![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Метода изучения кейсовСтр 1 из 46Следующая ⇒
Объектно и субъектноориентированные кейс-технологии В социальной работе ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ КЕЙСОВ История возникновения и развития метода изучения кейсов, или «кейс-стади» (case study method), насчитывает тысячелетия. Еще в глубокой древности шаманы и старейшины собирали людей своего племени у костра и рассказывали притчи, легенды, басни. Традиции устного народного творчества сопровождают практически все известные нам культуры. Однако, что общего имеют мифы и легенды с методикой «кейс-стади»? Как утверждает профессор Университета Миннесоты Стив Р. Симмонс, «иносказания и басни были не только развлечением, но выполняли задачу более высокого порядка — а именно — образовательную». По мнению профессоров Гарвардского университета Гарвина и Кристенсена, медитацию также можно отнести к одному из древнейших видов кейсов, так как она в сущности представляет собой «экспериментальный метод погружения». Дальнейшим развитием метода «кейс-стади» можно считать совершенствование древнегреческих традиций «сократической дискуссии», или, иными словами, обсуждения различных жизненных ситуаций. Изначально возникнув как способ решения важнейших философских вопросов, «сократическая дискуссия» быстро нашла применение в качестве учебной методики в образовательных учреждениях Древней Греции. Всеобщее распространение методика изучения кейсов получила в XX веке. В первую очередь, она стала активно применяться в юриспруденции, затем перешла в управленческие и другие дисциплины. Развитие и совершенствование метода изучения кейсов неразрывно связано с появлением Гарвардской школы бизнеса (Harvard Business School). Идея создания нового факультета в Гарвардском университете возникла не случайно. Уже с середины XIX века многие бизнесмены и представители академических кругов заявляли о необходимости выделения бизнес-образования, которое до тех пор существовало в виде разрозненных курсов в рамках учебных программ различных факультетов. Но только в 1908 году профессор Мелвин Т. Коупленд добился признания властями факта необходимости преподавания бизнес-управления в университете и как следствия — необходимости создания нового факультета. Так была создана Гарвардская школа бизнеса. Вскоре после основания нового факультета, его преподавателями был выдвинут ряд новаторских идей относительно методики и техники преподавания, в том числе неоднократно звучал тезис о более активном вовлечении студентов в учебный процесс путем инициирования дискуссий и научных споров. Сначала это были дискуссии, предметом которых становилась некая гипотетическая проблема (ситуация). Затем в университет стали приглашать практиков, которые рассказывали о реально существующих управленческих проблемах и путях их решения. Студенты должны были выполнить письменное задание, которое предполагало описание ситуации, анализ сущности проблемы и ее причин, а также их видение альтернативных путей решения описанной проблемы. Далее следовала дискуссия, которая заканчивалась принятием на основе высказанных мнений того или иного решения. Эти дискуссии стали прологом к возникновению методики «кейс-стади» в том виде, в котором она существует и по сей день. Пионером внедрения и развития метода можно по праву считать первого декана Гарвардской школы бизнеса Мелвина Т. Коупленда, который вместе с группой преподавателей подготовил учебное посо--бие, представлявшее собой сборник кейсов по различным тематикам. Эта книга вышла в 1921 году. Под его руководством Бюро исследования бизнеса, созданное в начале 20-х годов, стало центром совершенствования методологии написания и использования кейсов в учебном процессе. Кроме того, сотрудники Бюро непосредственно готовили тексты кейсов. Как правило, по форме новые кейсы напоминали те, которые использовались для подготовки юристов. Подготовка кейсов и отработка методики преподавания осуществлялась тремя исследователями, работа велась под контролем — Мелвина Т. Коупленда, руководителя Бюро. В ходе работы были установлены стандарты написания, правила оформления и критерии оценки эффективности кейсов. Всего было подготовлено более 200 кейсов. Правила составления кейсов Бюро исследования бизнеса: 1. Если возможно, то проблема должна быть поставлена в первом параграфе. 2. Поставленная проблема должна пронизывать весь кейс. 3. Предоставьте относящийся к проблеме фактический материал. 4. Кроме того, предоставьте другую информацию для того, чтобы более точно описать ситуацию. Невыясненных и непонятных моментов остаться не должно. 5. Хорошо написанное начало кейса — залог его эффективности. 6. Каждый факт, описанный в кейсе, должен соответствовать общей проблеме кейса. 7. Формальные правила подготовки кейса не должны превалировать над его основной целью — вовлечение студентов в процесс обучения. 8. Не рассчитывайте на то, что студент воспользуется всей предоставленной информацией. В 1925 году функции по развитию и внедрению новой методики перешли к преподавателям Гарвардской школы бизнеса, которые стали сами разрабатывать кейсы для своих учебных курсов. Дело в том, что попытка нового декана Школы бизнеса Донхэма побудить других преподавателей использовать кейсы, подготовленные в Бюро, наткнулась на их сопротивление. В результате разработка кейсов стала составной частью подготовки учебных курсов преподавателями Школы. В то же время в Гарварде возникла идея привлекать выпускников магистратуры (имеется в виду программа MBA — Master of Business Administration), которые в течение одного-двух лет после окончания учебы работали вместе с профессорами факультета над написанием кейсов. Это ускорило процесс создания кейсов и повысило эффективность работы вследствие того, что у выпускников было больше времени и возможностей для проведения «полевых исследований» с целью сбора необходимых данных. Однако выяснилось что, для того чтобы писать кейсы приемлемого уровня, выпускникам недостаточно знаний, которые они получили, анализируя кейсы в процессе своего обучения. Следовательно, возникла необходимость в разработке специальных тренингов для них. Так сформировались группы преподавателей, перед которыми была поставлена задача разработать более совершенную методологию на- писания кейсов. В итоге была создана программа «Written Analysis of Cases», в рамках которой проводились многочисленные конференции и форумы по обмену опытом между различными университетами США, а впоследствии и Европы. Создавались также межуниверситетские комиссии по оценке кейсов и систематизации накопленного методологического опыта. . Все эти мероприятия привели к тому, что в настоящее время «кейс-стади» активно используются практически во всех дисциплинах, изучаемых в высших учебных заведениях США, а также являются неотъемлемой частью всех учебных курсов и тренингов для управленческого персонала. В США и Европе существует ряд центров по разработке кейсов. Среди них можно назвать: Гарвардскую школу бизнеса, Школу управления Кеннеди, Стенфордский университет, Школу бизнеса Чикагского университета, Университет Колумбии, Университет Вирджинии, Школу бизнеса Ричарда Иви Университета Онтарио, Университет Крэнфилд в Великобритании, Лондонскую Школу Бизнеса, Университет Нотр-Дам во Франции и др. В среднем, в высших учебных заведениях США «кейс-стади» составляют 30—40% учебного времени. В бизнес-школе Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% времени, в бизнес-школе Колумбийского Университета — 30%. Лидером по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, является его первооткрыватель — Гарвардский университет. В среднем, студент Гарвардского университета анализирует в течение учебы до 700 кейсов. Одновременно с совершенствованием методологии написания и использования кейсов в учебном процессе эволюционировали и сами представления о сущности метода и его задачах. В эволюции этих представлений можно выделить три основных этапа: Первый этап. До 40-х годов XX века метод изучения кейсов использовался исключительно с целью развития у студентов способности выявлять и разрешать ту или иную проблему. Предполагалось, что для этого студенты должны владеть теоретическими знаниями в области, к которой относится проблема, на достаточно высоком уровне. Таким образом, метод рассматривался как вспомогательный по отношению к теоретическим учебным курсам. Второй этап. 40-е — 60-е годы XX века ознаменовались отказом от существовавших представлений о способах применения метода. Метод изучения кейсов стали рассматривать как способ приобретения знаний и начали применять на всех этапах обучения — от этапа восприятия информация до этапа ее интерпретации наравне с теоретическими курсами. Третий этап (с 60-х годов по настоящее время) — характеризуется более глубоким изучением особенностей метода, его преимуществ, недостатков и пределов применения. В частности, было выявлено, что использование метода изучения кейсов не только развивает в студентах способность к определению и поиску решения проблемы, но и способность участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и воспринимать мнения других, а также ряд других важных характеристик психо-эмоционального характера. На этом этапе кейс стал представлять из себя нечто большее, чем просто метод обучения. По мнению Майкла Фратантуоно, автора статьи «Оценивая методику «кейс-стади», он позволяет создать благоприятную обучению и восприятию информации атмосферу, развивает инициативу, заставляет поставить себя на место практика и думать, как он. Иными словами, кейс создает определенный социальный контекст, который облегчает процесс обучения.
|