![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы кейсов и их структурный анализ
Существует множество определений кейса, в большей или меньшей степени похожих друг на друга. Рассмотрим некоторые из них. 1. Кейс — это история, повествующая о некоторых событиях, в результате которых перед участниками вставал выбор между несколькими альтернативами возможного поведения. Имеющиеся альтернативы по-разному оцениваются участниками событий, исходя из их интересов, ценностных ориентации и взглядов на жизнь. 2. Кейс — это описание реальной ситуации, в которой менеджер или чиновник (лицо, принимающее решение, — ЛПР) должен принять решение. При этом в кейсе может содержаться неполная или противоречивая информация о ситуации, а также различные оценки ситуации действующими лицами. 3. Кейс — это описание реальной ситуации, имевшей место в прошлом, которая обнаруживает проблему и необходимость ее выявления, анализа и решения. Таким образом, исходя из представленных определений, можно сделать вывод, что в самом общем виде кейс включает следующие составные компоненты: • описание ситуации; • наличие конфликта интересов или проблемы; • наличие нескольких альтернативных вариантов поведения. Кейс по социальной работе представляет собой описание некоторой ситуации (проблемы), с которой сталкивается организация, а главными действующими лицами являются социальные работники. Изучение кейсов такого рода, как правило, предполагает оценку ситуации и в некоторых случаях принятие того или иного решения, учитывающего широкий круг экономических, правовых, институциональных, поведенческих и ценностных аспектов проблемы.
Сравнительный анализ методики изучения кейсов и традиционных академических методов 1. Традиционные методы ориентированы на изучение чего-то, а метод «кейс-стади» (наряду с другими интерактивными методами) ориентирован на научение чему-то, то есть в рамках традиционного подхода сердцевиной учебного процесса является передача определенного набора знаний студентам, в то время как метод изучения кейсов выявляет, какие дополнительные возможности открываются перед студентами в результате того, что они чему-то научились. 2. В традиционных методах упор делается на анализ причинно-следственных связей, а метод «кейс-стади» предполагает созидание, достижение результата. Таким образом, если взгляд в традиционных методах обращен в прошлое, то в методе «кейс-стади» он направлен в будущее. Студенты учатся ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть возможные последствия. 3. В методе «кейс-стади» важен сам процесс получения знаний, так как в его ходе студенты приобретают большое количество навыков и умений, тогда как в традиционных методах важен, как правило, только конечный результат. 4. Другое различие заключается в том, на какие результаты нацелен тот или иной метод. Соотношение традиционных методов и метода «кейс-стади» по этому параметру представлено на схеме. 5. Также различна и роль преподавателя. Если в рамках традиционной лекции преподаватель сначала изучает, анализирует и интерпретирует исходный материал, а затем преподносит его учащимся, то есть его роль — роль наставника, ментора. То применение методики «кейс-стади» предполагает, что анализ и интерпретация материала производится самими учащимися. Они также имеют возможность взаимодействовать друг с другом, работая в малых группах и участвуя в дискуссии. Роль преподавателя в данном случае заключается в направлении и координации этих взаимодействий в соответствии с поставленными образовательными целями. Он должен: ставить задачи, предоставлять информацию (кейс), поощрять инициативу и взаимодействие, выявлять успехи и исправлять ошибки. Ниже представлено схематическое сравнение методик на основе взаимосвязей между преподавателем (П), учащимся (У) и изучаемым материалом (М).
Образовательные цели применения метода изучения кейсов Практически во всех изданиях по методологии написания и преподавания кейсов особое внимание уделяется тому, какие именно знания и навыки приобретают студенты, при обучении которых используется эта методика. Например, Дж. Кеннет Матейка и Томас Дж. Чоссе выделяют восемь образовательных целей, поставленных и достигаемых с помощью применения метода изучения кейсов. 1. Более активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Кейсы представляют собой реальные ситуации (или ситуации вымышленные, но реалистичные), а следовательно, студенты вовлекаются в решение актуальных задач и проблем, что вызывает гораздо больший интерес и мотивацию к участию, нежели изучение абстрактных проблем, далеких от реальности. 2. Формирование у студентов умения воспринимать себя, как лицо, принимающее решения (ЛПР). Изучая реальные ситуации, студенты ассоциируют себя с лицом, принимающим решения и несущим ответственность за них. Это позволяет развить более глубокое осмысление и понимание проблемы на психологическом уровне. 3. Совершенствование у учащихся навыка применять теоретические знания для решения реальных проблем. «Кейс-стади» является одновременно и методом получения знаний, и методом применения знаний, полученных на более ранних этапах. Кейсы помогают учащимся понять взаимосвязь между теорией и практикой, выработать собственные методы и модели использования накопленного теоретического материала. 4. Приобретение и совершенствование навыков принятия решения. Процесс принятия решения состоит из нескольких компонентов, таких как анализ проблемы, сбор данных, выработка и оценка альтернатив решения и собственно принятие решения — все эти навыки совершенствуются при использовании методики «кейс-стади». Постоянная практика принятия решения даже на таком, «игровом», уровне развивает у учащихся уверенность в себе и в своей способности выбирать лучшую альтернативу из возможных в условиях временных и информационных ограничений. 5. Развитие аналитических способностей и умения давать объективную оценку ситуации. 6. Приобретение навыка прогнозировать последствия принятого решения. 7. Развитие навыка групповой кооперации и умения работать в команде. Методика изучения кейсов предполагает работу в малых группах, а следовательно, студенты узнают, как наиболее эффективно распределять обязанности и организовывать процесс работы группы. 8. Развитие изобретательности и инициативности. Изобретательность и инициативность развиваются вследствие необходимости действовать в условиях временных и информационных ограничений, а также особой атмосферы соревновательности (между несколькими малыми группами), которая рождает в учащихся стремление быть лучшими. В других методологических пособиях в основном рассматриваются аналогичные аспекты, по-разному структурированные, среди них особый интерес представляет собой «таксономия образовательных целей Блума», подход, предполагающий иерархиезированную классификацию целей, достигаемых применением методики изучения кейсов, по следующему принципу: «каждая следующая категория целей включает в себя более сложные поведенческие аспекты, нежели предыдущая категория». В таксономии Блума образовательные цели разделены на две основные группы: когнитивные (классифицированы интеллектуальные характеристики) и психоэмоциональные (классифицированы уровни эмоционального восприятия, чувствования). В основании иерархии когнитивных целей лежит процесс познания. Согласно Блуму, познание это способность запоминать конкретные факты или абстрактные принципы и воспроизводить их в дальнейшем. Второй уровень — усвоение, которое характеризуется способностью понимать и интерпретировать полученную информацию. Третий уровень предполагает применение знаний, то есть их экстраполяцию, что означает способность двигаться от частного к общему и на основе конкретных фактов выводить законы и принципы более общего порядка. На следующем уровне расположен анализ, так как он предполагает работу с информацией, то есть ее разложение на составные части, выявление взаимосвязей между ними, глубокое понимание структуры текста и его смысла. Пятый уровень — это синтез, предполагающий построение нового целого из имеющихся составных частей — это может быть изложение имеющейся информации в иной форме с другой расстановкой акцентов, взгляд на события или отношения, описанные в тексте, с другой точки зрения или создание новой цепочки взаимосвязей и выведение новых абстрактных законов. Последний, шестой уровень представлен оценкой — то есть вынесением суждений относительно имеющейся информации. Оценки могут быть качественными или количественными, основанными на внутренних взаимосвязях или с привлечением внешних данных, исходя из общепринятых критериев или критериев, разработанных самим студентом применительно именно к данному случаю. По мнению Блума, кейсы позволяют развить и усовершенствовать все перечисленные когнитивные характеристики обучения. Особенно полезны кейсы для развития способностей к анализу, синтезу и оценке информации. Цели психоэмоционального спектра также иерархиезированы в порядке нарастания их важности для индивида. Первый уровень — восприятие — предполагает, что учащийся готов уделить внимание информации. Второй уровень — реакция, — то есть наличие у студента достаточной заинтересованности в материале, для того чтобы появилось желание работать с ним. Далее — осознание значимости, — что означает восприятие информации, а также содержащихся в ней ценностных категорий, как важных и значимых для индивида. По мнению Блума, существует два уровня осознания значимости: первый — простое восприятие ценностей в том виде, в котором они представлены, второй — придание особой важности представленным ценностям по сравнению с другими и их активная поддержка. Если информация содержит множество ценностных категорий, студент приобретает навык их структурирования и построения целой системы ценностей. Этот уровень Блум определяет как организацию. Последний уровень психоэмоциональных целей — характеризация — означает, что студент способен, исходя из построенной им ценностной системы создать новую картину мира, своего рода персональную философию жизни. Кейсы, как полагает Блум, содержат не только фактическую информацию, но и оценки и ценности участников описываемой ситуации, которые становятся основой для создания студентами собственных ценностей и своего взгляда на мир. В целом, образовательные цели использования методики «кейс-стади», можно представить следующим образом:
Среди достоинств метода можно выделить развитие у студентов креативности и ситуативного мышления. На основе изучения ситуации в некоторой организации с заданными параметрами, касающимися корпоративной политики и внутренних процедур, применяемых в данной организации, студенты разрабатывают план действий для разрешения некой проблемы, который должен, с одной стороны, соответствовать заданным параметрам, а с другой, привести к решению проблемы. Итак, начиная применять кейсы в учебном процессе, необходимо в первую очередь определить, какие образовательные цели вы хотите достичь, используя данную методику.
|