Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способ I. Проведение полевых исследований
Рассмотрим общую схему проведения полевых исследований с целью сбора данных для будущего кейса. ШАГ 1. РАБОТА С ПЕЧАТНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Первичный этап проведения полевых исследований — это изучение печатных материалов, посвященных исследуемой проблеме. На этом этапе важно получить доступ к как можно большему количеству изданий. Особенную ценность представляют периодические издания, содержащие оперативную информацию — газеты и журналы, отчеты, нельзя также оставлять без внимания архивы, книги и диссертации на соответствующую тему. Таким образом, к моменту выхода в «поле», вы должны обладать достаточным количеством информации о ситуации в целом. Это позволит задавать целенаправленные вопросы и лучше ориентироваться в ответах. Следует, однако, опасаться того, что имеющаяся у вас информация, а также оценки, содержащиеся в ней, станут препятствием на пути непредвзятого исследования ситуации в «поле». Для того чтобы иметь максимально объективный взгляд, вам необходимо изучить мнения разных людей (участников событий, журналистов, независимых экспертов). ШАГ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, ОБЩЕНИЕ С КОТОРЫМИ МОЖЕТ СТАТЬ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ КЕЙСА. После того как были изучены печатные материалы, можно приступать к определению членов организаций и сотрудников учреждений, которые могли бы стать потенциальными действующими лицами кейса. Это — все заинтересованные стороны в ситуации, которую вы собираетесь описывать, сюда относятся не только непосредственные участники, но и консультанты, юристы, журналисты, независимые эксперты — все они могут стать ценными источниками информации. Особенный интерес представляют бывшие сотрудники организации, которую вы изучаете. Обладать информацией, имеющей для вас уникальную важность, могут и вышедшие на пенсию или уволенные специалисты. ШАГ 3. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ КЕЙСА. Вследствие того, что, как правило, большая часть информации, необходимой для написания кейса, носит конфиденциальный или частично конфиденциальный характер, самый лучший способ поиска потенциальных участников — это использование личных знакомств. В этом случае увеличиваются шансы на получение более полной информации о ситуации и более объективной оценки событий. Однако это не означает, что при отсутствии личных знакомств установить контакты невозможно. Правильное определение лица или лиц, к которым необходимо обратиться и умение наладить с ними взаимоотношения позволяют достичь не менее хороших результатов. Установление контакта — важный и очень непростой этап. Именно от его успеха во многом зависит весь дальнейший процесс сбора информации. Первичный контакт задает тон общения и в конечном итоге обеспечивает получение разрешения на использование полученной информации. Он также является основой для создания атмосферы доверия и комфорта, необходимой для эффективного интервью. Как устанавливать контакты? 1. Необходимо определить, кто отвечает за принятие решений в организации, который вы хотите описать. 2. Позвонить ему/ей или написать письмо, поясняющее: кто вы, чем вы занимаетесь, а также какого рода информация и для каких целей вам необходима. 3. Назначить встречу. ШАГ 4. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРВЬЮ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ УЧАСТНИКАМИ КЕЙСА. Перед интервью необходимо подготовить список примерных вопросов. Этот список не является окончательным, так как в процессе интервьюирования вам придется задавать дополнительные вопросы, затрагивающие более глубокие аспекты исследуемой проблемы, уточняющие и детализирующие полученную картину. Среди основных вопросов, которые нужно подготовить на этом этапе, можно выделить: вопросы об участниках событий и лицах принимающих решения; вопросы, касающиеся ситуации, предшествующей настоящим событиям и спровоцировавшей их; вопросы, непосредственно касающиеся процесса принятия решения, а также его последствий. Иными словами вам необходимо выяснить: • Кто работает в организации? • Каковы обязанности членов организации (о которых пойдет речь в кейсе)? • Какова схема субординации в организации? • Кто ответственен за принятие решений в организации? • В каких условиях происходит работа и принятие решений? • Какова текущая ситуация? Каковы ее предпосылки? • В чем сущность проблемы? • Какие действия были предприняты для разрешения проблемы и • Как воспринимаются обязанности, компетенции, взаимоотношения, а также принимаемые решения членами организации? •Каковы последствия принятых решений? Какие можно сделать прогнозы? Задавая вопрос, важно принимать во внимание количество информации, уже содержащейся в нем самом. Если вопрос сильно детализирован, то, скорее всего, ответ будет выведен из самого вопроса и в этом случае потеряет свою ценность. Например: Использовали ли вы такие административные процедуры, как (далее идет перечисление процедур)? В случае, когда вопрос задан слишком абстрактно, — например: Какие существуют административные процедуры? — возникает опасность того, что ответ вашего собеседника будет содержать большое количество нерелевантной информации, что в конечном итоге может привести к отступлению от темы. Если вы опасаетесь впасть в ту или иную крайность, общим правилом будет следующее: Лучше задать вопрос более абстрактный и получить больше информации, даже если часть ее будет нерелевантна, нежели задать вопрос, в котором уже содержится ответ и не получить вообще никакой информации. Также важно помнить, что самые результативные вопросы — открытые. ШАГ 5. ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ С УЧАСТНИКАМИ КЕЙСА. Интервью не только является важным источником информации, но и дает возможность погрузиться в ситуацию, увидеть реальных участников, услышать их оценки происходящего. Важно с самого начала определить тональность вашей беседы. Нужно ясно осознавать (и соответствующим образом настраивать вашего собеседника), что это не общение врача и пациента, не допрос свидетеля сотрудником ФСБ и не отчет подчиненного перед руководителем — это беседа представителя уважаемой организации/важного государственного органа и исследователя. С этой целью вы должны подробно разъяснить цель вашего прихода, сущность вашей работы и проводимого исследования. Лучшее место для проведения интервью — рабочее место вашего собеседника. Это позволит ему чувствовать себя комфортно и быть более расположенным к беседе, а также даст вам представление о том, в каких условиях и в какой обстановке происходили события, о которых будет идти речь. Предпочтительно, чтобы интервью проводили два человека. В этом случае, один из них сможет сфокусировать свое внимание на вопросах — общих, углубленных и детализирующих, — в то время как второй человек сконцентрируется на записи ответов в наиболее полной и точной форме. (Помните, что для кейса чрезвычайно важно использовать цитаты.) При получении согласия вашего собеседника можно применять диктофон. Имейте в виду, что прямое цитирование слов вашего собеседника возможно только при наличии его официального разрешения. Помните, что наиболее важными для вас являются вопросы: почему? и каким образом? Всегда просите приводить примеры. Обязательно задавайте вопросы, касающиеся не только фактических данных, но и психологического восприятия событий вашим собеседником (например: Какова была Ваша реакция? Каково было Ваше первое впечатление? и др.). Обращайте внимание на невербальные особенности подачи информации вашим собеседником — это может дать вам более глубокое представление о его восприятии и персональной оценке событий. К сожалению, это может привести к потере целостности восприятия ситуации учащимися, так как они не смогут представить себе: какое влияние имеет описываемый государственный орган/ организация, какие взаимоотношения существуют между ним и другими организациями — участниками событий, и другие специфические особенности. Однако иногда обстоятельства не оставляют выбора. В этом случае необходимо максимально подробно описать государственный орган/организацию, а также контекст, и предоставить весь спектр детализированной информации, но без упоминания имен и названий, на абстрактном уровне. В большинстве случаев достаточно лишь изменения имен главных действующих лиц. Особенности российских государственных органов Принимая во внимание специфику российских государственных органов и организаций, необходимо рассмотреть возможные трудности, которые могут возникнуть в процессе сбора информации. Чиновники всячески культивируют конфиденциальность и «служебную тайну». Этим обусловлена затрудненность доступа и получения информации, необходимой для написания кейса. Возможные трудности при сборе информации 1. Формализм и бумажная волокита. Для того чтобы получить доступ к чиновнику и разрешение на использование информации, вам придется ждать, пока ваша просьба не пройдет все необходимые инстанции и не будет ими одобрена. 2. Закрытость аппарата, «служебная тайна». Вам придется столкнуться с тем, что на каждый третий вопрос вы не получите ответа, так как эта информация представляет собой служебную тайну. 3. Сокрытие правды и замалчивание негативных фактов. Чиновники будут всячески стараться оправдать себя и свои действия, а следовательно, у вас мало шансов получить истинную информацию о положении дел, особенно если ситуация неблагоприятная. 4. Личностные качества чиновников: неприветливость, высокомерие и безразличие. Не видя прямой выгоды от сотрудничества с вами, чиновники не будут утруждать себя радушием и вникать в вашу ситуацию. Важно понимать, что информация, которая для вас будет всего лишь основой для создания учебного кейса, для вашего собеседника может иметь огромную персональную важность. Поэтому необходимо быть максимально корректным. Не всегда следует задавать прямые вопросы. Они могут вызвать подозрения у собеседника, а возможно, и повлечь за собой его отказ продолжать общение. Задавайте теоретические, наводящие вопросы (А если бы...? Представьте, что...?). Приводите примеры из аналогичной практики зарубежных органов государственного управления или соответствующих организаций и просите сравнить. Особое внимание обращайте на выражения симпатии/антипатии, предпочтений, характеристик, и других видов оценочных суждений. Они дадут вам ключ к пониманию особенностей восприятия вашего собеседника. Просите вашего собеседника показать вам и дать возможность использовать разнообразные организационные документы (финансовые отчеты, организационные схемы, правила внутреннего распорядка, этические кодексы и др.). Узнайте имена и телефоны других людей в организации/государственном органе, которые могли бы быть вам полезны в процессе сбора информации. Опросите как можно больше людей, с целью получения большего числа субъективных оценок и мнений о ситуации, а также для формирования у вас представления о людях, работающих в организации и их взаимоотношениях. ШАГ 6. ИЗУЧЕНИЕ ОБСТАНОВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛОМ. Сбор информации необходимо осуществлять не только на основе проведенных интервью, но и исследуя обстановку в организации. Важно получить представление об условиях, в которых люди работают, чтобы понять, как окружающая обстановка могла повлиять на восприятие ими своей работы, своего места в организации, а также на принимаемые решения. Исследование обстановки может включать: 1 — интервью с рядовыми сотрудниками организации; 2 —«экскурсию» по организации (изучение помещений, рабочих мест, материально-технического обеспечения и т.п.); 3 —изучение внутренней документации (инструкций, правил трудового распорядка, и т.д.). ПРАВИЛО: обращайте внимание на детали и сразу записывайте ваши наблюдения. Это может оказаться чрезвычайно важным. Если полученная вами информация носит конфиденциальный характер, кейс не может быть представлен широкой публике без изменения имен участников и названия государственного органа/организации Пути преодоления Однако обычно ситуация не настолько безнадежна, и не все чиновники так удручающе высокомерны и безразличны. Что можно предпринять: 1. Попробуйте найти каналы, чтобы напрямую выйти на чиновников более высокого уровня. Расспросите своих коллег, знакомых и родственников, возможно, они смогут вам помочь. 2. Задавайте косвенные вопросы, приводите многочисленные примеры, делайте предположения, применяйте нестандартные методы, ведь ваша цель — получить как можно больше информации, и информации правдивой. 3. Расположите к себе вашего собеседника, обсудите с ним проблемы его организации/органа и всемерную несправедливость жизни. Вы должны дать ему понять, что вам небезразлично, что происходит. Проявите интерес. 4. Привезите с собой, написанные вами книги или статьи, расскажите о своей научной деятельности — продемонстрируйте серьезность ваших намерений.
|