Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория спроса и предложения






И затратный и ценностный подходы к ценообразованию являются односторонними. Решающее значение в эволюции теории стоимости сыграли идеи известного английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924), изложенные в его книге «Принципы политической экономии» (1890). В этой работе он предпринял попытку объединить взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов. А.Маршалл полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены. Именно с его работ начинает развиваться современное микроэкономическое направление в экономической науке. Это направление в центр внимания ставит изучение закономерностей определения цены на отдельных частных рынках.

Маршалл сконцентрировал внимание на проблемах формирования цены на отдельных рынках под воздействием сил спроса и предложения. Причём с точки зрения установления цены Маршалл придавал равное значение этим двум силам: спросу и предложению. Попытки придать решающее значение либо предложению, либо спросу он признавал в одинаковой мере неправильными: «Можно с тем же успехом спорить о том, верхнее или нижнее лезвие у ножниц режет лист бумаги, как и о том, чем регулируется ценность – полезностью или издержками производства. Можно сделать общий вывод, что, как правило, чем короче рассматриваемый период, тем большую долю внимания надо уделить влиянию спроса на ценность, а чем длиннее период, тем более важным будет влияние на ценность издержек производства. Ибо для того, чтобы изменения издержек производства оказали влияние на ценность (стоимость), как правило, требуется более длительное время, чем необходимо для влияния изменений спроса».[1] Маршалл установил простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на формирование цен в условиях неограниченной (совершенной) конкуренции. Спрос, как правило, при падении цены растёт, при её росте – снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растёт, а при снижении – падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравновешивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов по изменению трёх функционально связанных величин – спроса, предложения и цены).

 

Р (цена) Р (цена) Р (цена)

 

 

Рр

 

Q (спрос) Q (спрос) Q (спрос)

 

Закон спроса Закон предложения Qр

 

Цена по Маршаллу довлеет к денежным издержкам производства, но указанные издержки в обычных условиях не связаны со стоимостью, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки.

У Маршалла предельные полезности (в денежных единицах) выступают на рынке, как максимальные цены, т.е. так называемые цены спроса, которые потребитель готов заплатить за то или иное благо. Им выдвинуто понятие эластичности спроса и предложения по цене, которое затем прочно вошло в теорию потребления. Теории полезности он связывал только с теорией спроса. Минимальной ценой он считал цену предложения.

Значительным вкладом Маршалла в экономическую теорию явилось разграничение между краткосрочным и долгосрочным предложением и спросом. Маршалл доказал, что значимость влияния спроса и предложения меняется во времени. В краткосрочном периоде количество произведённых товаров более или менее постоянно (план выпуска на предприятии определён, урожай определяется посаженными растениями и т.д.). Следовательно, большую роль в определении цен будут играть колебания спроса. В долгосрочной перспективе будет обратное явление. Производители сумеют увеличить или сократить объёмы своего производства в соответствии с потребностями рынка. В этом случае предложение и издержки производства будут оказывать большое влияние на формирование рыночных цен. Теория цены, предложенная А. Маршаллом, в своём дальнейшем развитии составила ту часть науки, которая называется «Микроэкономика» и посвящена анализу рыночных закономерностей на уровне отдельных предприятий, фирм, потребителей. Интервал времени, по Маршаллу, - важный методологический фактор, который надо учитывать в практике.

Теория спроса и предложения, дополненная теорией предельной продуктивности, представляет собой наиболее приемлемую научную базу фирменного ценообразования. Используя отмеченные теоретические положения, фирмы должны адаптировать свои ценовые решения к текущему и перспективному спросу. В краткосрочном периоде фирма оперирует в основном оборотным капиталом, поэтому движение затрат представлено переменными издержками. В долгосрочном периоде для глубокого изменения профильной товарной номенклатуры необходимо наращивание постоянных затрат. Поэтому при разработке и реализации фирмой ценовой политики встаёт задача оптимизации принимаемых решений, расчёта альтернативной эффективности на основе соотношения затрат и результатов.

Вместе с тем необходимо отметить, что на основе собственно теоретических положений невозможно принимать однозначно точные количественные решения на практике. Здесь налицо две проблемы. Первая касается измерения спроса. Спрос в реальной жизни можно выявить, только задав некоторый уровень цены. Предложив несколько вариантов цены, можно по объёмам продаж получить столько же точек спроса. Поскольку на спрос и его эластичность влияют многие факторы, предполагается их неизменность. Это может быть верно только для очень кратковременной перспективы. Верное сегодня ценовое решение может оказаться ошибочным в будущем. Поэтому в практическом ценообразовании необходимо постоянно изучать динамику факторов спроса и его эластичность, замерять спрос.

Нечто похожее происходит и с определением кривой предложения. Величину удельных затрат на единицу продукции (предельных издержек) невозможно определить до того, как цена будет установлена. Уровень цены будет определять масштаб продаж, а соответственно и требуемый объём предложения. Вместе с тем величина удельных затрат на единицу продукции напрямую зависит от масштабов производства. При росте масштабов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, соответственно – величина средних и предельных издержек. Таким образом, для того чтобы принять оптимальное решение по цене предложения единицы продукции надо заранее интуитивно спроектировать оптимальные масштабы производства, размеры производственной фирмы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал