Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрывок из предисловия






к русскому изданию романа «Алхимик»

Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, ког­да мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой.

Почему же не у всех сбываются желания и мечты?

Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает корос­той многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувст­вом вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе.

Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожи­дает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы до­биться и что испытать в жизни, но боится того, что, если все бросит


и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и стра­дания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что лю­бовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти впе­ред. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути.

Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и по­ражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается. Ведь он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде «ну ладно, не очень-то и хотелось». Как раз ему-то очень хочется, и он осознает, что на карту поставле­но все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судь­бой, так же труден, как и любой другой. С той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для не­го образом.

Вы спросите: а так ли необходимы поражения?

Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек толь­ко начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытно­сти, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь раз подняться на ноги.

В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным?

Затем, что когда неудачи и поражения останутся позади — а в конце концов они непременно остаются позади, — мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час на­шей жизни — это момент Славного Сражения. Постепенно мы на­учимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновени­ем жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели менее интенсив­ное, которое кажется нам более терпимым: такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно для нас начинает


52


Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде


53


 


разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселит­ся в ней окончательно, до последних дней омрачив нашу жизнь.

Итак, когда человек извлек свою мечту со дна своей души и мно­гие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплоще­ние, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится, — возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни.

Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что лю­бят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины.

Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось до­биться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже это­го не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты.

Мне доводилось встречать людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей, и в результате их цель, до которой, казалось, было подать рукой, так и оставалась недостижимой.

Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку оно как бы овеяно некой аурой святости. Эдакого отречения от ра­дости свершения и плодов победы. И только когда человек осо­знает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он стано­вится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пре­бывания здесь, на Земле.

Согласно Пауло Коэльо, образ цели обусловлен ощущением Своей Судьбы, следование которой позволяет человеку макси­мально использовать собственные таланты и способности в по­ступательном движении.

Интересно, что такой подход к образу цели перекликается с концепцией самоактуализации Абрахама Маслоу. Под самоак-


туализацией, как уже отмечалось выше, А. Маслоу понимал пол­ное использование человеком собственных талантов, возможно­стей, способностей. Потребность самоактуализации, личностно­го совершенствования занимает высшую ступень в иерархии по­требностей и всегда связана с системой ценностей человека.

Можно предположить, что потребность в самоактуализа­ции, личностном совершенствовании и система ценностей яв­ляются системообразующими факторами процесса формиро­вания образа цели. При этом возможности, таланты, способ­ности человека становятся инструментами для достижения цели; а ценности — нравственными ориентирами, позволяю­щими «не сбиться с пути».

Можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой у одаренных людей: куда приложить свои способности? Поэтому подлинная самоактуализация начинается с создания образа цели.

Итак, сделав круг, мы снова пришли к вопросу о том, с чего начинается процесс формирования образа цели. По-видимому, до подросткового возраста он протекает неосознанно, иррацио­нально и связан с накоплением ребенком знаний о своих спо­собностях и предпочтениях. Образ цели ребенка нереалистичен. Например, родители спрашивают 8-летнего мальчика: «Скажи, кем ты станешь, когда вырастешь?» А мальчик отвечает: «Я буду космонавтом!» или «Я буду бизнесменом и стану зарабатывать много денег!» И это прекрасно — у ребенка есть образ цели, пусть он недостаточно реалистичен, не продуман, не соотне­сен с его возможностями, способностями, но он есть. Гораздо страшнее, когда ребенок на вопрос о том, кем он станет, когда вырастет, отвечает: «Не знаю...»

Образ цели ребенка во многом влияет на его активность как исследователя мира. Но бывает, что детские мечты, юношеские образы целей воплощаются в действительность. Иногда, прав­да, с некоторыми изменениями.


Н


Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


Размышляя над собственным образом цели, Вы можете за­дать себе вопросы: какие мои мечты осуществились, а какие ос­тались нереализованными? есть ли что-то общее между моими детскими мечтами и нынешним состоянием, восприятием мира?

Нередко в детских мечтах содержится уникальная инфор­мация о пути человека, о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать вопло­тить те из них, которые актуальны и сегодня.

Итак, первые знания об образе цели дают нам наши детские или юношеские мечты.

В подростковый период актуализируется экзистенциаль­ная проблематика. Молодой человек ищет ответ на вопрос: ра­ди чего я живу? То есть подросток осознанно или интуитивно начинает искать смысл своей уникальной жизни. Процесс этот может быть как болезненным, так и гармоничным. Мно­гое зависит от условий развития и воспитания, а также инди­видуальных особенностей.

Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле жизни активизируются все группы потребностей, и каждая из них на­чинает формировать определенную цель.

Представим варианты образов цели, формируемых различ­ными группами потребностей, в таблице:

 

Группа потребностей Образцели
Психофизиологические потреб­ности Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения
Потребности безопасности и за­щиты Достижение чувства комфорта и защищенности. Отдых, спокой­ствие
Потребности принадлежности и любви Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «принятое™», «понятости», «лю-бимости», «почитаемости»

 

Группа потребностей Образ цели
Потребность самоуважения Приобретение ощущений собст­венной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужнос­ти», «востребованности»
Потребность в знаниях Переживание ощущения пости­жения нового, важного; приоб­ретение чувства ясности, понят­ности, объяснимости явлений; проживание ощущения сопри­косновения с Истиной
Эстетические потребности Переживание ощущения красо­ты и гармонии
Потребности самоактуализации, личностного совершенствования Переживание чувства внутренней гармонии, выполненного Долга, реализованное™ собственных та­лантов и возможностей

Из таблицы видно, что все потребности продуцируют образ це­ли, связанный с переживанием определенного состояния — состо­яния удовлетворенности. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей свое состо­яние удовлетворенности. Понятно, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достижения. При этом, чем ниже стоит определенная потребность в иерархии, тем легче пост­роить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие люди ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных первыми тремя группами потребностей.

Действительно, что нужно для счастья? — быть удовлетво­ренным психофизиологически, ощущать комфорт и безопас­ность, быть любимым и понятым. И все было бы хорошо, если бы... не вопрос о смысле жизни! Он вносит существенный дис­комфорт в пространство внутреннего мира, провоцируя челове­ка формировать образ цели более высокого порядка.



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде


57


 


Образ цели можно представить в виде айсберга. Его види­мая часть — это осознаваемый образ цели. Невидимая часть айсберга — неосознаваемый образ цели и связанный с ним способ ее достижения.

Поэтому Вам предстоит исследовать свой образ цели на двух уровнях:

— осознаваемом;

— неосознаваемом.

Осознаваемый образ цели имеет три аспекта: личный, соци­альный и духовный.

Пример работы с осознаваемым образом цели

 

Аспекты Вопросы дляразмышления Собственные формулировки образа цели
Личный Каким я хочу стать? Какие черты характера развить, сформировать? Какие уяз­вимые или теневые аспекты собственной личности хочу проработать? Хочу стать более вниматель­ным, прозорливым, сбалан­сированным, сдержанным, обаятельным, уверенным в себе. Хочу не тревожиться по мелочам, быть дисципли­нированным в мыслях и чувствах.
Социаль­ный Чего я хочу добиться в со­циальном плане? Какой уровень доходов мне необ­ходим? Какие социальные приобретения мне нужны (дом, машина, самолет, ос­тров и пр.). Уважение и при­знание какого круга людей мне важно? Хочу иметь личный доход не менее 3000 долларов вмесяц. Хочу жить в собственном до­ме, иметь машину для всех членов семьи, катер, снего­ход. Мне нужен зимний сад в доме. Хочу признания наи­более успешных бизнесме­нов и быть принятым в пра­вительственных кругах. Хочу давать интервью на телеви­дении как успешный руко­водитель и бизнесмен.

 

Аспекты Вопросы для размышления Собственные формулировки образа цели
Духов­ный Вчем я вижу, ощущаю свое предназначение? Какие мои таланты и способности уже востребованы, а какие еще нет? То, чем я люблю зани­маться, то, что приносит ра­дость моей душе, востребо­вано в моей работе? Я окру­жен людьми, близкими мне по духу, ритму, устремлени­ям? Что для меня является самым главным в жизни в данный момент? Это дей­ствительно является для ме­ня главным? Яощущаю собственное предназначение в том, что­бы вести за собой людей, от­крывать для них что-то но­вое. Мне приносит радость продавать красивые удоб­ные вещи, я хочу окружить себя и других красотой и удобством, чтобы в людях проявились их лучшие каче­ства. Сейчас не все люди, которые меня окружают, близки мне по духу, но, ду­маю, в команде я смогу до­биться духовной близости. Сейчас немало времени ухо­дит не на главное. Но я уже чувствую свой путь.

Далее Вам предстоит ответить себе еще на два вопроса:

♦ соотносятся ли мои образы цели с работой в команде?

♦ как работа в команде может помочь реализации образов
цели на личном, социальном и духовном уровнях?

Если, оценивая перспективы командной работы, Вы най­дете в ней возможности и ресурсы для реализации собствен­ных образов цели во всех трех аспектах (личном, социальном и духовном), значит, работа в команде — для Вас.

Неосознаваемый образ цели. Для исследования подводной части айсберга, то есть неосознаваемых целей и путей их дости­жения, Вам нужно взять цветные карандаши (желательно не меньше восьми цветов) и лист белой бумаги формата А4.

Пусть Вас не смущает то, что Вам, серьезному человеку, пред­лагается рисовать. Дело в том, что цели формируются во внут-



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


реннем мире, бессознательном, и разум здесь не поможет. Про­водником в мир внутренний, неосознаваемый является Ваша рука. Просто дайте ей возможность рисовать, а потом Вы сможе­те с помощью определенных показателей понять свой рисунок и осознать неосознанное.

На данный момент предлагаемая методика «Карта внут­ренней страны» прошла успешную апробацию на разновозра­стной выборке из более чем пятисот человек.

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ

ЦЕЛЕЙ, ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

«Карта внутренней страны»

Выделите в своем расписании полчаса. Создайте условия, чтобы в течение получаса Вам никто не мешал, и устройтесь по­удобнее. Положите перед собой чистый белый лист (формат А4) и набор цветных карандашей.

Инструкция: «Для эффективной самореализации человеку необходимо ясно и четко представлять свою цель. Однако об­раз цели — как айсберг. Вершину его мы осознаем, но большая часть остается скрытой. Но именно скрытая часть айсберга сильнее всего влияет на наши мотивы, желания, формирует наши особенности.

Поэтому для эффективной работы в команде и самореализа­ции важно исследовать скрытую часть айсберга, то есть внут­ренние, неосознаваемые процессы. И это очень непросто, так как обычные тесты здесь не помогут.

Поэтому Вам предстоит отправиться в путешествие в соб­ственный внутренний мир.

Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невоз­можно прийти, все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы, этой страны нет на политической карте мира, туристи-


ческие агентства не продают туда путевок и не совершают экс­курсий. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые ге­рои там побывали и в дальнейшем пришли к успеху. Помните задание: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас Вам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак...

Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но скажите, видели Вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продают­ся. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно. С чего начнем?

Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь заду­майтесь о контуре, который определяет границы страны. Кон­тур образует силуэт страны.

На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешест­венники считают, что контур внутренней страны должен напо­минать силуэт человека, другие — рисуют символ сердца, тре­тьи — обводят свою ладонь, четвертые — изображают фантасти­ческий контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны.

Чем наполнена страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство стра­ны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и рас­крашивать карту страны... Вероятно, там появится особый ланд­шафт: горы и долины, низменности и возвышенности, реки, мо­ря, озера, леса, поляны, пустыни, болота...

Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего-то не хватает? Для то­го чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу



Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде



 


или сбоку карты. Или, если Ваша карта заняла весь лист, Вы можете поместить таблицу обозначений на обороте листа.

Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте*. Теперь Вам предстоит, составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который Вы использовали при раскрашивании карты, вы­несите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Если Вы использовали красный цвет, в таблице обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты Вы использовали зеленый цвет, в таблице появится зеленый прямоугольник, и так далее.

Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если Вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в таблице условных обозначений. Итак, частица всего того, что можно наблюдать на карте, у Вас появилась в таблице условных обо­значений.

Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямо­угольнику, каждому значку особое значение. Поскольку это кар­та внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с Вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, со­стояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонима­ния, пики достижений, и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной пря­моугольник, — решать только Вам. Это Ваша страна, это Ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, мо­жет оказаться самым правильным...

Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление.

Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь?


Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внима­тельно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предпола­гаемого путешествия. То есть место на карте, в котором Вы хо­тите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели».

Теперь внимательно рассмотрите границы страны. И от­метьте особым флажком место, в котором Вы планируете вой­ти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа».

Итак, у Вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью Вашего пути; и «флажок входа», обо­значающий место, с которого начнется Ваш путь.

Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как Вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обо­значьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками.

Путешествие и называется «путешествием», потому что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает вариан­ты возвращения домой, выхода их страны. Пожалуйста, рас­смотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором Вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет.

Далее, проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода».

Итак, у Вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране.

Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте се­бе, что Вы возвратились из путешествия, положили перед со­бой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило ме­ня...» Пожалуйста, закончите фразу.

А теперь внимательно рассмотрите свой маршрут и отметь­те каким-либо значком ту точку своего пути, в которой, как Вам кажется. Вы находитесь сейчас. Спасибо!»


62


Эффективная команда: шаги к созданию


Глава 3. Шаги к своей команде


63


 


Ключ к интерпретации «Карты внутренней страны»

Это задание относится к «проективным тестам» и позволя­ет исследовать неосознаваемые образы целей, пути их дости­жения, а также индивидуальные особенности человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал