Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отрывок из предисловия
к русскому изданию романа «Алхимик» Что же такое Своя Судьба? Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути, добиваясь встречи со своей заветной мечтой. Почему же не у всех сбываются желания и мечты? Этому мешают четыре препятствия. Первое состоит в том, что человеку с раннего детства внушают, что то, чего он в жизни больше всего желает, просто неосуществимо. С этой мыслью он вырастает, и с каждым прожитым годом его душа все больше обрастает коростой многочисленных предрассудков и страхов, переполняется чувством вины. И однажды наступает момент, когда желание следовать Своей Судьбе оказывается погребенным под тяжестью этого груза, и тогда человеку начинает казаться, что он окончательно утратил ощущение своего высшего предназначения. Хотя на самом деле оно, разумеется, по-прежнему живет в его душе. Если человеку все же хватит мужества извлечь свою мечту из недр души и не отказаться от борьбы за ее осуществление, его ожидает следующее испытание: любовь. Он знает, чего хотел бы добиться и что испытать в жизни, но боится того, что, если все бросит и последует за своей мечтой, он тем самым причинит боль и страдания своим близким. Это значит, что человек не понимает, что любовь не преграда, она не мешает, а, наоборот, помогает идти вперед. И тот, кто действительно желает ему добра, всегда готов пойти ему навстречу, постараться понять и поддержать его в пути. Когда человек осознает, что любовь не преграда, а подмога в пути, его подстерегает третье препятствие: страх неудач и поражений. Тот, кто борется за свою мечту, сильнее других страдает, когда у него что-то не получается. Ведь он не вправе прибегнуть к известной отговорке вроде «ну ладно, не очень-то и хотелось». Как раз ему-то очень хочется, и он осознает, что на карту поставлено все. Он сознает и то, что путь, который определен Своей Судьбой, так же труден, как и любой другой. С той лишь разницей, что «там и будет сердце твое». Поэтому Воин Света должен обладать терпением, столь необходимым ему в трудные моменты жизни, и всегда помнить, что вся Вселенная способствует тому, чтобы его желание осуществилось, пусть даже самым непостижимым для него образом. Вы спросите: а так ли необходимы поражения? Необходимы они или нет, они случаются. Когда человек только начинает бороться за свои мечты и желания, он, по неопытности, совершает множество ошибок. Но в том-то и смысл бытия, чтобы семь раз упасть и восемь раз подняться на ноги. В таком случае, спросите вы, зачем же нам следовать Своей Судьбе, если из-за этого нам предстоит страдать сильнее, чем всем остальным? Затем, что когда неудачи и поражения останутся позади — а в конце концов они непременно остаются позади, — мы познаем ощущение полного счастья и станем больше доверять самим себе. Ведь в глубине души мы верим, что достойны того, чтобы с нами произошло нечто необыкновенное. Каждый день, каждый час нашей жизни — это момент Славного Сражения. Постепенно мы научимся радостно воспринимать и наслаждаться каждым мгновением жизни. Сильное страдание, которое может обрушиться на нас нежданно-негаданно, проходит быстрее, нежели менее интенсивное, которое кажется нам более терпимым: такое страдание может длиться годами, оно постепенно и незаметно для нас начинает 52 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 53
разъедать нашу душу, пока неодолимое чувство горечи не поселится в ней окончательно, до последних дней омрачив нашу жизнь. Итак, когда человек извлек свою мечту со дна своей души и многие годы питал ее силой своей любви, не замечая рубцов и шрамов, оставшихся на сердце после многотрудной борьбы за ее воплощение, он вдруг начинает замечать, что то, чего он так долго желал, уже совсем близко и вот-вот осуществится, — возможно, уже завтра. Именно на этом этапе его ожидает последнее препятствие: страх перед исполнением мечты всей его жизни. Как писал Оскар Уайльд, «люди всегда разрушают то, что любят сильнее всего». И это действительно так. Само сознание, что вот-вот сбудется то, о чем человек мечтал всю жизнь, случается, наполняет его душу чувством вины. Оглядываясь вокруг, он видит, что многим так и не удалось добиться желаемого, и тогда он начинает думать, что и он тоже этого не достоин. Человек забывает, сколько ему довелось пережить, перестрадать, чем пришлось пожертвовать во имя своей мечты. Мне доводилось встречать людей, которые, следуя Своей Судьбе, оказывались буквально в двух шагах от заветной цели, к которой стремились всей душой, но в последний момент делали массу глупостей, и в результате их цель, до которой, казалось, было подать рукой, так и оставалась недостижимой. Из всех четырех это препятствие самое коварное, поскольку оно как бы овеяно некой аурой святости. Эдакого отречения от радости свершения и плодов победы. И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа, и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле. Согласно Пауло Коэльо, образ цели обусловлен ощущением Своей Судьбы, следование которой позволяет человеку максимально использовать собственные таланты и способности в поступательном движении. Интересно, что такой подход к образу цели перекликается с концепцией самоактуализации Абрахама Маслоу. Под самоак- туализацией, как уже отмечалось выше, А. Маслоу понимал полное использование человеком собственных талантов, возможностей, способностей. Потребность самоактуализации, личностного совершенствования занимает высшую ступень в иерархии потребностей и всегда связана с системой ценностей человека. Можно предположить, что потребность в самоактуализации, личностном совершенствовании и система ценностей являются системообразующими факторами процесса формирования образа цели. При этом возможности, таланты, способности человека становятся инструментами для достижения цели; а ценности — нравственными ориентирами, позволяющими «не сбиться с пути». Можно ли самоактуализироваться без наличия образа цели? По-видимому, нет. Действительно, ради чего использовать свои таланты и возможности? Нередко это становится проблемой у одаренных людей: куда приложить свои способности? Поэтому подлинная самоактуализация начинается с создания образа цели. Итак, сделав круг, мы снова пришли к вопросу о том, с чего начинается процесс формирования образа цели. По-видимому, до подросткового возраста он протекает неосознанно, иррационально и связан с накоплением ребенком знаний о своих способностях и предпочтениях. Образ цели ребенка нереалистичен. Например, родители спрашивают 8-летнего мальчика: «Скажи, кем ты станешь, когда вырастешь?» А мальчик отвечает: «Я буду космонавтом!» или «Я буду бизнесменом и стану зарабатывать много денег!» И это прекрасно — у ребенка есть образ цели, пусть он недостаточно реалистичен, не продуман, не соотнесен с его возможностями, способностями, но он есть. Гораздо страшнее, когда ребенок на вопрос о том, кем он станет, когда вырастет, отвечает: «Не знаю...» Образ цели ребенка во многом влияет на его активность как исследователя мира. Но бывает, что детские мечты, юношеские образы целей воплощаются в действительность. Иногда, правда, с некоторыми изменениями. Н Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
Размышляя над собственным образом цели, Вы можете задать себе вопросы: какие мои мечты осуществились, а какие остались нереализованными? есть ли что-то общее между моими детскими мечтами и нынешним состоянием, восприятием мира? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня. Итак, первые знания об образе цели дают нам наши детские или юношеские мечты. В подростковый период актуализируется экзистенциальная проблематика. Молодой человек ищет ответ на вопрос: ради чего я живу? То есть подросток осознанно или интуитивно начинает искать смысл своей уникальной жизни. Процесс этот может быть как болезненным, так и гармоничным. Многое зависит от условий развития и воспитания, а также индивидуальных особенностей. Параллельно с поиском ответа на вопрос о смысле жизни активизируются все группы потребностей, и каждая из них начинает формировать определенную цель. Представим варианты образов цели, формируемых различными группами потребностей, в таблице:
Из таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связанный с переживанием определенного состояния — состояния удовлетворенности. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей свое состояние удовлетворенности. Понятно, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достижения. При этом, чем ниже стоит определенная потребность в иерархии, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие люди ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных первыми тремя группами потребностей. Действительно, что нужно для счастья? — быть удовлетворенным психофизиологически, ощущать комфорт и безопасность, быть любимым и понятым. И все было бы хорошо, если бы... не вопрос о смысле жизни! Он вносит существенный дискомфорт в пространство внутреннего мира, провоцируя человека формировать образ цели более высокого порядка. Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 57
Образ цели можно представить в виде айсберга. Его видимая часть — это осознаваемый образ цели. Невидимая часть айсберга — неосознаваемый образ цели и связанный с ним способ ее достижения. Поэтому Вам предстоит исследовать свой образ цели на двух уровнях: — осознаваемом; — неосознаваемом. Осознаваемый образ цели имеет три аспекта: личный, социальный и духовный. Пример работы с осознаваемым образом цели
Далее Вам предстоит ответить себе еще на два вопроса: ♦ соотносятся ли мои образы цели с работой в команде? ♦ как работа в команде может помочь реализации образов Если, оценивая перспективы командной работы, Вы найдете в ней возможности и ресурсы для реализации собственных образов цели во всех трех аспектах (личном, социальном и духовном), значит, работа в команде — для Вас. Неосознаваемый образ цели. Для исследования подводной части айсберга, то есть неосознаваемых целей и путей их достижения, Вам нужно взять цветные карандаши (желательно не меньше восьми цветов) и лист белой бумаги формата А4. Пусть Вас не смущает то, что Вам, серьезному человеку, предлагается рисовать. Дело в том, что цели формируются во внут- Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
реннем мире, бессознательном, и разум здесь не поможет. Проводником в мир внутренний, неосознаваемый является Ваша рука. Просто дайте ей возможность рисовать, а потом Вы сможете с помощью определенных показателей понять свой рисунок и осознать неосознанное. На данный момент предлагаемая методика «Карта внутренней страны» прошла успешную апробацию на разновозрастной выборке из более чем пятисот человек. ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ, ПУТЕЙ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ «Карта внутренней страны» Выделите в своем расписании полчаса. Создайте условия, чтобы в течение получаса Вам никто не мешал, и устройтесь поудобнее. Положите перед собой чистый белый лист (формат А4) и набор цветных карандашей. Инструкция: «Для эффективной самореализации человеку необходимо ясно и четко представлять свою цель. Однако образ цели — как айсберг. Вершину его мы осознаем, но большая часть остается скрытой. Но именно скрытая часть айсберга сильнее всего влияет на наши мотивы, желания, формирует наши особенности. Поэтому для эффективной работы в команде и самореализации важно исследовать скрытую часть айсберга, то есть внутренние, неосознаваемые процессы. И это очень непросто, так как обычные тесты здесь не помогут. Поэтому Вам предстоит отправиться в путешествие в собственный внутренний мир. Вы можете спросить: «Как мы отправимся туда, куда невозможно прийти, все рассмотреть, потрогать руками?» И будете правы, этой страны нет на политической карте мира, туристи- ческие агентства не продают туда путевок и не совершают экскурсий. Правда, в сказках есть указание на то, что некоторые герои там побывали и в дальнейшем пришли к успеху. Помните задание: «Пойди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что»? Вот сейчас Вам как раз и предстоит подготовиться к подобному путешествию. Итак... Без чего опытный путешественник не отправится в путь? Конечно, без карты. Но скажите, видели Вы в продаже «Карту внутренней страны»? Действительно, такие карты не продаются. Что же делать? Придется рисовать карту самостоятельно. С чего начнем? Сначала положите перед собой лист бумаги. Теперь задумайтесь о контуре, который определяет границы страны. Контур образует силуэт страны. На что похож силуэт внутренней страны? Одни путешественники считают, что контур внутренней страны должен напоминать силуэт человека, другие — рисуют символ сердца, третьи — обводят свою ладонь, четвертые — изображают фантастический контур... Мудрецы говорят, что разум здесь не поможет, что только сердце и рука путешественника знают силуэт его внутренней страны. Пожалуйста, возьмите карандаш и дайте возможность своей руке нарисовать замкнутый контур страны. Чем наполнена страна, какой у нее ландшафт? Чтобы это увидеть, необходимо раскрасить внутреннее пространство страны, ограниченное контуром. Главное, не думать долго, а просто дать своей руке возможность легко выбирать карандаши и раскрашивать карту страны... Вероятно, там появится особый ландшафт: горы и долины, низменности и возвышенности, реки, моря, озера, леса, поляны, пустыни, болота... Итак, карта внутренней страны готова. Это прекрасно. Но скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться этой картой? Похоже, пока это трудно. Почему? Чего-то не хватает? Для того чтобы «прочитать карту», нужны условные обозначения! Обычно таблица условных обозначений помещается снизу Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде
или сбоку карты. Или, если Ваша карта заняла весь лист, Вы можете поместить таблицу обозначений на обороте листа. Пожалуйста, сделайте на своем листе надпись «Условные обозначения, использованные на карте*. Теперь Вам предстоит, составить таблицу условных обозначений. Для этого каждый цвет, который Вы использовали при раскрашивании карты, вынесите в таблицу условных обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника. Если Вы использовали красный цвет, в таблице обозначений появится красный прямоугольник; если при раскрашивании карты Вы использовали зеленый цвет, в таблице появится зеленый прямоугольник, и так далее. Расположите цветные прямоугольники друг под другом, как это обычно делают картографы. Если Вы использовали специальные значки для обозначения рек, водоемов, болот, лесов, полей, гор, их также необходимо представить в таблице условных обозначений. Итак, частица всего того, что можно наблюдать на карте, у Вас появилась в таблице условных обозначений. Теперь необходимо присвоить каждому цветному прямоугольнику, каждому значку особое значение. Поскольку это карта внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с Вашими внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями. Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений, и прочее. Какой внутренний процесс, чувство, мысль, желание будет обозначать каждый цветной прямоугольник, — решать только Вам. Это Ваша страна, это Ваша карта. Не стоит долго думать, первое, что приходит в голову, может оказаться самым правильным... Итак, карта готова. Теперь по ней легко ориентироваться, особенно если знать направление. Что делают путешественники, собираясь в путь? Изучают карту и прокладывают маршрут своего путешествия. В первую очередь они намечают цель. Иначе зачем отправляться в путь? Пожалуйста, возьмите яркий карандаш или ручку, внимательно рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого путешествия. То есть место на карте, в котором Вы хотите оказаться. Этот значок назовем «флажок цели». Теперь внимательно рассмотрите границы страны. И отметьте особым флажком место, в котором Вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем «флажок входа». Итак, у Вас есть два флажка: «флажок цели», обозначающий место, являющееся целью Вашего пути; и «флажок входа», обозначающий место, с которого начнется Ваш путь. Теперь нужно проложить маршрут до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше добраться. Как Вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»? Пожалуйста, обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками. Путешествие и называется «путешествием», потому что предполагает возвращение домой. Проложив маршрут к цели своего пути, опытный путешественник рассматривает варианты возвращения домой, выхода их страны. Пожалуйста, рассмотрите внимательно свою карту и отметьте особым флажком место, в котором Вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода». Иногда он совпадает с «флажком входа», иногда — нет. Далее, проложите маршрут от «флажка цели» до «флажка выхода». Итак, у Вас есть карта, есть цель пути и маршрут. А значит, есть готовность к путешествию по собственной внутренней стране. Но, говорят, если подробно рассмотришь маршрут своего путешествия, то как будто бы совершишь его. Представьте себе, что Вы возвратились из путешествия, положили перед собой лист бумаги и написали: «Это путешествие научило меня...» Пожалуйста, закончите фразу. А теперь внимательно рассмотрите свой маршрут и отметьте каким-либо значком ту точку своего пути, в которой, как Вам кажется. Вы находитесь сейчас. Спасибо!» 62 Эффективная команда: шаги к созданию Глава 3. Шаги к своей команде 63
Ключ к интерпретации «Карты внутренней страны» Это задание относится к «проективным тестам» и позволяет исследовать неосознаваемые образы целей, пути их достижения, а также индивидуальные особенности человека.
|