Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дорога Слоним ¾ Жировичи
От Слонима к Жировичам нас ведет недавно реконструированная дорога. А прежде здесь пролегал гостинец, по которому тысячи паломников со всей Беларуси и Литвы стекались к Жировицкой обители (именно так звучало ее название в прошлом), чтобы поклониться чудотворному образу Жировицкой Богоматери, прося у Нее заступничества и исцеления от недугов. Возникнув как православная обитель, монастырь впоследствии становится оплотом униатства в Беларуси ¾ этой своеобразной компромиссной религии, занявшей промежуточное положение между двумя полюсами христианства ¾ западным, католическим и восточным, православным. Церковная уния была заключена в 1596 году на соборе в Бресте между православными белорусскими и украинскими епископами и Ватиканом. Потребность в создании конфессии, которая бы примирила католиков и православных, ощущалась уже великим князем литовским Витовтом в начале ХV века. Но свое логическое завершение и юридическое оформление эти устремления светских и церковных властей получили гораздо позднее ¾ в конце ХVІ века. Просуществовала уния в Беларуси почти два с половиной столетия ¾ до 1839 года, когда на Полоцком соборе состоялось принудительное — под надзором царских властей — воссоединение униатов с православными. Униатство оставило глубочайший след в истории края и в культурных традициях белорусского народа. Не случайно некоторые авторы сравнивают церковную унию с победой под Грюнвальдом: разгром тевтонцев отвел угрозу физического уничтожения наших предков ¾ объединение церквей спасло от смерти духовной. Спасло прежде всего благодаря живому народному языку, который жил в униатских храмах и монастырях ¾ в проповедях, поучениях, церковном пении. В униатской, или, иначе, греко-римской, церкви верующим не надо было ни петь, ни молиться на непонятном для них старославянском языке. Новая церковь стала одной из государственных религий Речи Посполитой и была подчинена непосредственно Папе Римскому. Она постепенно победила как действительно народная, поскольку объединила большинство христианского населения страны, прежде всего крестьян и мелкой шляхты, и широко использовала в богослужебной практике язык народа ¾ белорусский. В конце ХVІІІ столетия, накануне трех разделов Речи Посполитой, греко-католиками, как называли униатов, были три четверти всех жителей Беларуси. Начавшись как политика, уния продолжала свой путь как судьба народа. И какие бы оценки ни давались унии сегодня (а они подчас полярны у исследователей различной конфессиональной принадлежности), тем не менее важно не забывать, что это ¾ огромная и неотъемлемая часть нашего исторического бытия и нашей культуры. Это вера миллионов белорусов, вера десяти поколений наших предков. Укреплению униатства способствовал монашеский орден базилиан, деятельность которого в ВКЛ началась в 1617 году. В отличие от католических орденов базилиане придерживались устава выдающегося деятеля восточной церкви, борца за единство христиан Св. Василия Великого (328 ¾ 379), по имени которого и получили свое название (по-латыни Василий звучит как Базиль). Этот же устав является основой православного монашеского чина. Поэтому православные и базилианские монастыри имеют в общем одинаковую форму обрядности. Новый орден объявил, что он принимает на себя ответственность за воспитание молодежи. Базилиане публиковали церковную литературу, открывали при монастырях школы и коллегии, учили детей и юношей родному языку. Это были очень образованные люди, и в просвещении греко-католиков базилиане имеют, пожалуй, не меньшие заслуги, чем иезуиты ¾ у католиков. Первым униатским настоятелем Жировичского монастыря в 1613 ¾ 1614 годах был Иосафат Кунцевич ¾ фигура яркая и противоречивая. Личная судьба его полна трагизма. Не жалея себя в деле установления и упрочения новой веры, он не жалел и других. Торопя события, переступал небезопасную грань, за которой начиналась жестокость. Ответом на нее, как это всегда бывает, тоже была жестокость. Возмущенные поведением архиепископа Иосафата Кунцевича, православные витебляне убили его и труп утопили в Двине. Правда, уже через год после мученической кончины Рим признал отца Иосафата блаженным, а в 1867 году Папа Пий ІХ объявил его святым. Мощи Кунцевича, хранившиеся в Софийском соборе в Полоцке, с 1963 года покоятся в главном храме католиков мира ¾ соборе Св. Петра, в алтаре Василия Великого. Только один этот пример показывает, что утверждение новой веры не было безоблачным и поначалу проходило мучительно трудно. В полной мере противоречивость политических и религиозных страстей, бурливших в обществе, испытала на себе и Жировичская обитель за века своего существования. Она знала и годы забвения, и времена взлета своей популярности, когда о монастыре писали религиозные трактаты, слагали стихи и песни, называя Жировичи «новой Ченстоховой». Нельзя не упомянуть и об особом событии, которое происходило здесь в 1730 году. Тогда при стечении 140 тысяч богомольцев разного вероисповедания в Жировичах состоялась коронация чудотворного образа Богоматери двумя коронами, освященными Папой Бенедиктом ХІІІ. Это означало официальное признание католической церковью чудотворности образа. Коронация проходила очень торжественно. На подходах к монастырю было сооружено 7 триумфальных арок через каждые сто метров. Магнаты Радзивиллы, Пацы, Сапеги, Вишневецкие состязались в роскоши оформления этих арок. Церемония длилась несколько дней и сопровождалась службами во всех церквах местечка. Короли и магнаты Речи Посполитой приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В Жировичах проводились конгрегации, т.е. униатские соборы. Обитель была одним из крупнейших духовных центров Речи Посполитой. Между тем следует первый раздел Речи Посполитой, а накануне второго, в 1784 году, Жировичи почтил своим присутствием последний польский король Станислав Август. После падения Речи Посполитой монастырь утратил былую славу и значение. В 1810 году сюда перевели управление брестского епископа. Успенский собор стал кафедральным. Затем началась его реконструкция. В 1828 году тут была открыта православно-униатская духовная семинария, которая готовила почву для ликвидации унии. Униаты перебираются в местечко Бытень (в 30 километрах отсюда), а в Жировичи прибывают православные монахи. После ликвидации унии на Полоцком соборе униатские церкви перешли под управление Святейшего Правительствующего Синода Русской Православной Церкви. Униатские реликвии обители сжигаются здесь же, на площади перед собором. В Первую мировую войну имущество монастыря было вывезено в Москву, архив ¾ в Новосибирск, а икона Божией Матери Жировицкой была помещена в Покровский храм (иное название — храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Лишь в 1920-х годах святыня вернулась в обитель. Немало испытаний выпало на долю монастыря в советские времена, когда атеизм стал, если можно так выразиться, государственной религией, когда неистовая пропаганда безбожия приобрела самые бесстыдные формы и велась методично и тотально. Но те времена миновали… Незабываемая панорама Жировичского монастыря, каким он дошел до наших дней, пройдя через все выпавшие на его долю исторические испытания, открывается слева.
ЖИРОВИЧИ, монастырь (на площадке перед входом)
(NB! Поскольку экскурсии по монастырю проводят студенты Минской духовной семинарии, расположенной в стенах обители, нижеследующий материал носит общий справочный характер.) Монастырь расположен в живописной долине реки Щары, среди холмов и лесов, откуда берет начало ручей Викна. Обитель включает в себя Успенский собор ¾ главную доминанту комплекса, Явленскую и Крестовоздвиженскую церкви, корпус духовной семинарии, кельи, трапезную, хозяйственные корпуса и другие постройки. Жировичам более 500 лет. И название свое поселение получило, по-видимому, оттого, что здесь привольно жилось и людям, и животным. Обильные травы на лугах и в лесах служили отличным кормом для скота, который, как тогда говорили, «жировал» (нагуливал жир, обильно питался). От этого «жировать» и пошли Жировичи. Впрочем, название это в прошлом произносили как Жировицы. На месте, где сейчас стоит монастырь, в древности шумела пуща, располагались небольшие поселения и усадьба, принадлежавшая православному вельможе Александру Солтану. Характеризуя его в нескольких словах, стоит упомянуть, что это был влиятельный государственный деятель ¾ подскарбий, маршалок ВКЛ, староста слонимский, новогрудский, бельский, объехавший почти всю Европу и побывавший в Иерусалиме у Гроба Господня, где он стал рыцарем Ордена Гроба Господня. В его владениях, как рассказывает церковное предание, летом 1470 года[15] и случилось необыкновенное происшествие: местные поселяне, пасшие скот в лесу, заметили необычный свет, проникавший сквозь ветви лесной груши, что стояла под горой, у ручья. Пастухи подошли к дереву и на нем увидели излучавший свет овальный образ Богоматери. Сняв с дерева, пастухи отнесли его своему господину, но тот не обратил особого внимания на образ и запер его в ларец. Когда же на следующий день, рассказывая своим гостям о вчерашнем событии, Солтан потребовал ларец к себе, тот оказался пуст. Однако прошло некоторое время, и пастухи вновь нашли икону на том же самом дереве. На этот раз Солтан дал обет построить на месте явления образа церковь. Так возникло поселение и образовался приход, а позже ¾ монастырь. Вскоре Солтан умер. А при его сыне, тоже Александре, в 1520 году случился в Жировичах, на беду, пожар — церковь сгорела. Казалось, огонь не пощадил и иконы… И вот Богоматерь является уже в образе прекрасной Девы, сидевшей на камне. Ее заметили мальчики, возвращавшиеся с ученья, на пепелище под горой. Местный священник, прослышав о чуде, прибежал к указанному месту и увидел ту самую икону, что считалась истребленной пожаром, а перед ней ¾ горящую свечу. Священник перенес икону к себе домой, а затем поместил ее в построенный для этих целей храм. Внук первого владельца Жировичей Александра Солтана ¾ Иван начал в 1561 году строительство каменного храма, но не закончил его, приняв кальвинизм. Его сыновья, наследовав Жировичи, передали имение в аренду, пока оно со всей собственностью, включая монастырь с церковью, в 1606 году не оказалось в руках каштеляна мстиславского и смоленского Ивана Мелешко[16]. Три года спустя Иван Мелешко, будучи сторонником унии, обязал местного православного священника подчиниться униатскому митрополиту Потею, а в 1613 году навечно пожертвовал Жировичский монастырь базилианам. Перед смертью (1622) он также завещал монастырю и местечко Жировичи с окрестными землями, лесами и всеми надворными постройками. Униаты пробыли в Жировичах 220 лет (1609 ¾ 1828). При базилианах в первой половине ХVІІ столетия окончательно формируется каменный облик монастыря. Ядром всего ансамбля становится Успенский собор.
|