Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свято-Успенский собор
Воздвигнут собор на том месте, где впервые явился чудотворный образ Богоматери. Его строительство было завершено к 1650 году[17]. Это монументальная постройка, длиной свыше 55 м и высотой около 40 м, имеет трехнефный одноапсидный план. В головной части храма некогда возвышались две башни, традиционные для культовых построек ХVІІ века. Вместо них фасад сейчас украшен фронтонами, но очертания башен сохранились в пределах основного объема собора, и силой воображения мы можем их легко воспроизвести. После переустройства под православный собор в 1828 году храм приобрел классическую декорацию, а отдельные его фрагменты, как например портал главного фасада, включили в себя мотивы византийской архитектуры. Тем не менее общий барочный характер собора и сегодня просматривается через эти более поздние наслоения. Особенно хорошо он чувствуется в интерьере. Купол поддерживают массивные столбы сложного сечения. Стены расчленены пилястрами, нефы объединены высокими арками. В убранстве интерьера основная роль отведена деревянному резному трехъярусному иконостасу ХVIII столетия. Его основу составляют поярусные колоннады коринфского ордера. Высокое мастерство резчиков проявилось в обработке иконостаса позолоченной резьбой в стиле барокко (раковины, гирлянды, херувимы, орнамент в виде виноградной лозы и листьев аканта). Живопись иконостаса также относится к ХVІІІ веку, когда наблюдалась склонность к повышенной эмоциональности, декоративной пышности и усложненности сюжетной композиции. Боковые двухъярусные алтари выполнены во второй половине ХІХ века. Их композиция тоже строится на основе коринфского ордера, но со сдержанной декоративной орнаментикой. В соборе находится святыня обители ¾ образ Богоматери Жировицкой, изображенный рельефом на яшмовом камне небольших размеров и овальной формы[18]. Помещен образ в иконостасе, слева от Царских врат, в серебряном окладе. До середины ХІХ века тут хранилось также «Жировичское Евангелие» ¾ белорусский рукописный памятник ХV столетия. Писанное уставом на 404 листах, богато украшенное заставками, миниатюрами с изображением евангелистов, многочисленными инициалами, оно является замечательным памятником книжной миниатюры Беларуси. Сейчас «Жировичское Евангелие» хранится в библиотеке Академии наук Литвы. На 376-377 листах в нем по-белорусски была сделана 22 августа 1616 года фундушная запись канцлера ВКЛ Льва Сапеги, принимавшего участие в строительстве Успенского собора и пожертвовавшего монастырю этой записью в напрестольном Евангелии часть имения Шиловичи, корчму, а также разнообразную церковную утварь и облачения. Это пожертвование не было единичным. Опека Льва Сапеги способствовала расцвету просветительства и культурных традиций в Жировичах. При монастыре были богатая библиотека, насчитывавшая 30 тысяч томов, архив, в котором велась история монастыря, тут переписывались книги, работали монастырская и светская школы. Пожертвования монастырю делали и другие магнаты, а также короли и великие князья, прибывавшие сюда паломниками в ХVІІ ¾ ХVІІІ столетиях[19]. С середины ХVІІ века в подземельях монастыря хоронили в знак особой милости богатых и вельможных особ ВКЛ. В 1644 году, в пору расцвета обители, местечко Жировичи по привилею короля Владислава ІV стало городом, а спустя 8 лет город получил магдебургское право от короля Яна ІІ Казимира. Но вот началась война 1654 ¾ 1667 годов ¾ и монастырь был разрушен, а Жировичи сильно пострадали. Однако едва закончилась война, и уже в 1672 году здесь возводят Явленскую церковь. Через столетие она была перестроена в формах позднего барокко и в силуэтной композиции Жировичского ансамбля и доныне играет важную роль.
|