Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ситуационный анализ государственного управления в европейской традиции
Европейское образование традиционно отличается от американских аналогов. Такое положение обуславливается, в первую очередь, историческими предпосылками, поскольку для «Старого света» характерна довольно жесткая модель образования, основанная на многовековых традициях. Кроме того, имеет место и противопоставление образовательных методик, степени фундаментальности знания. Тем не менее, можно говорить о том, что европейские университеты и бизнес-школы охотно заимствуют некоторые элементы типичного для США образовательного метода. На сегодняшний день метод «кейс-стади» стал общепринятым как в практике обучения общим управленческим дисциплинам, так и государственному управлению. Следует, однако, отметить, что в рамках последнего методика «кейс-стади» используется в меньшей степени, поскольку эта область знаний, в отличие от бизнес-управления, всегда была одной из самых почитаемых в Европе, где традиции государственного управления крайне сильны, а, следовательно, причин для заимствования иностранных наработок в этой области не было. Как образовательный метод, «кейс-стади» применяется наравне с базовой теоретической подготовкой, и это во многом определяет особенность европейского ситуационного анализа, поскольку можно говорить о том, что традиционная теоретическая школа оказывает существенное влияние как на применение ситуационного анализа, так и на содержательную сторону кейсов. Как уже отмечалось ранее, ситуационный анализ более распространен в бизнес-управлении, поэтому для крупных вузов и университетов Европы эта методика менее характерна, чем, скажем, для бизнес-школ. Так, например, одним из наиболее престижных мировых «производителей» кейсов является французская бизнес-школа INSEAD. Ситуационный анализ стал значительной частью образовательного процесса и в известной сети французских институтов Sciences Politiques (Институтах политических наук), хотя, согласно оценкам многих исследователей, в последние годы в Sciences Politiques произошла смена традиционных образовательных парадигм, и бизнес-дисциплины теперь играют во многом даже большую роль, чем классические для этого вуза политические науки. Основная идея ситуационного анализа заключается в изучении некоего практического примера и последующем групповом обсуждении возможных вариантов решения. Этот подход справедлив и в отношении европейских кейсов, однако определенные особенности европейского образования и, в частности, специфика преподавания государственного управления позволяют сделать вывод о существовании европейского вида ситуационного анализа. Что же отличает европейский кейс? Во-первых, несмотря на то что основной целью применения ситуационного анализа в учебном процессе считается развитие практических навыков и знаний студентов, европейские кейсы содержат много теоретической информации. Так, с одной стороны, для европейского образования характерно наличие большого объема теоретических знаний как самостоятельного звена процесса обучения, и именно на теории, как правило, сосредоточены основные усилия преподавания. С другой стороны, сам по себе кейс используется лишь для закрепления теоретического материала, основывается на нем, а зачастую и просто повторяет некоторые положения теоретических моделей. Кроме того, европейские кейсы не предполагают однозначных ответов, которые бы студенты могли потом применять на практике. Европейский ситуационный анализ — это способ восприятия учебного материала, структурирования информации. Основной упор здесь делается именно на аналитической стороне, и, как уже отмечалось, необходимо серьезное теоретическое обоснование кейса. Важно также отметить, что изучение кейсов в европейской традиции практически не имеет ничего общего с так называемыми «best practices» или изучением наилучших (наиболее успешных) примеров, причем, как правило, с использованием известных фигурантов. Европейский кейс представляет собой совокупность различных документов и информации, умение анализировать которую и позволяет в дальнейшем принимать политические решения, причем масштаб этих решений может быть самым различным. Другое важное отличие европейского ситуационного анализа — это форма подачи материала. Европейский кейс практически никогда не имеет вида ролевой игры или небольшой зарисовки некой жизненной ситуации. Примечателен тот факт, что европейский кейс очень часто называют также досье или дело, и это во многом объясняет сущность различия. Кейс здесь приобретает характер «ситуативности» за счет того, что государственных чиновников готовят к будущему ведению дел и принятию решения на основании не структурированной, а реально имеющейся информации. Европейский кейс максимально приближен к реальной деятельности, и, как правило, искусственное моделирование используется в создании кейса крайне редко. Различие по форме и принципам ситуационного анализа определяет и несколько иную структуру кейса по сравнению с американскими аналогами. Так, основываясь на исследовании многих европейских кейсов, можно выделить их «традиционные» составляющие: • географическая, данные или сведения, носящие профессиональный характер и относящиеся к сфере географических характеристик исследуемого объекта; • историческая, информация о предпосылках развития той или иной жизненной ситуации, наличии определенных политических установок, характерных для некоего объекта или региона; • экономическая, всевозможные расчеты и исследования экономической целесообразности тех или иных действий; • юридическая, необходимые требования законодательства в отношении исследуемого вопроса, причем авторы многих европейских кейсов подчеркивают региональную специфику права и, как правило, обращают внимание читателей и студентов на уникальность решения по кейсу (как противопоставление универсальному решению); • теоретическая, приведение максимального количества релевантных теорий, которые также могут быть полезны при принятии решений; • прочее, то есть любая относящаяся к ситуации информация, на основании которой можно сделать дополнительные выводы, как, например, техническая информация (если это необходимо), примеры из предыдущей практики и т.д. Столь подробные характеристики ситуации не могут не оказывать влияния и на размер кейса. Так, европейские кейсы внешне очень часто напоминают как раз «толстые» дела, в то время как средний объем американских кейсов, как правило, не превышает восьми-десяти Еще одной существенной характеристикой ситуационного анализа является его проблематика. В этой связи можно отметить, что европейский кейс также имеет свою специфику. Так, одной из основных тем большинства кейсов является вопрос экологической безопасности и охраны окружающей среды с точки зрения государственного управления, что отличает европейский ситуационный анализ от его американских аналогов, которые, как правило, акцентируют внимание на проблематике справедливости и экономической целесообразности, а также на конфликтной специфике. Вообще, следует отдельно подчеркнуть, что управление конфликтом для европейского ситуационного анализа, в частности, и государственного управления, в целом, — это тема, к которой обращаются крайне редко. Как правило, управление конфликтами относят к прерогативе различных дипломатических дисциплин, а также к различным курсам по международным отношениям. Тем не менее, вполне оправданным будет вывод о том, что тематика конфликтов, особенно, межнациональных и международных, имеет большие перспективы развития в европейском государственном управлении. В целом, если рассматривать перспективы ситуационного анализа в европейской школе государственного управления, можно прогнозировать постепенное стирание существующих различий, поскольку процесс сближения национальных методик обучения не может не оказывать влияния на все дисциплины и специализации независимо от степени развитости и образовательных приоритетов того или иного государства.
|