![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коллектив авторовСтр 1 из 32Следующая ⇒
Протокол № 7 от 04 января 2016 года.
Данное издание включает в себя материалы смены профориентационной направленности «Примерь профессию на себя», проводимой в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок». В сборнике представлены материалы занятий объединения по интересам «Профориентир», содержание организационно-игрового проекта, методы рефлексии настроения и деятельности, система индивидуальной активности, описана модель самоуправления во временном детском объединении на всех уровнях (отряд, корпус, лагерь, центр) и др. Материалы сборника адресованы педагогам, занимающимся профориентационной работой в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования. Могут также быть использованы педагогами учреждений общего среднего образования.
ВВЕДЕНИЕ В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельным, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. А ведь выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным ученых, правильный выбор профессии в 2-2, 5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1, 5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация. Профессиональную ориентацию рассматривают как оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема. Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями в кадрах определенных профессий. В нашей стране профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования и воспитания, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и реализации профессиональных планов. Повышаются соответственно и требования к современной молодежи – они должны быть готовыми к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Для наиболее успешной профессиональной самореализации молодых людей в будущем педагогам необходимо создавать условия для формирования у подростков индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в обдуманном выборе направления образования, готовности к последующей самореализации в выбранной профессии. Необходимость профориентации можно выразить в следующем: профориентация обеспечивает одно из неотъемлемых прав человека – право на свободу профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и потребностями рынка труда; профориентация может оказывать влияние на изменение ситуации на рынке труда в лучшую сторону. Этому содействует активная пропаганда рабочих профессий, т. к. именно данные специалисты пользуются спросом в настоящее время на рынке труда. В связи с актуальностью направления в Национальном детском образовательно-оздоровительном центре «Зубренок» ежегодно проводится смена «Примерь профессию на себя», в ходе реализации которой используются различные формы профориентационной работы с целью помощи воспитанникам в профессиональном становлении. Содержание смены разработано в соответствии с Концепцией развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, Программой воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, инструктивно-методическим письмом «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году», Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. В соответствии с инструктивно-методическим письмом особое внимание следует обращать на совершенствование системы профессиональной ориентации среди молодежи, повышения имиджа рабочих профессий. При проведении профориентационной работы в учреждениях образования и в целях повышения имиджа рабочих профессий рекомендуется знакомить воспитанников с возможностями конкурса WorldSkills – соревнования по профессиональному мастерству для молодых людей, своеобразных олимпийских игр для начинающих рабочих и специалистов, которые проводятся каждые два года в международном формате на протяжении уже более 60 лет. В январе 2014 года к движению WorldSkills присоединилась и Республика Беларусь. Исходя из этого, в программе смены будет сделан упор именно на данные направления, организованы встречи со специалистами, получившими звание «Лучший по профессии» в 2015 году, представителями различных типов учреждений образования, запланированы ознакомительные экскурсии на различные предприятия. Целью смены является создание условий для личностного развития воспитанников, их профессионального и жизненного самоопределения, формирования деятельностной позиции по отношению к своему будущему, воспитания потребности в самопознании. Задачи: способствовать формированию потребности в профессиональном самоопределении; формировать у воспитанников устойчивые личностные интересы, потребности в овладении конкретной предметной деятельностью; способствовать самореализации воспитанников в соответствии с их способностями и интересами; воспитывать уважение к различным профессиям и видам трудовой деятельности.
|