Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория трудовой стоимости
Базовые определения стоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохи становления капитализма – основателей классической школы политэкономии. Разработана эта теория выдающимися представителями английской классической политэкономии Вильямом Пети (1623-1687), Адамом Смитом (1723-1790), Давидом Рикардо (1772-1823). Теория, утверждающая, что основой цены является стоимость, созданная трудом, является теорией трудовой стоимости. Согласно теории трудовой стоимости цена определяется затратами труда, необходимыми для производства данного товара, или основой цены является стоимость, созданная трудом. Согласно теории трудовой стоимости цена определяется затратами, необходимыми для производства данного товара, или основой цены является стоимость, созданная трудом. В отношении каждого товара В. Пети различал политическую цену, под которой понимал рыночную цену, определяемую соотношением спроса и предложения, и естественную цену (стоимость), скрывающуюся за колебаниями рыночных цен. По Пети, естественная цена любого товара определяется количеством металлических денег, получаемых в среднем за него. Это количество, в свою очередь, зависит от соотношения затрат труда на производство единицы этого товара с затратами труда на производство единицы денежного материала – серебра. Во времена Пети серебро было господствующим денежным материалом. По А. Смиту, меновая стоимость товаров, т.е. их количественное соотношение в обмене, определяется количеством труда, затраченного на производство обмениваемых товаров. Рыночные цены колебались вокруг уровня, обусловленного соотношением трудовых затрат на производство обмениваемых товаров. При этом величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Стоимость определяется издержками на производство товара и является минимальной ценой, по которой товар может продаваться длительное время. Рыночная цена может иногда падать ниже стоимости, это не может продолжаться долго. Смит положил начало исследованию конкретных факторов, вызывающих отклонение цен от стоимостей. Однако А. Смит считал, что стоимость определяется трудом только в «первоначальном состоянии общества». Для условий развитого рыночного хозяйства он сконструировал другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путём сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Естественная цена, или стоимость сырья и материалов, определяется затратами труда, необходимыми для их добычи. Земельная рента зависит от местоположения земельного участка; прибыль же предпринимателей зависит от суммы средств, вложенных в оплату труда, земельной ренты и приобретение материалов, другими словами, от величины вложенного в дело капитала. Смит специально подчеркнул, что предприниматель может получать заработную плату за управление предприятием, однако её нельзя смешивать с прибылью от бизнеса Главная заслуга Д. Рикардо в развитии теории стоимости и цен в том, что он показал несостоятельность последнего утверждения Смита. Им было доказано, что земля как фактор производства не создаёт стоимости товаров, что приносимый ею доход – земельная рента – плод труда наёмных работников и обусловлен действием закона стоимости. Он считал труд единственным и конечным основанием цен, уловил зависимость величины стоимости товара от уровня развития производительности труда и обозначил проблему общественно необходимого труда. Д. Рикардо пришёл к выводу о том, что различия в производительности труда не отменяют определения стоимости трудом, поскольку величина стоимости регулируется не тем трудом, который фактически пошёл на изготовление данного товара, а тем который необходим для его производства при худших условиях. Но это предложенное решение является неполным и неточным, потому что в качестве регулятора величины стоимости им отображаются индивидуальные затраты труда производителя, создающего стоимость товара при худших условиях. Тот процесс ценообразования, который типичен для сельского хозяйства и добывающей промышленности, был распространён на все отрасли экономики. Д. Рикардо обосновал структуру стоимости (цены) товара, которую он раскладывал на стоимость орудий, инструментов, зданий и непосредственную стоимость, присоединённую к старой. Иначе говоря показал, что стоимость разлагается на отдельные элементы. Различие взглядов А.Смита и Д. Риккардо заключается в том, что по поздней трактовке стоимости по Смиту, повышение заработной платы, равно как и других доходов в обществе, приводит к росту цен, т.е. к инфляции. Эта идея А. Смита впоследствии была развёрнута в теорию инфляционной спирали цен и заработной платы. По Риккардо, повышение заработной платы не приведёт к росту стоимости (она задана затратами труда), но уменьшит прибыль и ренту. К. Маркс (1818-1883) с его учением об абстрактном труде, как объективной субстанции стоимости является наиболее последовательным сторонником стоимостной теории. Чтобы обойти трудности количественного измерения стоимости в её трудовом восприятии, К.Маркс вынужден был ввести понятия «абстрактный и конкретный труд», «общественно-необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией. Он, продолжая линию трудовой стоимости, довёл её до завершения, придя к выводу, что цена это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создаётся живым трудом наёмных работников. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Стоимость - это воплощенные в товаре общественно-полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно-однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно-однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным. Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория К.Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Марксистская теория трудовой стоимости не ставила цель сформулировать основу для раскрытия конкретных закономерностей ценообразования. Цель была чисто идеологическая: от теории трудовой стоимости перейти к теории прибавочной стоимости и тем самым обосновать эксплуататорский характер капиталистического производства. Формула стоимости, согласно трудовой теории стоимости, имеет вид: W=c+v+m W – стоимость товара, совокупность общественно необходимых затрат труда; c – затраты овеществлённого труда (стоимость износа средств труда, потреблённого сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий): v – оплата труда наёмных работников; m – прибавочная стоимость, основа прибыли (неоплаченный живой труд); (c+v) – издержки предпринимателя, затраты хозяйствующего субъекта. На практике теория трудовой стоимости привела в СССР и странах социалистического лагеря к так называемой модели затратного ценообразования, когда цены строились на основе затрат труда, не учитывая всё многообразие ценообразующих факторов, что консервировало низкую эффективность производства, тормозило технический прогресс. Западные предприниматели, не любя К.Маркса за революционные выводы из его учения о труде и капитале, на деле являются последовательными приверженцами его теории о цене и стоимости. Необходимость снижать издержки производства осознана ими давно и навсегда. Чтобы занять на рынке определённую нишу, найти и удержать свой сегмент спроса, предприниматель должен иметь запас устойчивости на случай снижения спроса и необходимости перехода на более низкие цены реализации. Этот запас создаётся только систематической работой по снижению издержек. Иначе предприниматель лишится прибыли. Разрабатывая цену на новый товар, предприниматель интересуется не столько тем, «сколько дадут» за него покупатели, но в первую очередь собственными издержками, которые он понесёт. Чем ниже издержки, тем больше то свободное «поле» цены, на котором будет происходить предварительный торг с покупателем: часть этого поля должна быть оставлена для получения покупателем выигрыша в цене от приобретения новой модели товара, а часть должна стать дополнительной прибылью предпринимателя.
|