Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Место и роль цены в экономике
В основе существования рыночной экономики лежат договорные отношения по факту купли-продажи товаров. Важным аспектом при заключении договора является цена товара и возникает вопрос об установлении её уровня. Цена – это основная категория рынка. Все понятия, составляющие основу товарных рынков, аккумулируются в ценах на товар и составляют их сущность. Цена является характеристикой товара. В цене товара выражается нужда, потребность, запрос, целесообразность обмена и свершения сделки. При реализации продукции или услуги всегда возникает вопрос о цене, так как цена является важным критерием привлекательности товара для потребителя. Эффективность продукции, выпускаемой предприятием (при любой форме предпринимательской деятельности), апробируется рынком, ценой её реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она потребителю или нет, подтверждается рынком и ценой продукции. Принятая предприятием цена на продукцию – это итог его производственной деятельности. Процесс формирования цен достаточно сложен и часто преследует одновременно несколько задач, например, получение максимальной прибыли и завоевание большей доли рынка.
Цена, будучи фундаментальной экономической категорией, является объектом её рассмотрения. Вопросы уровней цен и их особых форм раскрываются и изучаются в трактовке экономической теории как единства микроэкономики (экономики фирмы), мезоэкономики (экономики региона, сферы, комплекса), макроэкономики (национального хозяйства), метаэкономики (мировой экономики) на всех названных уровнях. Подходы к определению сущностных характеристик стоимости отмечены в трудах античных мыслителей, философов Китае и Индии. Первым в истории экономической мысли учёным, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (1У век до н.э.). Вне зависимости от типов рынков и общественно-экономических формаций цена представляет результативный показатель деятельности предприятий любой формы собственности. Отсутствие понимания сущности цены, формирования и установления цены и замалчивание её законодательного понятийного определения, отсутствие как таковой ценовой политики приводят на государственном уровне к дестабилизации экономики, усилению инфляционных процессов и увеличению бюджетных расходов, отсутствию скоординированной таможенной и налоговой политики. На уровне предприятия всё это ведёт к финансовым потерям и банкротству. Знание вопросов ценообразования, т.е. процесса формирования цен на товары и услуги, определяет первостепенную их роль в структуре экономики. Обоснованная и квалифицированно реализуемая в государстве политика формирования цен и ценообразование на уровне предприятия не только значительно улучшает общий менеджмент на предприятии и системное качество принимаемых управленческих решений, но также сокращает сферу сопряжённой с такими решениями коммерческой и социальной угрозы. Формирование цен зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать, прежде чем принять цену на продукцию, предлагаемую к реализации на рынок. Существуют различные теории и подходы к определению цены товара. Эти подходы можно разделить на две группы: затратный или производственный подход и рыночный или ценностной подход. В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: «Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчёркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает, как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так, что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. Иные позиции в отношении цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором – трудом. Для этого подхода типична следующая формулировка: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». При таком определении центр тяжести перенесён на понятие «стоимость». В настоящее время получила распространение гипотеза о неантогонистическом характере этих подходов. Оба эти направления не исключают, а дополняют друг друга, что позволяет решить проблему, стоящую перед экономической наукой на протяжении всей её истории, а именно определить, что лежит в основе цены – стоимость (затраты труда) или потребительная стоимость (его результаты). Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу таких определений цены можно отнести следующие: цена – издержки производителя + искусство менеджера; цена – количество денег, уплачиваемых за данный товар.
|