Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. монастырь бернардинок






(ул. Первомайская, 11)

 

Монастырский ансамбль был изначально обнесен мощной каменной оградой с барочной въездной брамой-звонницей, не сохранившейся доныне. Архитектурный комплекс включает в себя ныне костел и монастырь, разделенные современной кирпичной стеной-перегородкой.

Костел Непорочного Зачатия Девы Марии относится к типу однонефных бескупольных базилик. Он был отстроен в камне в 1690 году на месте деревянного костела, заложенного в 1645 году, и выходит на улицу апсидой, украшенной стукковой фигурной рамой, в которой ранее помещалось иконографическое панно. Здание прорезано высокими окнами с фронтонами, появившимися после обновления костела в 1793 году.

К стенам алтарной части примыкают разновеликие прямоугольные ризницы. На западе возвышается трехъярусная, квадратная в сечении башня-звонница, выделенная в самостоятельный массивный объем. Верхний ярус ее более всего декорирован и завершается фигурным покрытием. Вертикаль звонницы формирует силуэт бывшей Рыночной площади, ныне городского бульвара, на котором кипит жизнь современного Слонима.

В отличие от скромно решенного экстерьера, интерьер костела отличается богатой пластикой. Художественную ценность ему придают исполненные целостно со стенами в технике стукко[20] пять алтарей, амвон и исповедальня. Скульптор-декоратор Иоганн Гедель в 1751 ¾ 1764 годах выполнил их в стиле рококо по эскизам известного архитектора Иоганна Кристофа Глаубица (1700 ¾ 1767). На архитектурной основе в них соединяются скульптура, живопись и декоративно-прикладное искусство.

Главный алтарь «Непорочное Зачатие» двухъярусный, в виде сдвоенных коринфских колонн, исполненных в технике розового стукко; на раскрепованном антаблементе размещены скульптуры ангелов. В центре находится образ Божией Матери ХVІІІ столетия в окружении евангелистов. Второй ярус декорирован пилястрами и волютами, скульптурами ангелов; в центре его образ Святой Троицы. Венчает алтарь лепной картуш «Глория» («Слава Господня»). По бокам алтаря размещены сидячие фигуры святых с атрибутами, ангелов, вазы.

Меньшие по масштабам четыре боковых алтаря («Распятие Христа», «Св. Франциск», «Св. Юзеф», «Наисвятейшая Дева Мария») как будто вмурованы в простенки и имеют аналогичную с главным алтарем композицию.

Амвон решен в виде фигурной кафедры с балдахином, украшенным рокайлями, вазами, путти, атрибутами евангелистов, драпировками. Исповедальня под балдахином тоже исполнена в стиле рококо.

При храме действует сестричество Ордена Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии, основанного Марцелиной Даровской. Родилась она на Украине в 1827 году. После недолгого счастливого замужества, когда умер ее муж и сын, Марцелина, оставшись с дочерью, решила посвятить себя служению Богу и людям. В 1854 году в Риме вместе с Юзефой Карской она основала Орден Непорочного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии[21] и позже, в 1863 году, переехала в Западную Украину, на Львовщину.

Основная задача ордена ¾ возрождение христианской семьи через воспитание женщины. Достигается это разными формами деятельности, важнейшие из которых ¾ воспитание детей в детских садах и начальных школах, а также девушек в средних школах, созданных при ордене.

Благословенная Марцелина умерла в 1911 году в возрасте 84 лет. Ее дело продолжают сестры ордена в Польше, Украине и Беларуси, в том числе и здесь, в Слониме. Со временем, когда монастырский корпус будет полностью освобожден от размещенной здесь больницы, сестричество сможет по-настоящему развернуть в нем столь необходимую нам сейчас деятельность по воспитанию детей и молодежи в духе христианских ценностей.

Что же касается самого монастыря бернардинок, то он был пристроен к костелу в 1760 году с юго-западной стороны. Двухэтажный монастырь создает внутренний прямоугольный замкнутый двор. Его фасады ритмично членятся пилястрами и декорированы по всему периметру поясом и профилированным карнизом. Юго-западный угол корпуса выделен ризалитом с мощными контрфорсами (чуть позже, двигаясь к синагоге, мы увидим эту часть монастыря).

Внутри типичная для подобных построек галерейная планировка с размещением келий по периметру здания. В кельях, выходящих своими окнами наружу, и в коридорах, обращенных внутрь двора, сохранились крестовые и цилиндрические своды. Под монастырем в различных местах сделаны небольшие сводчатые подвалы. Обогревался корпус кафельными печами.

Архитектура монастырского ансамбля бернардинок, построенного в конце ХVІІ ¾ первой половине ХVІІІ столетия, отличается суровой монументальностью. За долгую историю строительства архитектурный декор монастыря вобрал в себя характерные черты барокко, рококо и классицизма.

Те же черты монументальной архитектуры барокко прослеживаются и в слонимской синагоге, которая была организующим центром одной из трех главных площадей. К ней мы и направимся.

 

[По пути к синагоге обратить внимание экскурсантов на ту часть б. монастыря бернардинок, которая обращена к улице Советской и выделена угловым ризалитом с контрфорсами.]

 

Синагога (ул. Советская, 1)

 

Это монументальное сооружение было возведено еврейской общиной Слонима, которая в первой половине ХVІІ века по существу держала в своих руках все городские промыслы и торговлю, диктуя тем самым экономические условия жизни всего повета.

Прежде чем характеризовать этот памятник, стоит сказать несколько общих слов о самих синагогах. Они появились у евреев после возвращения из Вавилонского пленения, и их стали строить во всех более или менее значительных городах Палестины, а затем и за ее пределами. Греческое слово «синагога» (на иврите «бейт-кнесет») обозначает собственно «дом собраний», так что в строгом смысле эти постройки не являются храмами. Во-первых, потому, что в синагоге отсутствует алтарь ¾ главная деталь храма, а во-вторых, потому, что у евреев мог быть только один храм: это служило выражением веры в существование единого Бога ¾ Ягве.

Поначалу святилищем Ягве во времена пророка Моисея была переносная Скиния с Ковчегом Завета, который размещался в Святое Святых скинии. Скинию заменил первый Иерусалимский храм, возведенный царем Соломоном около 1000 года до Рождества Христова. Этот храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Р.Х. (тогда же исчез и Ковчег Завета), а на его месте позже был поставлен Зоровавелем второй храм, который просуществовал до 70 года по Р.Х. и был уничтожен римлянами. С той поры евреи остались без храма, если не считать ограды западной стены Второго храма, уцелевшей и известной сегодня как «Стена плача».

В отсутствие Храма синагоги стали местом для общих молитвенных собраний, которые происходили каждую субботу. Кроме того, менее торжественные и необязательные собрания происходили по понедельникам и четвергам; для частной молитвы в синагогу можно было приходить ежедневно.

Собрания начинались общей молитвой; потом читался отрывок из Св. Писания и следовало его пояснение. Начальник синагоги поручал эту обязанность тому, кого он считал способным удовлетворительно ее выполнить. Синагога служила также и школой, в которой дети получали первоначальное научение в Св. Писании. Кроме того, в синагоге встречают шаббат (субботу), праздники, помогают бедным, продают книги и т.д. и т.п.

Внутри синагоги представляли собой довольно просторные залы прямоугольной или квадратной формы, иногда разделенные колоннами на три придела. В глубине находился особый шкаф, завешенный покрывалом, так называемый Аарон-Кодеш. В нем хранились свитки Закона (Тора) и других книг Св. Писания. Посреди синагоги возвышалась бима ¾ кафедра с сидением для чтеца или проповедника и с аналоем для свитков.

По такому же принципу была возведена и здешняя синагога. Ее построили в 1642 году как один из узлов в системе оборонительных сооружений города. Это представительное барочное здание, окруженное со всех сторон более поздними пристройками, являлось главным объектом старой площади и в то же время было архитектурным акцентом, который замыкал перспективы нескольких улиц, сходившихся сюда.

В Тринадцатилетнюю войну с Россией, когда город подвергся нападению войск воеводы Ивана Хованского, синагога едва не стала погребальным костром для многих евреев города, согнанных сюда на безжалостную расправу. Войска ВКЛ предотвратили это зверство.

Ныне участь этого памятника более чем печальна. Находясь по соседству с людским муравейником (рядом городской рынок), лишенный людского внимания, заброшенный памятник демонстрирует посетителям проломы да трещины в старых обветшавших стенах, накрытых суперсовременной металлочерепицей. Этот контраст придает памятнику особенно жалкий вид, граничащий с карикатурностью.

И все-таки попытаемся силой воображения вернуть синагоге ее прежний образ. Она представляла собой квадратное в плане кирпичное здание под высокой крышей, возведенное по установленной в ХVІІ ¾ ХVІІІ веках для этого типа культовых сооружений центричной планировочной схеме. Цели безопасности обусловили оборонительный характер архитектуры здания: толстые стены, отсутствие декора и членений на фасаде, высоко поднятые арочные окна. Единственным пластическим акцентом был высокий фигурный щит на главном ¾ восточном ¾ фасаде с круглым окном.

Интерьер был украшен фресками в технике гризайль, лепниной, покрытой позолотой и полихромной раскраской. Оригинальное орнаментально-декоративное решение интерьера в сочетании с архитектурно-композиционными приемами, использованными зодчими при возведении этого здания, ставят слонимскую синагогу в число наиболее интересных памятников белорусского барокко ХVІІ ¾ ХVІІІ веков.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшем будущем судьба окажется милосерднее к этому памятнику, как это уже случилось совсем недавно с другим культовым сооружением города ¾ фарным костелом Св. Андрея, который является, по существу, лебединой песней стиля барокко в городе над Щарой. Размещается он на правом берегу Щары, в районе бывшего предместья Замостье. Туда мы сейчас и отправимся.

Костел Св. Андрея (пл. Л. Сапеги)

 

Первоначально на этом месте в 1490 году был поставлен деревянный костел на средства короля Казимира ІV. Новый, также деревянный, костел возвел Лев Сапега столетие спустя, в 1595 году. Наконец, в 1775 году был построен каменный костел, который мы видим сегодня.

Вокруг него постепенно сформировалась площадь с плебанией (домом ксендза-плебана) и загородным домом Огинского. Эти постройки не уцелели до наших дней. И нынешнюю площадь, недавно названную именем Льва Сапеги (прежде площадь носила имя Максима Горького), формируют ряд жилых домов, ресторан, построенный в 1950-х годах, корпус госпиталя второй половины ХVІІІ века и, разумеется, костел, переданный верующим в 1990 году и буквально поднятый из руин польскими реставраторами при содействии деятельного настоятеля храма ксендза Витольда Жельветро и прихожан[22].

Костел представляет собой однонефное, прямоугольное в плане сооружение, накрытое трехскатной черепичной крышей. В композиции храма доминируют две многоярусные башни на фасаде, завершенные фонариками на фигурных главках и соединенные изящным фронтоном с боковыми волютами.

Башни поставлены под углом к изогнутой, словно пульсирующей линии фасада, что придает ему выразительную пластическую экспрессию. Фасад имеет ярко выраженное ярусное построение, подчеркнутое горизонтальными и вертикальными членениями. Силуэт здания отличается изысканностью рисунка и эффектными пропорциями.

В нишах помещены деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла в динамичных разворотах. Боковые фасады решены гораздо скромнее главного, они членятся плоскими одинарными пилястрами и включают в себя симметричные боковые сакристии, прямоугольные в плане. В плоской стене апсиды помещена скульптура «Распятие».

 

Интерьер костела

 

В интерьере высокий неф (более 14 м) перекрыт цилиндрическими сводами и освещен высокими арочными окнами. Главный алтарь представлен в виде портика со сдвоенными коринфскими колоннами, несущими разорванный треугольный фронтон, по обеим сторонам которого размещены стукковые скульптуры ангелов. В заверешнии ¾ сфера с крестом. В алтаре помещены скульптура «Распятие» и образ Жировицкой Божией Матери.

Боковые алтари построены по примеру главного, завершены фигурными щитами с волютами, раскрепованы карнизами, пучками пилястр. На боковых стенах пресбитерия два прямоугольных фресковых панно на библейские сюжеты (размером 3× 2 м), которые отличаются особой живописностью (сейчас они реставрируются).

Внутреннее убранство костела дополняют декоративная роспись стен и архитектурная лепнина. Сегодня костел погружен в колористическую гамму светло-голубого, розового, белого тонов и легкой позолоты.

По своей пластике, по цельности эстетической концепции, пронизанной стремлением его создателей к гармоничному синтезу искусств ¾ архитектуры, скульптуры, живописи, костел Св. Андрея в Слониме является выдающимся произведением позднего барокко в Беларуси, одной из вершин в архитектурном наследии страны.

Он ставит достойную точку в нашем сегодняшнем путешествии по страницам каменной летописи Беларуси. А может быть, как знать, и многоточие, ибо за этим путешествием могут последовать и другие, в которых белорусское зодчество и история края представят памятники и события, вам доселе незнакомые...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мы покидаем Слоним и завершаем сегодня наше путешествие по страницам многовекового прошлого Беларуси. Оно, это прошлое, цементирует настоящее и служит фундаментом будущего.

Историческая объемность бытия народа определяет духовную полноту и богатство как всего общества, так и каждого человека. Прошлое ¾ это то, что роднит всех нас, ибо в него уходят корни наших предков, наших родителей.

Пятой же своей заповедью Бог повелел нам почитать родителей, «да благо ти будети да долголетен будеши на земли». С этого простого ручейка любви к сродникам своим и начинается могучая река патриотизма, омывающая душу народа и исцеляющая его от беспамятства, суетности и тлена. Всякий народ жив как народ, пока он хранит и сберегает свое прошлое, пока он знает его. И как тут в заключение не вспомнить пронзительные строки Владислава Сырокомли:

 

А те холмы с замшелыми крестами

На деревенских кладбищах просторных?

А храмы, возведенные отцами,

Все в древней плесени и в пятнах черных?

А старины огонь неугасимый?

Не это ль звать отчизною должны мы?

<...>

Вода ключа и мед в старинном кубке,

Истории истлевшие страницы.

<...>

Дым, что над кровлями села клубится,

И даже сны, что видел ты когда-то,

И камень мостовой, и дерн зеленый ¾

Все то, что навсегда для сердца свято,

Что скрыто в нем, как пламень потаенный,

Боль тайная и жизнь, что в сердце бьется, ¾

Все это, друг, Отчизною зовется...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Архiтэктура Беларусi: энцыклапедычны даведнiк. – Мн., 1993.

2. Генiюш Л. У Жыровiчы // Царкоўнае слова. – 2000. – № 5.

3. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоўскае. – Мн., 2000.

4. Живописная Россия. Т. 3. – СПб. – М., 1882.

5. Жыровiцкая абiцель. Багаслоўска-лiтаратурна-мастацкi лiсток. – 1998. – № 8.

6. Запруднiк Я. Беларусь на гiстарычных скрыжаваннях. – Мн., 1996.

7. Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi. – Мн., 1984–88.

8. Канфесii на Беларусi (канец ХVІІІ ¾ ХХ ст). – Мн., 1998.

9. Караткевiч В.Б., Кулагiн А.М. Помнiкi Слонiма. – Мн., 1983.

10. Круталевiч В.А., Юхо І.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi (1917 – 1945 гг). – Мн., 2000.

11. Падокшын С.А. Унiя. Дзяржаўнасць. Культура: Фiласофска-гiстарычны аналiз. – Мн., 2000.

12. Славутыя iмёны Бацькаўшчыны: зборнiк. Вып. 1. – Мн., 2000.

13. Супрун В. Жыровiчы// Чырвоная змена. – 1990. – 27 каст.

14. Супрун В. За смугою часу: (Даследваннi i меркаваннi). – Мн., 1994.

15. Сыракомля В. Добрыя весцi: Паэзiя, проза, крытыка. – Мн., 1993.

16. Ткачоў М.А. Замкi Беларусi. – Мн., 1977.

17. Цеханавецкi А. Мiхал Казiмiр Агiнскi i яго «сядзiба музаў» у Слонiме. – Мн., 1993.

18. Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. – Мн., 1993 – 1999.


Сноски

к тексту экскурсии


[1] Хотя при провозглашении независимости БНР в марте 1918 года было использовано имя Менска, но повсеместного официального употребления оно тогда не получило.

[2] Койдановский район, созданный советскими властями в 1924 году, ими же был переименован в Дзержинский в 1932 году и объявлен «польским». Такое имя району и райцентру дали не случайно: неподалеку отсюда родился Ф. Дзержинский, который происходил из ополяченной белорусской шляхты.

[3] В 20 километрах на север от Дзержинска, там, где сходятся границы Минского, Дзержинского и Воложинского районов, вблизи деревни Скирмонтово, располагается самая высокая точка Беларуси — гора Дзержинская (до 1958 года — Святая) — 345 м над уровнем моря. Она представляет собой покатое возвышение, юго-западный склон которого покрыт молодым лесом, остальные склоны распаханы. У подошвы горы берут начало реки Днепровского (Птичь, Уса) и Неманского (Волма, Ислочь, Сула) бассейнов. Гора поднимается над реками на высоту 40—50 м.

[4] «Хроника Быховца» выявлена в 20-х годах ХІХ века преподавателем Виленской гимназии Климашевским в библиотеке помещика Быховца в имении Могилевцы Волковысского повета Гродненской губернии. Летопись охватывает события начиная с ХІІІ века до 1506 года. Полный текст ее опубликован в 1846 году Теодором Нарбутом. Хроника написана на белорусском языке, как полагают, православным автором.

[5] Это добавление «и иных» употреблялось на всякий случай, ибо за ним «пряталась» любая территория, из-за которой держава могла вступить в спор с кем-нибудь из соседей.

[6] Насевіч В. Пачаткі Вялікага княства Літоўскага. Мн., 1993.

[7] 28 августа 1918 года правительство Советской России во главе с В. Ульяновым (Лениным) аннулировало трактаты о разделах Речи Посполитой, но в своей реальной политике оно продолжало ту же линию на создание «единой и неделимой» (но теперь уже советской) империи, что и его предшественники — самодержавные власти.

[8] Главные фигуранты раздела Беларуси — Россия и Германия — не признали БНР, хотя ее признали другие государства (юридически или фактически): Украина, Турция, Финляндия, Австрия, Чехословакия, Литва, Эстония, Латвия, Польша, Армения, Грузия.

[9] По подсчетам историков, из Западной Беларуси в сталинский ГУЛАГ до начала Великой Отечественной войны было вывезено около 700 тысяч человек.

[10] Автором текста этой песни является Анатоль Астрейко (1911—1978), уроженец деревни Песочное на Копыльщине, где речка Неманец получает имя Нёман.

[11] Домейко жил под надзором полиции в имениях родственников ¾ сначала в Жибуртовщине (ныне Жибарты под Дятлово), затем в Заполье под Лидой. Помогал в учебе другим, занимался сельским хозяйством, посещал сеймики и даже переводил Коран для новогрудских татар.

[12] В Медвядковской средней школе, а также в Крупово и Дятлово созданы небольшие музейные экспозиции, посвященные памяти Домейко.

[13] Хотя место рождения А. Мицкевича и сегодня остается предметом дискуссий среди специалистов, тем не менее именно в «барановичском Заосье» воссоздана в 1998 году усадьба Мицкевичей.

[14] Михаил Николаевич Муравьев, генерал от инфантерии, в общей сложности провел в Беларуси около 10 лет, будучи вначале вице-губернатором Витебска, затем губернатором Могилева и Гродно с 1827 по 1834 годы. Он принимал активное участие в подавлении восстания 1830–1831 гг. После этого его удачная служебная карьера продолжилась в России. В 1861 году он вышел в отставку, но был возвращен в апреле 1863 года императором Александром ІІ для удушения «Январского» восстания, за что удостоился от царя титула графа с правом писаться «граф Муравьев-Виленский». Вторично выйдя в отставку в марте 1865 года, он менее чем через полтора года умер в возрасте 70 лет.

[15] Эта дата, которой традиционно придерживаются многие православные издания, сейчас оспаривается историками на основе архивных документов.

[16] После смерти Ивана Александровича Солтана вся его собственность была поделена между 4 сыновьями. Жировичи достались сыновьям Давиду и Ярославу. Ярослав продал свою долю брату Ивану, а тот сдал в 1603 году имение и монастырь Ицхаку Михелевичу из города Хомска. Бурная хозяйственная деятельность последнего вызвала нарекания как монахов, так и местного населения. Разозленный Иван Солтан в 1605 году убил Михелевича и покалечил его родственников. За это суд лишил Солтана имения и передал Жировичи жене убитого арендатора ¾ Эстери. В 1606 году Иван Мелешко откупил у нее Жировичи со всей собственностью, людьми, монастырем и монастырским фольварком.

[17] Источники дают разные даты постройки собора. Кроме приведенной нами, 1616 и 1671 годы.

[18] Подробнее см.: Архим. Николай (Редутто). Жировицкая чудотворная икона Божией Матери и Жировицкая обитель. Вильно, 1867. С. 7.

[19] В Жировичах побывали монархи Речи Посполитой: Владислав ІV (1644), Ян ІІ Казимир (1651), Ян ІІІ Собеский (1684), Август ІІІ (1744), Станислав Август (1784).

[20] Стукко ¾ искусственный мрамор из обожженной смеси гипса, извести и клея с примесью толченого мрамора. Эта техника скульптурно-орнаментального декора костельных интерьеров была принесена из Рима.

[21] Католическая церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии в 1854 году. Этот догмат является камнем (одним из главных, но отнюдь не единственным!) преткновения между католиками и православными.

[22] При входе в костел с правой стороны можно увидеть фотографии, на которых святыня представлена до реставрации. Эти снимки конца 1980-х годов могут рассказать о многом! В костеле размещался склад соли, стены были разъедены ею, крыша обветшала, башни находились в полуразрушенном состоянии. Перемещения склада в другое место добивались и добились от местных властей представители минской интеллигенции: историки, археологи, сотрудники Реставрационных мастерских Министерства культуры БССР. Этот процесс начался еще в 1978 году и продолжался до 1990 года, когда храм перешел в руки верующих.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал