Протяженность маршрута: 460 км.
Продолжительность экскурсии: 8 час. экскурсионных (или 6 час. астрономических)
плюс 6 час. сопровождения
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время
(мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
|
От места приема группы к выезду на дорогу Минск – Дзержинск
|
|
|
| Введение к теме экскурсии. Памятники истории и культуры – источник познания прошлого нашей страны.
|
| После информационного вступления и начала движения к дороге Минск – Дзержинск давать справки по маршруту; жилые массивы, кольцевая дорога. Ярким образным вступлением настроить группу на восприятие экскурсии.
|
По дороге Минск – Дзержинск до водохрани-лища Птичь
| Проездом
| Дорога
|
| Дороги – своеобразный свидетель исторического прошлого.
| Экскурсия начинается за кольцевой дорогой.
| После обращения к дороге дать справку о Брестском шоссе.
|
От водохрани-лища Птичь до развилки дорог на Брест и Дзержинск
| Проездом у водохранилища
| Водохранилище, холмы, окрестности. Строчицы.
|
| Городище на Менке – возможное местонахождение Минска во время Полоцкого княжества.
Белорусский скансен. Город на р. Менке. Происхождение названия. Возможное местонахождение летописного Минска. Город на Менке – форпост Полоцкого княжества на южных рубежах. Полоцкая земля – первое государственное образование в Беларуси.
|
| С помощью окрестностей водохранилища, холмов сориентировать о местонахождении скансена. Объяснить термин «скансен». Дать о нем справку. После справки о городище объяснить историческую загадку о месте нахождения летописного Минска. Объяснить название Минска. С помощью исторического анализа показать связь Минска с судьбой Полоцкого княжества, объяснить, почему Полоцкое княжество стало государственным объединением.
Вариант логического перехода: «В дальнейшем эстафета государственного строительства перейдет от Полоцка к Новогрудской земле, которая во второй половине XIII столетия станет ядром объединения белорусских и балто-литовских земель в единую державу ВКЛ. Но об этом у Дзержинска».
|
По автостраде М1/Е30
| Проездом у Дзержинска
| Панорама города, холмы, окрестности.
|
| Дзержинск – один из древнейших городов Беларуси. Беларусь в XIII – XIX вв.
Названия города. Дзержинск и его окрестности в истории белорусских земель (ВКЛ, Речь Посполитая, Российская империя).
|
| После панорамного показа Дзержинска дать справку о названиях города, объяснить его географическое положение. При объяснении названия «Койданово» подчеркнуть, что битва эта научно не доказана. С помощью исторического анализа показать этапы истории белорусских земель. Объяснить образование и название ВКЛ, Речи Посполитой, присоединение к Российской империи, а также термин «Литва» тогда и теперь.
Вариант логического перехода: «Наступил XX век. А вместе с ним кончина Российской и рождение советской империи. Койдановщина становится пограничным районом Советской Беларуси. А последней пограничной станцией Советского Союза – Негорелое.
|
Дзержинск – Негорелое
| Проездом
| Панорама станции, водокачка, окрестности, линия бывшей государственной границы 295-й км
|
| Койдановщина и Беларусь в 20 – 30-е годы XX в.
- Негорелое – бывшая последняя пограничная станция, ворота Советского государства в страны Западной Европы. Выдающиеся советские и зарубежные общественные деятели и известные писатели на станции Негорелое.
- Государственная граница. Образование БССР. Рижский договор 1921 г., причины его заключения. Переход Красной Армией границы 17 сентября 1939 г. Причины его тайные и явные.
|
| Показом башни водокачки сориентировать на местонахождение станции. Справка о Негорелом должна быть небольшой, т.к. впереди сложный анализ событий 1921 – 1939 гг. После слов: «Линия государственной границы проходила в 13 км от Негорелого – и мы ее скоро будем проезжать» - сделать паузу и продолжить подтему, не доезжая 1 – 2 км до линии бывшей государственной границы. Начать с локализации: «Мы приближаемся к линии бывшей государственной границы…», после чего дать анализ итогов Рижского договора, причин его заключения и событий 17 сентября 1939 г.
Вариантом логического перехода может быть сообщение о том, что Столбцы были пограничным городом на той стороне границы и что Столбцовщина дала литературе и культуре немало славных имен.
|
Дорога на Столбцы – р. Неман
| Проездом вблизи Столбцов
| Земля Столбцовщины, окрестности, поля, леса, долины Немана, река Неман.
|
| Столбцовщина в биографии выдающихся людей.
Столбцы – районный центр Минской области. Название города. Столбцовщина – родина Якуба Коласа. Неман – третья по величине река Беларуси, ее национальный символ. Певцы Немана. В. Сырокомля и его стихотворение «Почтальон».
| Рассказ начать перед развилкой дорог на Брест и Столбцы.
| Обратив внимание на дорогу из Столбцов, дать о них справку, объяснить название. От локализации: «Недалеко от Столбцов родился Якуб Колас…» - перейти к справке о самом поэте, используя его высказывание о родном крае («Вобразы мілыя роднага краю…», «Мой родны кут…» и др.) Дать рекламу экскурсии. Сделать паузу до выезда в долину Немана. От локального сообщения, что автобус начал спускаться в долину Немана, перейти к справке о Немане. Процитировать отрывки из стихов А. Астрейки («Рака наша слаўная Нёман»), Ф. Тютчева («Ты ль это, Неман величавый?») Затем продолжить справку о литераторах Столбцовщины. После слов «в любви к Неману признавался и поэт Владислав Сырокомля» процитировать отрывок из стихотворения «Кусок хлеба»: «Я тыя лугі ўсе па паху пазнаю…» Историю стихотворения «Почтальон» сопровождать реконструкцией события с ямщиком, которое происходило «где-то в этих местах, на безлесном пространстве, где мы сейчас проезжаем».
|
Неман – Мир
| Проездом у дороги Мир – Несвиж
| Дорога на Мир – Несвиж, окрестности
|
| Несвиж – город-памятник.
Мирский замок – памятник мирового значения, выдающееся произведение белорусского зодчества.
| Дорога Мир – Несвиж у 262 км.
| При подъезде к дороге Мир – Несвиж дать справку о Мирском замке и о Несвиже – городе-памятнике. Порекомендовать экскурсию «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа».
|
Мир – р. Уша
| Проездом у р. Уши
| Река Уша, окрестности
|
| Д. Медвядка на р. Уше – родина Игната Домейко, национального героя Чили.
|
| Заранее сориентировать на р. Ушу, объяснить, что в д. Медведка, на этой реке, родился И. Домейко – национальный герой Чили. Дать характеристику его личности.
|
Р. Уша – граница Брестской области – Столовичи
| Проездом
| Скульптура зубра, граница областей; окрестности, панорама д. Столовичи, земли Новогрудчины
|
| Брестчина на страницах истории и в жизни выдающихся людей.
- Зубр – символ Брестчины.
- Выдающиеся уроженцы Брестской области.
- Новогрудчина – родные места Адама Мицкевича.
| Граница у 252 км
| Обратить внимание на скульптуру зубра, дать ее описание. Показ территории Брестской области связать с исторической справкой о ней и о людях, чья жизнь связана с этой землей: Павлюк Багрим, Тадеуш Костюшко, Викентий Константин (Кастусь) Калиновский, Григорий Ширма и др. При подъезде к Столовичам обратить внимание на открывающуюся панораму. Сориентировать: с правой стороны земли Новогрудчины. Это родные места А. Мицкевича. Он родился на хуторе Заосье, что недалеко от Столовичей. Дать характеристику личности А. Мицкевича. В рассказе использовать цитирование отрывков из его стихотворений. Дать рекламу экскурсии «Тропами Адама Мицкевича», «Архитектурные и исторические памятники Мира и Новогрудка».
|
Столовичи – Барановичи
| Проездом у г. Барановичи
| Панорама города, окрестности, железная дорога
|
| Барановичи – второй по величине город Брестской области.
Страницы истории города. Мозаичные композиции Покровского собора.
|
| С показом панорамы города связать историю его развития. Дать описание мозаичных композиций Покровского собора.
|
Барановичи – Слоним
| Проездом вблизи дороги на Лесную – Миловиды
| Дорога на Лесную – Миловиды, окрестности.
|
| Миловиды – место одной из военных операций 1863 г.
|
| После ориентации на дорогу Лесная – Миловиды дать справку о концлагере в д. Лесной. В рассказе о битве под Миловидами использовать прием реконструкции битвы и ее описание. Дать характеристику личности К. Калиновского.
|
| Проездом
| Территория Гродненской области, окрестности Слонима, панорама города.
|
| История Слонимщины – часть истории Беларуси.
Слоним – один из городов Гродненской области. Историческое развитие Слонима.
|
| При въезде на территорию Гродненской области дать о ней справку. Объяснить термины «Черная Русь» и «Белая Русь». Дать краткий анализ исторического развития Слонима.
|
Слоним – Жировичи
| Проездом
| Окрестности, панорама монастыря.
|
| Жировичская обитель – крупнейший в Беларуси православный монастырь.
- Жировичский монастырь – бывший духовный центр униатства. Уния как часть истории и культуры Беларуси. Роль униатской церкви в сохранении белорусской национальной культуры.
- История создания монастыря. Свято-Успенский собор – памятник архитектуры XVII – XVIII вв. Особенности композиции. Элементы барокко в архитектуре и интерьере храма.
| Рассказ об унии дать до подъезда к монастырю. Автобус оставить на стоянке.
Группу расположить в точке лучшего осмотра комплекса.
| При подъезде к Жировичам обратить внимание на открывающуюся панораму монастыря. Объяснить название поселения. С помощью исторического анализа объяснить сущность унии и ее роль в сохранении белорусской национальной культуры.
После предварительного осмотра дать описание композиции монастырского комплекса и объяснить историю создания монастыря. При показе архитектурных деталей объяснить термины. Если нет богослужения, показ интерьера и его описание дать внутри храма. Подвести к иконе Божией Матери Жировицкой.
|
| Во дворе монастыря
| Явленская и Крестовоздви-женская церкви, жилой (братский) корпус, хозяйственные постройки, здание семинарии.
|
| - Жировичский монастырь – один из центров духовной жизни православия в Беларуси.
Источник Святой воды в Жировичах.
| В зависимости от состава предупредить группу о правилах поведения в храме и на территории монастыря. Пребывание в Жировичах завершить посещением Святого источника.
| Экскурсию по монастырю проводят студенты Минской духовной семинарии.
В заключение экскурсии по Жировичам по усмотрению экскурсовода можно прочитать отрывки из стихотворения Ларисы Гениюш «В Жировичи».
Вариант логического перехода: «Из Жирович мы направляемся сейчас на встречу с памятником архитектуры, который по праву называют жемчужиной белорусской готики, – Сынковичской церковью-крепостью».
|
Жировичи – Сынковичи
| У апсидального фасада.
| Панорама села, церковь, апсидальный фасад, кладка.
|
| Сынковичская церковь (Св. Михаила Архангела) – жемчужина белорусской готики.
- Объемно-пространственная композиция храма. Апсидальный фасад.
| После выхода из автобуса пройти к апсидальному фасаду.
| При подъезде к храму сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Показ особенностей архитектуры начать с алтарной части. Объяснить его объемно-пространственную композицию, конструктивное решение перекрытия апсид, особенности готической кладки. Затем перейти к главному фасаду.
|
| У главного фасада
| Главный фасад, стены, башни, бойницы, машикули.
|
| - Оформление главного фасада. Оборонительный характер храма. Версии датировки церкви.
| Группа стоит у главного фасада.
| После предварительного осмотра дать описание декоративного оформления церкви. С помощью стен, башен, бойниц, машикулей объяснить оборонительный характер храма.
Дать справку о различных версиях о времени строительства церкви.
Вариант логического перехода: «Мы познакомились с архитектурно-историческими памятниками Слонимщины и теперь следуем в конечный пункт нашего путешествия – Слоним.
|
Сынковичи – Слоним – ул. Красно-армейская – ул. В. Край-него
| Проездом и на остановке на ул. В. Крайнего, 23
| Панорама города, корпуса бывшего монастыря, костел, крыша, апсида.
|
| Слоним в истории Беларуси. Культурно-историческое наследие Слонима.
- Бывший мужской бернардинский монастырь – памятник архитектуры XVII в.
| Автобус отправить на стоянку на ул. Оперную, а с группой пройти к зданию бывшего монастыря. Затем направиться к зданию банка.
| После предварительного осмотра здания дать краткий анализ его архитектуры, сочетая с показом элементов готики, барокко, рококо. Объяснить архитектурные термины.
|
Ул. В. Край-него
|
| Здание банка, жилой дом
|
| - Здание банка – гражданская постройка в стиле модерн. Жилой дом № 5 – пример исторической застройки центра Слонима.
| После окончания рассказа пройти на пл. Ленина.
| После показа зданий как памятников архитектуры дать справку о их назначении.
|
|
| Жилые дома
|
| - Жилые дома под номером 7, 9, 11 – пример городской застройки второй половины XVIII в.
|
| При показе жилых зданий объяснить их архитектурные особенности. Справки о зданиях по маршруту давать по мере передвижения группы.
|
Ул. В. Край-него – пл. Ленина
| Перед зданием музея
| Здание музея, мемориальная доска
|
| - Здание краеведческого музея – бывший жилой дом конца XIX – начала XX вв. Основатель музея Иосиф Стабровский.
| Группа стоит на углу площади перед зданием музея, после окончания рассказа пройти к ратуше.
| После приема предварительного осмотра дать справку о краеведческом музее и ее создателе.
|
Пл. Ленина – ул. Совет-ская
| Дом № 6, у ратуши
| Здание ратуши, аустерия
|
| - Ратуша – символ самоуправления, памятник архитектуры XVIII в. Получение городом магдебургского права. Аустерия – единственная уцелевшая постройка дворца Огинского.
| Группа стоит у ратуши, затем подходит к бывшему зданию аустерии, затем направляется к месту бывшего замчища.
| После показа здания ратуши дать ее описание, обратить внимание на ее нетрадиционный облик – отсутствие башни. При показе здания бывшей аустерии дать о нем справку.
|
Ул. Совет-ская – городской парк
| Ул. Оперная
| Замчище, канал, городской парк
|
| - Замчище – место рождения города. Страницы истории Слонима. Деятельность М.К. Огинского по переустройству города и созданию театра.
| После окончания рассказа группа направляется к бывшему женскому бернардинскому монастырю.
| Начать с локализации: «Мы находимся на месте, где когда-то располагалось замчище». Дать его описание. С помощью исторического анализ показать род занятий и жизнь города в XII – XIII вв. С помощью жеста и локализации показать место бывшего театра. Дать его описание. Рассказ о М.К. Огинском построить в виде образной характеристики его личности и справок о его деятельности.
|
Городской парк – ул. Перво-майская
| У дома № 11
| Костел. Детали интерьера, здание бывшего монастыря бернардинок.
|
| - Костел и бывший монастырь бернардинок – памятник архитектуры XVII – XVIII вв. Композиция костела. Органичное соединение стилей барокко, рококо и классицизма. Интерьер храма.
| Группа стоит у монастырского комплекса, затем переходит к зданию бывшей синагоги.
| После предварительного осмотра комплекса дать справку об Ордене Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии. Вычленить здание костела и провести экскурсионный анализ его стилевой направленности, т.е. объемно-пространственной композиции. При показе элементов барокко, рококо, классицизма объяснить термины. Внутри храма дать описание интерьера. Выделить основные элементы рококо.
|
Ул. Перво-майская – ул. Совет-ская
| У дома № 1
| Здание синагоги
|
| - Синагога – место молитвенных собраний. Архитектура здания.
| После окончания рассказа пройти на стоянку к автобусу и направиться на пл. Льва Сапеги к костелу Св. Андрея.
| После предварительного осмотра дать справку о названии и назначении синагоги. Объяснить ее место на площади. С помощью показа сохранившихся деталей и образного рассказа воссоздать облик синагоги XVII – XVIII вв., ее оборонительный характер.
|
Ул. Совет-ская – ул. Янки Купалы – пл. Льва Сапеги
| У здания костела
| Костел, главный фасад, фронтон, башни, крыша, ниша со скульптурами, интерьер.
|
| Костел Св. Андрея – памятник архитектуры позднего барокко XVIII в. Композиция храма. Декоративное решение интерьера.
| Группу расположить так, чтобы отчетливо читалось его объемно-пространственная композиция.
| При подъезде к костелу сделать небольшую паузу для предварительного осмотра. Дать описание композиции храма, объяснить характерные черты стиля барокко. Внутри храма при осмотре интерьера показать фресковое панно, декоративную роспись и цвет стен, архитектурную лепнину, объясняя их стилевые качества.
|
|
| Заключение.
|
| Всякий народ жив как народ, пока он хранит и сберегает свое прошлое, пока он знает его.
|
| После подведения итогов экскурсии и ответов на вопросы группы сделать заключение. Предложить побывать на других экскурсиях архитектурно-исторической тематики.
|
Итого
|
|
|
Продолжительность экскурсии 360 мин., т.е. 8 час. экскурсионных,
или 6 час. астрономических
плюс 6 час. сопровождения