Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Потеря устойчивости
Рассмотрим сжатый стержень.
рис.17.1 рис.17.2
Пусть сила Р приложена в центре тяжести сечения стержня. На первый взгляд у силы Р нет плеча, значит , значит, для изгиба нет причин. Это справедливо при малых Р. Однако при некотором значении Р происходит резкая смена прямолинейной формы в криволинейную при малейшем поперечном воздействии (см.рис.17.2) Это явление называется потерей устойчивости. Сила Р, при которой это происходит, называется критической, а соответствующее ей напряжение называют критическим напряжением: . Опыт показывает, что для потери устойчивости стержня требуется меньшая сила, чем для разрушения, например, кубика из того же материала сжатием. Таким образом: , . здесь Р* - разрушающая сила. Уменьшая критическое напряжение σ кр на коэффициент запаса kуст получают допустимое напряжение [ σ ] уст, больше которого не должно быть рабочее напряжение: | σ | ≤ [ σ ] уст. Для удобства расчетов часто пользуются таблицами, в которых приводится коэффициент φ, показывающий, насколько [ σ ] уст меньше основного допустимого напряжения [ σ ]: φ = [ σ ] уст / [ σ ]. Если на растяжение и сжатие разрушающие напряжения различны, то под φ понимают величину: φ = [ σ ] уст / [ σ ] сж.
|