![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метод изучения кейсов в России
В России впервые начали говорить о методе изучения кейсов в конце 60-х — начале 70-х гг. Первые попытки внедрения метода были сделаны на экономическом факультете МГУ в конце 70-х гг. Однако в то время метод не нашел широкого применения. Скорее всего, это было связано с двумя основными причинами: сильная приверженность преподавателей вузов традиционным методикам преподавания академических курсов (лекции, семинарские занятия), а также затрудненность доступа к информационным источникам (статистические данные, интернет). Новая волна интереса к методу «кейс-стади» появилась в середине 90-х гг. В 1992 году был внедрен крупный образовательный проект по обобщению опыта преподавания на основе изучения кейсов, который был инициирован Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров. В рамках проекта было создано профессиональное сообщество в составе преподавателей и научных сотрудников Государственного университета управления, Академии менеджмента и рынка, Школы бизнеса МГУ, Калининградской международной школы бизнеса. В период с 1992 по 1996 гг. ими были организованы первые семинары и тренинги для преподавателей вузов по основам ситуационного обучения и технологии написания кейсов. Был издан также ряд методических пособий, посвященных данному методу. Однако метод «кейс-стади» на практике использовался не часто. Говорить о его систематичном применении в обучении государственному управлению вообще не приходилось. В настоящее время, несмотря на то что метод изучения кейсов признан эффективным многими российскими вузами, большинство экспертов в области образования по-прежнему считают, что его использование имеет смысл только в сочетании с традиционными образовательными методиками. Обычно рассуждают о том, что «кейсы» хороши и уместны в тех случаях, когда они подтверждают экономические и социологические теории, без изучения которых подготовить грамотного специалиста невозможно. Процесс внедрения методики изучения кейсов в российских вузах тормозит также и то, что рынок кейсов в России находится пока только в стадии формирования, в то время как в США один только Гарвардский университет ежегодно производит более 7500 кейсов. В Европе также существуют специализированные организации, объединяющие многие крупные европейские университеты и занимающиеся созданием и распространением кейсов, например, созданный в 1991 году European Case Clearing House. Тем не менее, в России появились организации, целью которых является разработка и распространение информации о существующих современных методах образования. Так, Международный центр учебных материалов (МЦУМ) — негосударственный образовательный фонд, который учрежден Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров, в ряду прочих ставит перед собой задачу создания базы кейсов, а также разработки эффективной системы их распространения и использования в учебном процессе. Центр активно привлекает авторов кейсов к сотрудничеству и проводит многочисленные конференции и семинары, посвященные этой тематике. Попытка внедрить методику «кейс-стади» была также предпринята в Институте государственной службы Государственного университета управления (ГУУ). В 2000 году ГУУ, при поддержке Фонда «Открытое общество», выступил инициатором проведения конкурса на лучшую инновационную программу. Сотрудники ГУУ разработали общую концепцию конкурса, технологию отбора программ. Был отобран ряд муниципальных и региональных программ, которые вошли в выпущенное в 2000 году сотрудниками Института госслужбы В. В. Лобановым и Е. А. Михайловой учебное пособие «Государственные и муниципальные программы. Кейсы». Книга представляла собой сборник кейсов по муниципальному управлению. Кроме того, она содержала краткое описание методики «кейс-стади». В 2002 году состоялся новый конкурс инновационных программ и вышло новое издание учебного пособия с кейсами. Кейсы, содержащиеся в учебном пособии, посвящены региональным и муниципальным программам. Иными словами, область их применения связана исключительно с программно-целевым управлением и касается только местного уровня управления. Как правило, кейсы содержат краткое описание целевой программы, характеристику муниципалитета или региона, в котором она применяется, и вопросы для анализа программы (с особым акцентом на определение инновационного характера программы). Иногда, кроме оценки текста программы и результатов ее применения, студентам предлагается дать рекомендаций по улучшению тех или иных аспектов программы. Итак, первые шаги по внедрению методики изучения кейсов уже предприняты. Однако основной областью применения методики продолжают оставаться бизнес-управленческие дисциплины. Именно поэтому остро ощущается необходимость разработки методик подготовки и использования кейсов в учебном процессе, и непосредственного создания кейсов по большинству проблем, изучаемых в политологии и государственном управлении.
|