда не было развитой демократии, поэто­му не ждите, что они автоматически станут эгалитарными, справедливыми, беспристрастными и открытыми для пря­мой дискуссии. В этом отношении разумно будет ясно пока­зать им, что вы думаете об этих понятиях и почему они, в сущности, вас мотивируют.

Такие термины, как ''демократичный", ''честная игра", " прибыль", " оборот", " движение денежных средств", " 'связи с общественностью" и " неформальные отношения", мало, что значат для них на любом языке, поэтому пользуйтесь этими словами осторожно.


РОССИЯ

 

 


Они любят говорить, что понимают, хотя на самом деле это не так, а также стараются говорить то, что, по их мнению, от них хотят услышать (восточная привычка), поэтому не при­нимайте все сказанное или услышанное на веру. Ко всему, что вы представляете как официальную директиву или инструкцию, они будут относиться недоверчиво. То, что вы подаете как личную рекомендацию, они приветствуют. К слишком высоким прибылям они относятся как к неза­конным. Не жадничайте ни по отношению к себе, ни по отношению к ним.

Русские по своей сущности консервативны и нелегко при­нимают изменения. Представляйте им свои новые идеи не спеша, не нажимайте на них поначалу. Русские часто " подталкивают" вас и понимают, когда с ними поступают так же, но они протестуют, когда чувствуют, что давление становится слишком сильным. Еще надо посмотреть, насколько они смогут рисковать в условиях свободного рынка.

Инакомыслие в целом не пользуется у них популярностью, так как исторически безопасным для них было групповое, конформное поведение. Не старайтесь отделить россиянина от его " группы", какой бы она ни была. Решение о том, что правильно и что неправильно, по пред­ставлению многих россиян, определяется чувствами боль­шинства, а не законом.

У русских очень сильно развито чувство ностальгии — на­стоящее не имеет власти над их мышлением, как это может быть, например, у многих американцев и австралийцев. Они любят поговорить. Не задумываясь, раскройте перед ними свою душу. Они, как и немцы, обожают поговорить по душам. То, чего они добились в своей стране, достигнуто главным образом с помощью сложной сети личных отношений: ты — мне, я — тебе. Они не ждут никакой помощи от чиновников. Как и немцы, они приходят на встречу без улыбки. Как и немцев, их можно " растопить" проявлением взаимопонима­ния и искренности.

Когда они дотрагиваются до собеседника во время разгово­ра — это признак доверия.


 

ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

 


Рис.59

Российские ценности глубоко человечны, их герои универ­сально аутентичны, их внешние проявления и символы полны артистизма и эстетики. Для того чтобы преуспеть в отношениях с россиянами, нужно четко держать в своем сознании эти каче­ства, вместо того чтобы уделять слишком много внимания зага­дочным и парадоксальным аспектам их поведения и их совре­менным установкам.


ИСПАНИЯ

существует ТОЛЬКО ОДНА АНГЛИЯ И ТОЛЬКО ОДНА ФРАНЦИЯ, но Испании — несколько. Испания, по мнению римлян, состоя­ла из многих стран, что до сих пор отражается в многообразии четко отличающихся друг от друга регионов внутри страны. Кастильцы составляют в Испании большинство населения и до сих пор там преобладают, но вам, перед тем как иметь дело с испанцем, неплохо было бы выяснить его происхождение. Жители Галисии практичны и меланхоличны и в чем-то схожи с некоторыми северными народами. Упорство арагонцев пере­кликается с финской стойкостью. Баски талантливы в промыш­ленной и коммерческой деятельности и наряду с финнами, венг­рами и эстонцами не имеют индоевропейской родословной. С одной стороны, северные народы со своим культом работоспо­собности сходны с каталонцами, которые в большей степени ориентируются на Францию, чем на Испанию. С другой сторо­ны, у них мало общего с двумя другими областями — Астурией, где люди чрезвычайно высокомерны, и Андалузией, где каж­дый житель — оратор, а распорядок дня существует только для кошек и собак.

Поговорив об областях Испании, давайте теперь поближе познакомимся с Кастилией и кастильцами. Кастильцы являются по существу представителями романских народов и действи­тельно в течение многих столетий были хранителями латинского наследия, оберегая его языковые и литературные памятники, а также его традиции в эпоху римских завоеваний и Римской империи. У кастильцев наблюдаются черты, характерные для


328 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

романских народов, — многословие и красноречие (кастильское слово hablar — " разговаривать" происходит от слова fabulare, означающего " выдумывать, сочинять, наслаждаться беседой"). Северяне едва ли чувствуют себя уютно, сталкиваясь с таким многословием испанцев, а также с испанцами в их излюбленной роли " великих романтиков". Гордые за свою историю и чистоту кровей, кастильцы в душе своей крестоносцы, мистики и не­практичные индивидуалисты, которые когда-то были великими завоевателями-конкистадорами, но так и не смогли создать собственной империи. Англичане и американцы могут восхи­щаться кастильским индивидуализмом, так как эту черту они особенно ценят в себе, но индивидуализм в Испании перерос в непокорность власти и организациям, и даже в презрение к правительству. В северной части страны " горячий" климат еще более способствует проявлению апатии и инерции там, где дело касается законов и постановлений.

Бедняк в Испании считается таким же благородным чело­веком, как и богач. К нищим относятся с пониманием, бедным и нуждающимся оказывают уважение, а врожденный аристо­кратизм проглядывает в самых бедных людях. Личное досто­инство человек, по представлению кастильцев, не должен те­рять даже в тех случаях, когда ему уже нечего больше терять. Время, деньги и даже благоразумие имеют второстепенное значение.

Если прагматичным северянам трудно принять даже это, то еще больше их сбивает с толку кастильский фатализм. " К чему так сильно заботиться о своей судьбе? — говорит кастилец. — Все, что происходит сейчас, происходило раньше и обязательно повторится в будущем". Полные неуемной энергии в периоды лихорадочной деятельности или в моменты великого прозрения, испанцы мало пристрастия питают к рутинным и банальным задачам консолидации и координации действий. " И завтра будет день; если такова наша судьба, то так тому и быть". Северяне, у которых мало времени остается на фатализм и которые считают себя хозяевами собственной судьбы, испытывают мало симпа­тии к такой позиции. Мы можем утверждать, что факты — упрямая вещь, а испанец заявляет, что вещи совсем не такие, какими они кажутся. " Существуют две истины, — говорит он, —


ИСПАНИЯ 329

истина каждой бренной частицы и истина поэтического це­лого". Вторая истина более важна для кастильца, поскольку она дает ему веру или видение жизни. Человек должен осознавать тщетность своих материальных амбиций.

Из этих испанских концепций и убеждений совершенно ясно, что испанец и житель севера обладают совершенно раз­личным восприятием действительности. Диалог между этими людьми никогда не бывает легким. Высокопарный, многослов­ный оратор и " великий романтик" обращается к пассивному слушателю и молчаливому прагматику. Между ними может возникнуть языковой барьер, но диалог все же должен состо­яться — в мире бизнеса.

Существуют некоторые мосты между испанской культурой и культурой северных народов. Кастилия — это бесплодная земля с огромными перепадами холода и жары. Суровость кли­мата и ландшафта приучила кастильцев к аскетизму — явле­нию, небезызвестному для северян, трудные времена во многих странах развивали бережливость. Хотя Испания — это земля богачей и бедняков, эгалитарные британцы, скандинавы и аме­риканцы могут рассмотреть в стремлении испанцев защищать слабых характерный для этой страны вариант истинной демо­кратичности.

Те, кто хочет иметь дело с испанцами, должны в первую очередь признать, что испанцы никогда не ведут себя так, как северяне, и что их шкала ценностей весьма отличается от шкалы ценностей современной эпохи.

Так же как и другие люди, они покупают и продают и ведут себя при этом дружелюбно, но относятся к вам несколько ста­ромодно и больше интересуются вами, чем вашими товарами. Однажды я выступал в качестве переводчика у трех немецких продавцов, представлявших свою новую продукцию совету ди­ректоров одной компании в Мадриде. Немцы устроили отлич­ную презентацию, продолжавшуюся около 30 минут, с приме­нением слайдов, фотографий, диаграмм и видеороликов. Шесть испанских менеджеров, сидевших напротив них, вряд ли вообще следили за презентацией товаров. Они наблюдали за продав­цами: того ли они типа люди, с которыми стоит иметь дело? нравятся ли они им? человечны ли они? Немцы всегда превос-


330 ДЕЛОВЫЕ КУЛЬТУРЫ.

ходно проводят свою презентацию, так зачем же смотреть на нее? Когда демонстрация товаров закончилась, немцы, затаив дыхание, ожидали реакции хозяев. Испанцы пригласили их на ленч, который продолжался до 4 часов дня. После этого все отправились отдыхать.

Вам нужно сильно потрудиться, для того чтобы понравиться испанцу. Если вы преуспеете в этом, дело пойдет само собой. Вам нужно показать, что у вас доброе сердце и что вы не отно­ситесь ко всему всерьез. Северяне добросердечны, но они часто искусно скрывают это. С испанцами нужно говорить так, чтобы они видели в ваших глазах огонек. Их " дистанция комфортного общения" намного меньше, чем у большинства европейцев, и они любят во время беседы иметь зрительный контакт с собе­седником. Они более грубы, чем французы, итальянцы или пор­тугальцы. Это самый грубый из всех романских народов. Мачо (" агрессивный, настоящий мужчина") — испанское слово, и природная мужественность бизнесмена с севера оказывает ему добрую услугу в компании испанцев. Деловые женщины с се­вера также быстро находят взаимопонимание на переговорах с испанскими бизнесменами, так как определенная агрессивность последних дает положительные результаты.

Испанцы очень человечны. При разговоре с ними лучше всего отказаться от своей холодности, забыть о диктате вре­мени, допустить, что в вашей стране действительно случается мелкое жульничество, признаться в некоторых личных грехах или проступках, задавать им какие-нибудь довольно личные во­просы, выпивать с ними, если надо, до 3 часов утра и вообще немного расслабиться.

Расслабляясь в компании испанцев, держите в одном из ближних уголков своего сознания важную мысль: они обидчивы и чувствительны. Вы можете сколько угодно смеяться над французами и немцами, вы можете даже критиковать некоторые испанские обычаи, такие, как сиеста или бой быков, но вы ни при каких обстоятельствах не должны говорить ничего, что могло бы быть истолковано как посягательство на их личное достоинство или честь. Для многих испанцев слово " честь" является важнейшим словом в их языке. Может быть, они бед­ны, но они благородны. Может быть, они отсидели в тюрьме.


ИСПАНИЯ

 

 


но они честны. Может быть, они непунктуальны, но они честны. Может быть, они должны вам деньги, но обязательно рассчи­таются с вами, когда смогут. Они могут потерпеть неудачу, но их нельзя унизить. Подобно японцам или китайцам, им нельзя " терять свое лицо".

Это уважение к испанскому достоинству, тщательное пес­тование их личной, человеческой доблести, проявление уваже­ния к их общественному положению, личности и душе являют­ся ключом к сотрудничеству, к союзу с ними и к их симпатии к вам. Испанцы в полной мере ответят вам взаимностью — если вы завоевали преданность кастильца, то он будет ва­шим лучшим другом, будет покупать продукцию вашей ком­пании и посылать вам рождественские открытки в течение 25 лет. Он солжет, а если надо, то и умрет ради вас. Он человек чести.


ШВЕЦИЯ

ПО-ВИДИМОМУ, ВО ВСЕМ МИРЕ, А ОСОБЕННО В МИРЕ англоязычном, шведы пользуются всеобщим признанием. Четко сложившееся представление о шведах как о честных, заботли­вых, хорошо осведомленных, квалифицированных тружениках, производящих качественные товары и вовремя поставляющих их, вполне согласуется с их холеностью, умением хорошо оде­ваться, и, кроме того (извините за стереотип), шведы — голубо­глазые блондины. Их английский язык — грамматически пра­вильный, чистый и живой — подобен языку шотландца, кото­рый учился в Оксфорде. Что касается их поведения в обществе, то они как минимум обладают безупречными манерами и гово­рят то, что нужно, в течение первых 15 минут.

Поэтому кажется удивительным, что в Скандинавском ре­гионе они непопулярны, их часто высмеивают, а подчас и пре­зирают. Тот факт, что никого из соседей шведов — датчан, нор­вежцев и финнов — нельзя упрекнуть в агрессивности, делает такую антипатию еще более неожиданной. В чем же состоят недостатки шведов?

На этот вопрос сами шведы стараются ответить в течение нескольких последних десятилетий. Если опираться на стати­стические данные, то у шведов почти все идет очень хорошо. Прекрасное медицинское обслуживание способствовало появ­лению самого великовозрастного населения в мире (18, 1% насе­ления старше 65 лет), ведь только у японцев продолжительность жизни выше (у японцев — 79 лет, у шведов — 78 лет). Детская смертность здесь одна из самых низких в мире (4-е место).


ШВЕЦИЯ 333

В Швеции 8, 6 млн. человек проживают на площади 450 тыс. кв. км, поэтому плотность населения в этой стране невысока — около 19 человек на квадратный километр. Хотя по своим раз­мерам Швеция занимает только 54-е место в мире. она является 18-й по ВВП и ей принадлежит почетное 5-е место по ВВП на душу населения — 25 487 долл. США в год.

Это богатство проявляется в уровне жизни шведов. Шве­ция — первая страна в мире по количеству владельцев телефо­нов, пятая — по посудомоечным машинам, шестая — по микро­волновым печам, седьмая — по холодильникам и видеомагни­тофонам и десятая — по автомобилям. При грамотности в 99% шведы имеют второй в мире показатель процента трудовой за­нятости населения на 1990—1991 гг. (после Зимбабве!), равный 69, 7%. Иностранный долг Швеции очень мал, а помощь ино­странным государствам очень велика: Швеция — девятая в мире страна по оказанию двусторонней помощи (в процентах от ВНП (валового национального продукта)). Швеция занимает высокое положение по выпуску промышленной продукции (14-е место в мире) и 15-е место по объему торговли. Эти показатели явля­ются превосходными для страны с населением менее 9 млн. че­ловек, учитывая, что Швеция не отличается ^потогонной систе­мой" производства.

При низком приросте населения (в Швеции самый меньший в мире размер семьи, равный 2, 2 человека на квартиру) и доста­точном количестве земли, минеральных и энергетических ре­сурсов Швеция, казалось бы, должна иметь мало материальных проблем. В соответствии с Индексом развития человека (Human development index), принятым ООН, Швеция опять впереди. По этому индексу, учитывающему такие факторы, как ВВП на душу населения, продолжительность жизни, грамотность взрос­лого населения, количество лет обучения в школе, покупатель­ная способность населения и т. п., Швеция стоит на 5-м месте (после Японии, Канады, Норвегии и Швейцарии).

Единственными весомыми отрицательными статистически­ми показателями для Швеции являются сердечные приступы — наивысший процент смертей в мире (37, 3%); убийства — Шве­ция занимает 18-е место в мире; преступления, связанные с наркотиками, — 2-е место в мире. Шведские невесты по воз-


расту — на 2-м месте в мире (27, 6 лет), страна стоит на 7-м месте по величине стоимости жизни, но два последних фактора могут также оцениваться и как положительные.

Очевидно, Швеция представляет собой хорошо функциони­рующую страну, о чем ясно свидетельствует вышеприведенная благополучная статистика. Откуда же берутся эти трения между шведами и их соседями? Во-первых, они соседи, а любовь к ближнему не особо свойственна людям. На Норвегию, Данию и Финляндию меньше, чем на других, производит впечатление блеск шведской системы социального обеспечения, поскольку они сами создали у себя нечто подобное (и во всех этих четы­рех странах все больше сомневаются в том, что такая система будет действительно работать долго). Их цинизм в отношении Швеции, по-видимому, проистекает из различных историче­ских факторов:

• Дания долгое время играла главную роль в этом регионе.

• Шведы часто осаждали Копенгаген и правили Финляндией в течение 600 лет.

• Союз между Швецией и Норвегией до 1905 г. был неудач­ным для обеих стран.

• Норвегия, Дания и Финляндия потерпели поражение во вто­рой мировой войне, а Швеция нет.

Шведская промышленность процветала в 1945—1960 гг., когда Норвегия и Дания только выходили на старт послевоенно­го развития, а Финляндия испытывала серьезные затруднения в связи с необходимостью выплачивать огромную (и несправед­ливую) военную компенсацию России (1945—1952 гг.). Круп­ные шведские транснациональные корпорации — " Вольво", " Сааб", " Электролюкс", SKF, " Аксель Джонсон" и др. — пере­живали в эти годы бум, поскольку шведская сталь считалась самой лучшей в мире. Преуспевание часто вызывает зависть у соседей, особенно когда оно сопровождается определенным самодовольством. В Скандинавском регионе Швецию воспри­нимали как крупную державу, ориентированную на экспорт. крепкую в финансовом отношении, с хорошим снабжением, и одновременно как раздражающе самодовольного соседа.


ШВЕЦИЯ 335

Несомненно, спеси у шведов сегодня заметно поубавилось по сравнению с 1950-ми и 1960-ми годами, но в недавнем ис­следовании, которое я провел среди 100 шведских бизнесменов, набор качеств, приписываемых ими себе, выглядит следующим образом: добросовестность, честность, преданность, терпимость, равноправие, любовь к миру, любовь к природе, чистоплот­ность, доброта, скромность.

Характерно то, что эти респонденты выбрали 10 только положительных ценностей и ни одной отрицательной. Лейн-Свейби замечает, что шведам не удается увидеть себя со сто­роны так, как их видят другие люди; в этом отношении они от­личаются от более " светских" датчан, а также от финнов, кото­рых очень интересуют культурные различия и которые посто­янно обеспокоены тем, что о них подумают другие. Шведы же в свою очередь сильно озабочены тем, что о них подумают другие... шведы!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.053 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал