![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типология кейсов
Как уже было отмечено выше, выбор кейса в большой степени зависит оттого, какие образовательные цели преследуются, то есть какие знания должны получить студенты и какие аналитические способности развить. Исходя из этого, можно предположить, что вводный курс, скорее всего, будет преследовать ознакомительные цели — изучение основных понятий, принципов и законов. Более углубленные курсы, будут направлены на освоение навыков анализа и интерпретации данных, в разной степени структурированных — от хорошо структурированных в начале изучения, до слабоструктурированных по мере приобретения данных навыков. Основной задачей специализированных курсов станет развитие у студентов навыков анализа сложных (многосоставных), неструктурированных проблем и принятия решений. Все кейсы можно классифицировать: I. По образовательным целям: 1 — описательные, иллюстрирующие определенные концепции или парадигмы, наглядно демонстрирующие связь между теорией и реальностью. Обычно такие кейсы помещают в конце главы учебного пособия или рассказывают о них в заключительной части лекции. Заданием для 2 — оценочные, в которых описана проблемная управленческая ситуация, которая обнаруживает проблему, а также то, как эта проблема была разрешена в действительности. Таким образом, решение уже принято и описано в кейсе — студентам же необходимо только оценить его, выразить свое согласие или несогласие. Информация в кейсе может быть структурирована и поэтому студентам предстоит самим решить, какие факты имеют значение в рассматриваемой ситуации, а какие можно считать нерелевантными. Затем студенты должны выбрать концепцию (закон), адекватную для применения в оценке представленной ситуации. Такие кейсы развивают у учащихся способности к анализу информации, ее интерпретации и оценке. Также происходит совершенствование навыков вынесения суждения и формирования ценностных ориентации; 3 — предполагающие принятие решения, когда нужно предпринять те или иные действия, то есть проблема лишь сформулирована в кейсе, а разрешить ее предстоит студентам, изучающим кейс. В таких кейсах содержится достаточно большой объем информации; она слабо- или неструктурирована, в большей или меньшей степени релевантна, для того чтобы студенты могли разработать несколько возможных альтернатив для последующей их оценки и выбора. Смысл принятия решения состоит не в том, чтобы выбрать единственно верный путь, а чтобы освоить весь этот процесс — от этапа идентификации проблемы до выбора альтернатив. Необходимо, однако, отметить, что Билл Ноумс в своей классификации учитывает только общую, линейную тенденцию возрастания сложности в зависимости от типа задания, содержащегося в кейсе. В целом она действительно такова, однако в некоторых случаях, и описательные, и оценочные кейсы могут содержать большое количество неструктурированной и нерелевантной информации, а следовательно, их уровень сложности может быть значительно выше, нежели в кейсе, предполагающим принятие решения. То есть фактически сложность кейса в большей мере зависит не от того, какой вид задания предполагает кейс, а то, насколько структурирована и релевантна информация, содержащаяся в нем. II. По объему и структурированности информации: 1 — «Моментальный снимок», объективный детализированный анализ одной исследовательской проблемы (однократного события в прошлом) в одном измерении; 2 — «История с продолжением», качественный и количественный анализ ситуации, на разных этапах ее развития, в нескольких измерениях; 3 — «До и после», изучение ситуации до и после некоторого критического события, т.е. повлекшего значительные изменения в рассматриваемой ситуации. 4 _ «Лоскутное одеяло», синтез выше перечисленных видов кейсов, предназначенных для анализа одной исследовательской проблемы (ситуации). Этот подход используется для выработки холистического взгляда на динамику изменений исследуемого объекта; 5 — сравнительный мульти-кейс, предполагающий анализ различных ситуаций, имеющих перекрестные проблемы. Сравнение проводится по качественным и количественным показателям с целью более глубокого изучения всех измерений исследовательской проблемы. III.По степени подлинности используемой информации: 1 —реальные (кейсы, написанные на основе реальных событий); 2 — кабинетные/вымышленные (кейсы, имитирующие реальную ситуацию).
|