Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паруса ноосферного образования






Схема №14. Модель «Принципиальная научная новизна ноосферного образования». Н.В. Маслова, С.А. Самсонова.

 

«С оздание передовой системы ноосферного образования – это ключевая этическая, экономическая, геополитическая и стратегическая задача на пути в будущее» (Н.В. Маслова)

Предлагаем метафорическое сравнение системы образования с парусником, бороздящим просторы информационного и мировоззренческого океана. Чем отличаются паруса ноосферного корабля «Образование» от бороздивших океаны знаний кораблей других исторических эпох? Такие паруса, как Вы видите на модели, вынесенной в начало главы, не могли существовать в более ранние периоды развития тандема науки-образования. Это научные открытия последних 20 лет.

Каждый из этапов в истории образования отличался соответствующим своему времени научным фундаментом, специфической целью, задачами, методологией, методиками. К примеру, целью классического этапа (XVIII в. нач. XIX в.) было образование человека на базе наследия античности. Поэтому задачами образования было овладение древними языками, риторикой, математикой, историей, географией, музыкой, танцами. Классические школы, университеты были основными типами учебных заведений. Методология базировалась на ньютоно-картезианской парадигме Мира, формальной и математической логике. Педагогическими методами были монолог учителя, чтение, заучивание и пересказ текстов. Я.А. Коменский заложил научную и методологическую базу образования, создал образцы учебников, классно-урочную систему классических школ в Западной Европе.

Для неклассического этапа образования (нач. XIX в. – 40 гг. ХХ в.) цели подготовки человека для обслуживания мануфактур, фабрик, заводов государственного и частного экономического секторов стали определяющими. Методология утверждала приоритет и методы практического «делания», обучения навыкам ремесленного труда. Так появляются реальные училища. Создавались новые учебники, работа в мастерской стала важнейшим методом («делай как я»). Выдающиеся педагоги И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко привнесли дополнительные приёмы трудового обучения, создав собственные педагогические концепции и школы. Позже это нашло научно-методологическое обоснование в принципах относительности (А. Эйнштейн), дополнительности (Н. Бор, В. Гейзенберг).

Постнеклассическое образование (50 90 гг. ХХ в.) было вызвано к жизни новой расстановкой социально-политических сил в мире, утверждением демократических идеалов, научно-техническим прогрессом. Творческий поиск педагогических методов достиг 500 наименований. «Расслоение» педагогической практики привело к появлению специальных школ разных профилей. При этом незаметно «растворилась» научная и педагогическая методология. Выдающийся вклад П.П. Блонского, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, М.П. Щетинина, А.М. Кушнира, В.Ф. Базарного и др. сыграл конструктивную роль в осмыслении необходимости концептуальных, методологических, кадровых, организационных, эволюционных подвижек в образовании. Ни одна из названных выше ценнейших авторских систем не взята министерствами образования для внедрения на уровне государства. Отдельные инновации не носили концептуального характера.

90 гг. ХХ в. вызвали к жизни небывалые в истории планеты глобальные экологические и экономико-идеологические процессы, крушение прежних идеалов. 5-й технологический уклад, т. е. информатизация, стал непререкаемым лидером инноваций. А «обрушившаяся» на общество проблема маргинальности его членов и массовое хрематическое сознание открыто обозначили необходимость нового этапа образования. Будет ли он эволюционным или инволюционным? Это зависит от выбора и гражданской позиции лидеров Духа: они определяют исход битвы за умы, разум, души, дух современников. В кипящем котле мнений, идеалов, ценностей, устремлений сегодня куётся меч борьбы за победу идеалов, ценностей, тенденций развития, перспективы на завтра.

Высшая ипостась борьбы – мировоззрение людей. По этой причине парусами школы сегодня должны стать самые передовые достижения естественных, гуманитарных и мировоззренческих наук современности. Борьба в обществе потому идёт за умы, души, сердца, что в сердце человеческом сокрыты его желания и устремления. Говоря о ноосферном переходе, мы говорим об устремлённости человеческих сердец к высшим идеалам Творца на любых уровнях бытия. Это диктует два пути: один – через сердце, другой – через одухотворённый разум. Отсюда и ноосферное образование: переход к новым реалиям нравственности и духовности для подавляющего большинства левополушарных людей планеты пойдёт через одухотворение разума с последующим вовлечением сердца человека. Это трудные задачи для образования. Вот почему они не понимаются управленцами традиционной системы образования, учёными «старой закалки» и даже родителями, которые не имеют времени подумать о будущем своих детей.

Ситуация диктует необходимость принятия прорывной научной теории, мировоззрения, методологии, концепции образования с активной подготовкой кадров учителей и педагогов высшей школы, управленцев системой образования с целостным мышлением и антихрематическим сознанием. Такие задачи ставит и способно решить ноосферное образование общества. Его паруса спасительны для людей разнообразных профессий, возраста. Это система образования через всю жизнь с идеалами естественного здоровья, целостного мышления и планетарно-космического сознания человека, верой в Творца, высокой нравственностью и творчеством человека. Горящими вопросами сегодня в обществе являются осознание:

стратегической роли образования как «цеха сборки» целостно и одухотворённо мыслящих людей нового поколения;

системы образования в качестве авангарда ноосферных трансформаций человеческого потенциала;

осознание системы образования в качестве социального стратегического субъекта, т. е. идеального образца целевой биосоциальной системы, созданной на фундаменте специальных законов образования, устремление к реальному воплощению которых, ведёт к повышению безопасности и устойчивому развитию человека и общества конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [Аст., 2002; 8] и Общим законам человеческого общества [9].

Систему образования необходимо рассматривать в качестве социального стратегического субъекта. Её неиспользованные потенциалы являются стратегическим запасом и многократно превышают вовлечённые сегодня в образование ресурсы. Мы не касаемся здесь материально-технических и финансовых ресурсов: страсти-то по ним! Здесь речь о нераскрытых естественных человеческих ресурсах и их социальных, духовно-нравственных, управленческих, психических, воспитательных потенциалах.

Здесь – жажда одухотворённости разума и души человека!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал