Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория предельной полезности






Трудовая теория стоимости имела не только сторонников, но и противников, которые обосновывали необходимость определения цены товара через оценку спроса на него.

Теория маржинализма (теория ценности или предельной полезности) появилась в 70 –х годах XIX в. В основе этой теории лежит предположение о существовании предельной полезности товара, поэтому детализировано исследуются потребности покупателя и поведение отдельных фирм. Представители данного направления заменили категории «стоимость» и «товар» на понятия «ценность» и «экономическое благо». Своим происхождением термин «полезность» обязан английскому социологу Дж. Бентаму. В конце Х1Х века рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Не учитывать интересы потребителя и его роль в экономике было уже нельзя.

Немецкий юрист и экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в книге «Эволюция законов человеческого взаимодействия» сформулировал следующие законы:

1) желаемость конкретного блага убывает по мере увеличения наличия этого блага;

2) рациональное потребление устанавливается при равенстве соотношения предельных полезностей потребляемых благ и их цен.

Соответственно делается вывод о том, что объём потребления благ определяется двумя факторами – ценой товара и платёжеспособным спросом.

Представитель австрийской школы Карл Менгер (1840-1921) и швейцарский экономист Леон Вальрас (1834-1910) независимо друг от друга разработали теорию предельной полезности. В основе цены, согласно этим теориям, лежит полезность, степень которой каждый участник обмена определяет исходя из собственных субъективных представлений.

Предельная полезность представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар. Если оценка потребителя выше фактического уровня цен, то в этом случае спрос на товарном рынке превышает наличное предложение и имеет место процесс недоупотребления. В противном случае, т.е. если оценка ниже, сложившееся на рынке положение свидетельствует о ситуации перепроизводства и затоваривания. Если же предельная полезность совпадает с фактической ценой, то на товарном рынке наблюдается равновесие.

Если трудовая теория стоимости выводит цену из общественной стоимости, то теория предельной полезности оперирует «связкой»: полезность – ценность – цена. Полезность может быть классифицирована с разных позиций.

1. Общая и предельная полезность. Общая (совокупная) полезность – это удовлетворение, получаемое от определённого набора товаров и услуг. Предельная полезность – приращение, увеличение общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы данного блага.

2. Положительная и отрицательная полезность. Если большее количество блага предпочитается меньшему, то это полноценный товар с положительной полезностью. Такое положение характерно для большинства благ. Если же дело обстоит наоборот, то товар является неполноценным, с отрицательной полезностью. В качестве примера можно привести скоропортящиеся виды продовольствия.

3. Количественная и порядковая полезность. Количественная полезность заключается в возможности не только определить, что товар А полезнее товара В, но и насколько он полезнее. Однако найти какие-либо объективные единицы измерения полезности очень непросто. Через ранжирование полезностей может быть выделена порядковая полезность, характеризующая относительную полезность одного товара по сравнению с другим.

4. Абстрактная и конкретная полезность. Абстрактная (или родовая) полезность – это способность блага удовлетворять какую –либо потребность человека. Это понятие полезности по существу аналогично категории потребительной стоимости в трудовой теории стоимости. Конкретная полезность представляет собой субъективную оценку данного экземпляра данного блага для данного субъекта. Например, полезность не просто пальто, а данного пальто для данного человека.

К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления.

В рыночной экономике цены потребительских товаров и спрос на них зависят от того, каковы мнения будущих покупателей по поводу полезности этих благ; подобные оценки неотделимы от количеств, в которых эти блага (товары) поступают на рынок.

Построения теории предельной полезности характеризуются абстрактностью, но её компоненты обосновывают ценообразование, базирующееся на спросе или ценностном подходе. Практические её приложения можно выявить в следующих аспектах:

· покупательские мотивы, психологию ценовосприятия следует рассматривать в качестве важного ценообразующего фактора;

· производители и продавцы должны изучать своих возможных потребителей-покупателей, выявлять их потребности. Необходимо производить только то, что можно продать. При продаже надо эмпирически выявлять (через опытные акты реализации по разным ценам) покупательские предпочтения, конкретные полезности;

· покупатель всегда стремиться к оптимуму соотношения «ценность/цена»;

· в практическом ценообразовании важно учитывать степень насыщения потребления теми или иными благами, а также масштабы и динамику доходов покупателей.

Представители данной теории считали, что цена товара, является следствием субъективных оценок материальных благ, данных участниками обмена. Следовательно, ценность и цена товара, как и спрос на него, определяются психологией конкретного потребителя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал