Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закон стоимости
Закон стоимости – по трудовой теории стоимости это объективный экономический закон, регулирующий связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений, согласно которому производство и обмен товарами осуществляется на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения. Закон стоимости является основным регулятором рыночной экономики, действует в системе экономических законов товарно-денежных отношений. Через механизм рынка, систему стоимостных категорий, цену он оказывает активное регулирующее воздействие на весь процесс воспроизводства. Закон стоимости определяет масштабы затрат общественно-необходимого труда и позволяет измерить результаты этих затрат. В соответствии с требованиями закона стоимости, обмен товаров на рынке люди осуществляли по стоимости, обмениваемые предметы были продуктами их личного труда. Что затрачивали они при изготовлении этих предметов? Труд и только труд: на возмещение орудий труда, на производство сырья, на его обработку они затрачивали только свою собственную рабочую силу; могли ли они поэтому обменивать свои продукты на продукты других производителей иначе, чем пропорционально затраченному труду? Рабочее время, затраченное на эти продукты, было не только единственным подходящим мерилом у них для количественного определения подлежащих обмену величин, но всякое другое мерило было совершенно немыслимо. Но как же при этом обмене по количеству затраченного труда определялось это количество, хотя бы косвенно и относительно, для продуктов, требующих затраты труда в течение продолжительного времени, с нерегулярными перерывами и неопределенным объемом продукции, например, для хлеба и скота, и при этом людьми, не умеющими считать? Очевидно, лишь путем длительного процесса приближения зигзагами, часто в потемках, ощупью, причем, как и всегда, лишь горький опыт учил людей. Словом, закон стоимостиМаркса имеет силу повсюду, поскольку вообще имеют силу экономические законы, для всего периода простого товарного производства, следовательно, до того времени, когда последнее претерпевает модификацию вследствие возникновения капиталистической формы производства. До этого момента цены тяготеют к определенным, по закону Маркса, стоимостям и колеблются вокруг них так, что чем полнее развивается простое товарное производство, тем больше средние цены за продолжительные периоды, не прерываемые внешними насильственными нарушениями, совпадают со стоимостями с точностью до величины, которой можно пренебречь. Стало быть, закон стоимости Маркса имеет экономически всеобщую силу для периода, который длится с начала обмена, превратившего продукты в товары, и вплоть до наших дней. Цена есть проявление закона стоимости. Стоимость есть закон цен, т.е. обобщенное выражение явления цены. В современном капиталистическом обществе каждый промышленный капиталист производит на свой риск и страх - что, как и сколько хочет. Но общественная потребность остается для него неизвестной величиной, с точки зрения как качества, рода требуемых предметов, так и их количества. То, что сегодня не может быть достаточно скоро доставлено, может быть завтра предложено в количестве, далеко превышающем потребность. Тем не менее, так или иначе, хорошо или плохо, потребность, в конечном счете, удовлетворяется, а производство, в конце концов, направляется в общем и целом на требуемые предметы. Как же решается это противоречие? Конкуренцией. А как достигает этого конкуренция? Очень просто: заставляя снижать цены товаров, по своему роду или количеству не соответствующих в данный момент общественной потребности, ниже их трудовой стоимости; этим окольным путем конкуренция дает производителям почувствовать, что они произвели предметы, которые вообще не нужны или сами по себе нужны, но произведены в ненужном, избыточном количестве. Отсюда вытекает два вывода: Во-первых, постоянные отклонения цен товаров от их стоимостей составляют необходимое условие, при котором и в силу которого только и может проявляться сама стоимость товара. Только благодаря колебаниям конкуренции, а тем самым и товарных цен, прокладывает себе путь закон стоимости товарного производства, и становится действительностью определение стоимости товара общественно-необходимым рабочим временем. И если при этом форма проявления стоимости - цена, как правило, выглядит несколько иначе, чем стоимость, проявлением которой она служит, то стоимость разделяет в этом случае судьбу большинства общественных отношений. Во-вторых, поскольку в обществе товаропроизводителей, обменивающихся своими товарами, конкуренция приводит в действие присущий товарному производству закон стоимости, она этим самым осуществляет такую организацию и такой порядок общественного производства, которые являются единственно возможными при данных обстоятельствах. Только обесценивание или чрезмерное вздорожание продуктов воочию показывает отдельным производителям, что и в каком количестве требуется или не требуется для общества. Таким образом, закон стоимости как основной регулятор рыночной экономики действует в системе экономических законов товарно-денежных отношений. Именно он через механизм рынка, систему стоимостных категорий, и, в первую очередь, цену оказывает активное регулирующие воздействие на весь процесс воспроизводства.
Цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В связи с влиянием различных рыночных факторов цена каждой отдельной единицы товара может отклоняться от его стоимости. Положительной стороной этой теории можно назвать то, что, основываясь на общественно необходимых затратах труда, государство может определить возможности по производству того или иного продукта и, исходя из своих потребностей, стимулировать производство наиболее важных продуктов и товаров и уменьшать производство ненужных. Основным недостатком этой теории является недооценка рыночного спроса. Сторонники классической школы ценообразования сформировали подходы, соответствующие затратному ценообразованию. Стоимостной подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, например, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. Ф.Энгельс в конце своей жизни пришёл к убеждению, что стоимость как абстрактная категория не отражает субстанции цены потому, что она есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего. В модели К.Маркса налицо противоречие: с одной стороны, товар – это выражение труда, с другой – полезная вещь, ценность. Однако на рынке покупатель платит одну цену, а не две – одну по затратам труда, другую по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора, несмотря на их противоречивость.
|