Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. бернардинский монастырь






с костелом (ул. В. Крайнего, 23)

 

Архитектурный ансамбль бернардинцев включает в себя здания костела и монастыря, примыкающие друг к другу. Первоначально деревянный (1630), костел в 1639 ¾ 1645 годах стал каменным, а с 1864 года он переоборудован под православную церковь Св. Троицы.

Однонефную базилику костела завершает полукруглый алтарь. Компактная композиция храма подчеркнута вертикалью трехъярусной башни-звонницы, приставленной к западному фасаду. Портал входа и башня имеют тонко профилированное декоративное оформление. Восьмерик верхних ярусов башни расчленен пилястрами, прорезан окнами с полуциркульным завершением и накрыт шатровой крышей.

Костел отличается выразительной скульптурностью своего облика. В барочной в целом архитектуре памятника еще заметны черты готического стиля. Стены костела укреплены контрфорсами и прорезаны большими полуциркульными окнами. Целостный и монолитный характер храму придает высокая двускатная крыша, которая переходит в коническое покрытие апсиды. В дальнейшем композиция сооружения была усложнена пристройкой (в 1668 и 1750 годах) по обеим сторонам от апсиды квадратных в плане каплиц со шлемоподобными куполами, благодаря чему костел приобрел крестообразный план. Каплицы использовались как фамильные усыпальницы графов Слизеней и князей Полубинских. Захоронения были перенесены в крипту под алтарем при переустройстве костела под церковь. Тогда же в костеле появился иконостас.

Главный и четыре боковых алтаря из стукко выполнены в стиле рококо в первой половине ХVІІІ столетия. В центре первого яруса главного алтаря помещена икона «Троица Новозаветная» (ХVІІІ век). Во втором ярусе ¾ композиция «Всевидящее Око» в обрамлении херувимов и ангелов.

Двухэтажный, П-образный в плане монастырский корпус, соединенный с костелом и раскрытый в сторону улицы, построен в 1794 году и реконструирован в 1870 году под духовное училище. Здание имеет галерейную планировку, в его коридорах и помещениях сохранились крестовые и цилиндрические своды. В настоящее время оно используется как интернат медучилища.

Стоит бернардинский монастырь в окружении зданий, появившихся уже на рубеже ХІХ ¾ ХХ веков. Они служат фоном этому выразительному ансамблю и сами по себе органично вписываются в исторический силуэт бывшей Бернардинской улицы, носящей имя пионера-партизана Васи Крайнего. Дом под номером 21 по этой улице был возведен рядом с костелом в 1905 году. Это здание банка.

Банк (ул. В. Крайнего, 21)

 

Банк выстроен в стиле модерн. Его одноэтажный корпус имеет симметричную композицию фасадов. Основное внимание, естественно, было уделено главному фасаду, который должен был демонстрировать представительность учреждения. В центре он выделен ризалитом с выпуклым пластичным щитом. Главный вход оформлен рустовкой. Фактурно-цветовое решение строится на сочетании красного фона кирпичной кладки и оштукатуренных архитектурных деталей. Фасады ритмично членятся большими прямоугольными оконными проемами.

Среди жилой застройки привлекает внимание дом под номером 5.

Жилой дом (ул. В. Крайнего, 5)

 

Этот жилой дом начала ХХ столетия в плане имеет вид неправильного четырехугольника, вытянутого в глубь двора, что диктовалось ограниченной площадью участка застройки. На улицу дом выходит узким двухэтажным торцевым фасадом, который завершен фигурным щитом, насыщенным архитектурно-декоративными деталями. Последние выполнены средствами орнаментальной кирпичной кладки.

Такого рода постройки ¾ одна из характерных примет исторического центра Слонима, определяющая своеобразие его лица. Живописные и колоритные, эти здания сразу же бросаются в глаза и фиксируются памятью.

К ХVІІІ столетию планировка Слонима, которая поначалу складывалась стихийно, хаотично, что и предопределило ее нерегулярность, характеризовалась системой трех площадей: Рыночной, у синагоги и перед доминиканским костелом. Площадь перед доминиканским костелом ныне носит имя Ленина. На нее мы и проследуем.

Площадь Ленина, сквер

 

Известна она с ХVІІ столетия как Площадь перед доминиканским костелом. Вместе с разбитым на ней сквером площадь имеет в плане неправильную, близкую к овалу форму. С ее северо-восточной стороны возвышался доминиканский костел, заложенный в дереве в 1680 году и отстроенный в камне к 1747 году. Не сохранившийся до наших дней, он прежде являлся архитектурной доминантой окружающей застройки. И его отсутствие визуально ощутимо и сегодня.

На площади размещены жилые дома второй половины ХVІІІ ¾ начала ХХ столетия. Так, дома под номерами 7, 9, 11 были построены по распоряжению слонимского старосты Михала Огинского для придворных ремесленников. Поставленные один за другим, они ориентированы на площадь торцевыми фасадами. И это создавало характерный для городской застройки второй половины ХVІІІ века беспрерывный ряд однотипных фасадов, как правило, завершенных треугольными фронтонами и минимально декорированных.

Жилой дом № 5, в нижнем этаже которого сейчас размещается аптека, построен в 1938 году. В его геометрически ясных формах проступают черты архитектуры конструктивизма. Вместе с тем нельзя не отметить такта архитектора, возводившего это здание в исторически сложившемся фрагменте городской застройки. Сомасштабное своим соседям, оно не выбивается из общего ритма ансамбля площади, хотя и принадлежит эпохе иного архитектурного мышления.

 

Краеведческий музей (пл. Ленина, 1)

 

За аптекой, на углу площади, продолжая изогнутую линию ее восточной стороны, стоит бывший жилой дом под № 1 конца ХІХ ¾ начала ХХ века. Его двухэтажный объем представляет собой в плане пятиугольник. Фасады, ориентированные на ул. В. Крайнего и пл. Ленина, получили насыщенный архитектурный декор, выполненный средствами орнаментальной кирпичной кладки.

Рисунок декора, геометрический и в виде зубцов, повторяется в сандриках прямоугольных оконных проемов, в завершающих и межэтажных карнизах. Дом имеет анфиладную планировку, которая удачно соответствует его современному использованию: тут находится районный краеведческий музей, основанный в 1929 году археологом и краеведом Иосифом Стабровским.

Он родился 21 октября 1869 года неподалеку от Слонима в семье капитана Мурманского пехотного полка, участника героической обороны Севастополя 1854 ¾ 1855 годов. Окончил Полоцкий кадетский корпус, Московский археологический институт, высшие археологические курсы при Самарском университете. Был членом-корреспондентом виленского отделения Московского археологического общества, членом Ярославского археологического общества. Изучая историю Слонима и соседних районов, исследовал курганы в бассейне Немана. Его археологические и этнографические коллекции стали основой слонимского музея, директором и хранителем фондов которого он был вплоть до своей кончины: умер Стабровский 15 января 1968 года в возрасте 98 лет.

Слонимский краеведческий музей волею судьбы оказался в непосредственной близости от исторического ядра города, рядом с Замчищем, куда ведет отсюда улица Советская. На этой улице сохранилась и жилая застройка ХІХ ¾ ХХ столетий, и ряд памятников истории и архитектуры, в том числе и бывшая городская ратуша. К ней мы сейчас подойдем.

 

Ратуша (ул. Советская, 6)

 

Построена ратуша в середине ХVІІІ столетия и представляет собой компактный двухэтажный объем, прямоугольный в плане. Вместе со служебными корпусами она образует замкнутое дворовое каре. Ее облик нетрадиционен для ратуш, и это прежде всего проявляется в отсутствии башни ¾ привычного символа самостоятельности города. Плоскостно решенные фасады оживляют лишь пилястры, филенки и ниши.

Внутренняя планировка коридорно-анфиладная, с центральным вестибюлем и межэтажной лестницей. Кроме покоев для членов магистрата и зала заседаний, в ратуше были помещения суда, гауптвахты, архива. Сейчас здесь располагается городская библиотека.

Каменная ратуша была построена, по-видимому, на том же месте ¾ такова уж была сила привычки наших предков, ¾ где до нее располагалась ее предшественница, очевидно деревянная. Ведь самоуправление по магдебургскому праву город получил от великого князя литовского и короля польского Сигизмунда І Старого уже в 1531 году, а спустя 60 лет это право было подтверждено Сигизмундом ІІІ Вазой, даровавшим Слониму герб: Золотой Лев с дважды пересеченной стелой на голубом поле. Своим видом герб недвусмысленно намекал на тогдашнего старосту Слонимского и одновременно канцлера ВКЛ Льва Сапегу, из герба которого и пришла пересеченная стрела…

Самоуправление, которое просуществовало в Слониме почти два с половиной столетия, до 1776 года, когда город был полностью подчинен власти старосты, способствовало развитию Слонима как крупного ремесленного и торгового центра в Понеманье. Уже в начале ХVІІ столетия слонимские ремесленники объединяются в цехи кожевников, столяров, ткачей, ювелиров, кузнецов и т.д. Налаживание с ХVІ века регулярных торгов, чему способствовали королевские привилеи, обусловило формирование вблизи ратуши Рыночной площади. На ней находились деревянные торговые ряды, образовавшие впоследствии единый комплекс, в который входило 150 лавок.

Их место занял в настоящее время бульвар и идущие по обеим сторонам от него полосы движения, объединенные названием ¾ улица Первомайская. Ее застройка выполнена в основном в 50-60-х годах ХХ столетия, и там, где сейчас проходит северо-восточная сторона улицы, некогда располагался дворцовый ансамбль Огинских. При дворце стоял гостиный двор, или аустерия. Он расположен чуть ниже ратуши.

 

Аустерия (ул. Советская, 10)

 

Построена аустерия во второй половине ХVІІІ столетия, вероятно, архитектором Яном Бойи, который проектировал при дворце Огинских ряд барочных надворных построек. Первоначально здание было двухэтажным (третий этаж достроили в ХХ столетии). Гостиный двор имел внутреннее хозяйственное каре. Из прежнего архитектурного убранства фасад сохранил только следы характерного членения крупномасштабными рустованными лопатками.

Половина первого этажа аустерии была отведена под гостиную, перекрытую четырьмя парусными сводами с центральной опорой. Под этой, правой, частью здания находятся широкие подвалы со сводами. Центральная лестница узкого вестибюля ведет на второй, жилой этаж. Декоративное оформление интерьера не сохранилось. Сейчас в здании учебное заведение.

Аустерия ¾ это, к сожалению, единственная уцелевшая постройка одного из интереснейших дворцовых ансамблей Беларуси, каким был дворец Михала Казимира Огинского, возведенный во второй половине ХVІІІ столетия на месте так называемого Замчища, куда мы сейчас пройдем.

 

Замчище

 

Замчище, замок ¾ так до сих пор называют жители Слонима это место. На старых планах Слонима Замчище показано в виде четырехугольника, ограниченного с юга и востока (где находимся мы с вами) крутыми откосами, а с севера и запада ¾ рвами глубиной до 8 м и шириной 15¾ 18 м. С городом Замчище соединялось мостом, находившимся с северной стороны.

В ХІІ ¾ ХІІІ столетиях здесь стоял деревянный детинец. В результате археологических исследований выявлены настилы мостовых, остатки жилых и хозяйственных построек. Основным типом жилых домов древнего Слонима были срубные строения площадью от 11 до 20 кв. м. Рядом с жильем обычно находились хозяйственные постройки. Общий вид застройки древнего Слонима и характер строительных приемов были типичными для белорусских городов лесной полосы, таких как Гродно, Полоцк, Минск, Волковыск, Новогрудок и др.

Слоним второй половины ХІІ столетия ¾ значительный военно-административный и ремесленно-торговый центр. Основную массу ремесленников составляли кожевники, о чем свидетельствует найденная здесь в большом количестве при раскопках обувь. Горожане занимались также сельским хозяйством, охотой и рыбной ловлей, ткачеством, выделкой железа из болотных руд, изготовлением ювелирных изделий. Широко было развито гончарное дело. Владели слонимцы и мастерством резьбы по кости.

От века к веку меняется облик Замчища. В начале ХVІ столетия здесь уже стоит деревянный замок на высокой платформе с подпорной стенкой из больших камней. В 1586 году старостой в Слониме становится Лев Сапега. Он строит рядом с замком каменный дворец, позднее названный его именем. По его инициативе в городе с 1597 года проходят генеральные сеймики ВКЛ ¾ почти столетие, вплоть до 1685 года. При замке была библиотека и архив. Ремонтируются мосты, дороги, благоустраиваются улицы, строятся роскошные заезжие дома ¾ все делается для того, чтобы произвести хорошее впечатление на делегатов и послов, съезжающихся сюда на сеймики.

Войны середины ХVІІ ¾ начала ХVІІІ столетия принесли страшные потери Слониму. Был разрушен сапежинский дворец, погибли архивы, библиотека, многие исторические ценности. После подъема, которым город был обязан Льву Сапеге, наступил долгий упадок.

Коренное переустройство Слонима происходит в 70¾ 80-х годах ХVІІІ столетия и связано оно с именем Михала Казимира Огинского (1730 ¾ 1800), который остался в истории как видный политический деятель и как натура художественно одаренная и многогранная, увлекающаяся и сотканная из противоречий. Четверть века он занимал одну из самых высоких ступенек на иерархической лестнице власти в Великом княжестве Литовском, обладая большой гетманской булавой, что в переводе на современный язык равнозначно должности главнокомандующего всеми войсками государства. Правда, в этом качестве он себя почти не проявил, зато во всем остальном... Его прочили даже в короли Речи Посполитой, а между тем наибольшую память о себе он оставил в Слониме.

Cлонимское староство, включавшее в себя город и окрестные поселения, перешло к Михалу Казимиру от Александры Сапеги, урожденной Чарторыйской. Их брак, закончившийся в конце концов разводом, был хотя и долгим (почти 40 лет), но крайне неудачным: супруги не нашли взаимопонимания и жили порознь. Слоним стал главной резиденцией Огинского.

Прозябавший в безвестности после опустошительных войн город на Щаре усилиями гетмана восстал, аки Лазарь из гроба, из руин и провинциального запустения. Вместо старого дворца, пришедшего в полную ветхость, был создан новый дворцовый ансамбль, поднятый на прямоугольный пригорок и укрепленный подпорной стенкой на левом берегу Щары, один из рукавов которой был выровнен буквально под линейку.

Дворцовый комплекс, отделившись садом, подпорной стенкой, каналом, прудом, парком и служебными постройками от города, повернулся к нему, фигурально выражаясь, спиной. И это вполне укладывалось в русло тогдашних традиций ¾ придавать барочной дворцовой резиденции вид замкнутого сооружения, ограждающего своих обитателей от посторонней социальной среды.

Одноэтажный дворец был П-образным в плане, с парадным двором-курдонером. В силуэте дворцового ансамбля доминировал центральный каменный корпус под высокой черепичной крышей, охваченный с двух сторон крыльями деревянных флигелей. Образованный ими внутренний двор был превращен в регулярный сад. А главный въезд устроили с северной стороны по мосту, переброшенному через ров.

Позже за дворцом, ближе к Щаре, возводится придворный театр, как грибы после дождя вырастают типография, манеж, оранжерея, дома для гостей, аустерия, а в парке появляются экстравагантные аксессуары «садового быта» ¾ беседки, павильоны и пр.

В городе открываются многочисленные мануфактуры, строятся дома ремесленников и купцов, прокладываются новые улицы. Таковы были плоды бурной деятельности слонимского старосты и великого гетмана литовского, словно по мановению волшебной палочки, превратившего заштатный городишко в крупный культурный центр Европы ¾ «усадьбу муз», по определению современников.

Впрочем, все это не было случайностью. Еще молодым человеком Михал Казимир много путешествовал, жадно впитывал новые впечатления, вращаясь в высоких светских кругах. На это время приходятся первые контакты Огинского с масонством и тайными союзами, сыгравшими в его жизни значительную роль. Находясь в Вене, он познакомился с австрийским композитором Йозефом Гайдном (они были почти ровесниками) и подсказал ему идею его оратории «Сотворение мира».

В Париже сблизился с энциклопедистами и проникся их идеями переустройства мира и их нравственными ценностями. В восьмом томе знаменитой «Энциклопедии» Дидро и д’Аламбера мы найдем его статью «Арфа» ¾ Огинский усовершенствовал этот инструмент, придумав для него педаль, и в 1760 году три часа играл на своей арфе для Дени Дидро, удостоившись от последнего очень высокой оценки. Из Франции он вывез галльское остроумие и любовь к культуре этой страны ¾ качества, которые впоследствии будут свойственны его собственному двору и стилю его жизни.

В Слониме гетман пишет стихи и музыку, занимается рисунком и живописью. Как поэт, драматург и переводчик Михал Казимир вошел в историю литературы. Владевший на высоком уровне несколькими музыкальными инструментами, он недаром был назван современниками «гетманом-кларнетом».

Столь же деятелен Михал Казимир Огинский и на хозяйственном поприще. Через полесские болота он прокладывает дорогу из Слонима на Пинск и далее ¾ на Волынь. По его инициативе был сооружен и канал, соединивший Щару с Ясельдой, а стало быть, Балтийское море с Черным. Этот 54-километровый канал с дорогостоящими шлюзами и по сей день носит имя своего создателя. Постройка канала обошлась Огинскому в совершенно невообразимую по тем временам сумму ¾ 12 миллионов злотых. Первые суда и лодки проплыли по каналу Огинского прямо под окнами его дворца в Телеханах, что на Брестчине, в 1784 году.

Там же, в своей летней резиденции Телеханах, гетман основал фаянсовую мануфактуру, которая выпускала вазы и посуду, украшенную горельефами, карнизы и фризы для печей и каминов, скульптуру малых форм, изразцы, подсвечники и многое-многое другое.

Но пожалуй, самым знаменитым детищем этого дальновидного реформатора и щедрого мецената стал его слонимский театр. О грандиозных театральных зрелищах в Слониме была наслышана едва ли не вся Европа. Открытый гетманом театр на тысячу мест был построен по проекту известного итальянского театрального архитектора и декоратора Иноченцо Мораино в 1777¾ 1788 годах между дворцом и спрямленным участком Щары, на том месте, где вы сейчас видите городской парк.

 

Городской парк, канал Огинского

 

Театр, сооруженный здесь Михалом Казимиром Огинским, был двухъярусным. Изолированные ложи имели паркетный пол, натираемый специальным составом, и камин. Фойе и вестибюль украшали алебастровые фигуры. Освещалось здание роскошной хрустальной люстрой, а также лампами и настенными светильниками.

Чудо-сцена была поделена на две части: передняя часть предназначалась для актеров, а задняя использовалась в случае необходимости для особых театральных эффектов. Она могла через систему трубопроводов заполняться водой из небольшого озерца в парке, связанного с каналом, и тогда перед изумленными зрителями на водную гладь сцены выплывали корабли и лодки. Если же по ходу действия происходило сражение, то эту часть сцены покрывали толстыми щитами, а с тыльной стороны открывалась большая брама, через которую на сцену вступало марширующее войско или стремительно врывалась кавалерия...

В театре было несколько фонтанов, а также сложные технические приспособления для смены декораций. Таким образом, слонимский придворный «Опернхауз», как его тогда называли, являл собой пример великолепно оборудованного позднебарочного театра, который имел замечательное оснащение и своими размерами не уступал большим европейским городским театральным зданиям, приспособленным для разнообразного репертуара. На сцене находилось много людей, часто и с большой выдумкой менялись декорации, его технические возможности позволяли демонстрировать батальные эпизоды как на море, так и на суше.

Слава о слонимском театре Огинского, растекаясь по Речи Посполитой, была у всех на устах. И неудивительно поэтому, что в конце ХVІІІ века артисты слонимского и гродненского (созданного уже другим реформатором ¾ Антонием Тызенгаузом) театров, подаренные королю Станиславу Августу, составили основу труппы польского балета в Варшаве. В Слониме работали профессиональные итальянские и польские певцы и драматические актеры, крепостной хор и балет. Музыкальное сопровождение вела специальная капелла (оркестр) из 53 крепостных музыкантов. При выступлениях капеллы сам Огинский исполнял партию первой скрипки и к тому же играл еще на нескольких музыкальных инструментах.

Репертуар театра состоял из балетов и опер как итальянских композиторов, так и самого Огинского. Он оставил после себя в своей музыкальной библиотеке 60 опер, 18 балетов, 3 оперетты, 253 симфонии и много других музыкальных произведений. Правда, в установлении авторства этого колоссального музыкального наследия не прекращаются споры между специалистами ¾ историками и музыковедами. Театр имел два филиала ¾ в Седльцах под Варшавой, где размещалась резиденция жены гетмана, и в Телеханах.

Вот почему, нисколько не преувеличивая, современники называли город муз Слоним последней четверти ХVІІІ столетия «Северными Афинами». К великому сожалению, там, где когда-то расцветало искусство, били ключом веселье и фантазия, звучала музыка, сегодня обитают лишь исторические призраки, блуждающие по руинам былого в сумерках зыбких воспоминаний, легенд и преданий... Порой так и хочется, стоя на месте бывшего театра, воскликнуть вслед за Афанасием Фетом: «Мечтанье было то иль сон?»

Михал Казимир Огинский прожил 70 лет и своей смертью в Варшаве в 1800 году не только завершил блистательное и трагическое ХVІІІ столетие, но и, уходя, как будто закрыл двери за целой эпохой, сыном которой он был. Характеризуя его в нескольких словах, известный искусствовед Анджей Цехановецкий отмечал: «Его (М.К. Огинского. ¾ А.В.) знания были, несомненно, поверхностными, но блестящими и достаточными, чтобы произвести впечатление, прежде всего в салонах. Наивный и доверчивый в политических делах, с ярко выраженными склонностями к оккультным знаниям, Огинский не раз позволял втягивать себя в необычные и компрометирующие его аферы. Однако следует признать за ним право на подлинный патриотизм и желание добросовестно действовать на пользу своего края. Эти чувства явно переплетались с его собственными стремлениями к славе, с обуревавшими его симпатиями и антипатиями, тем не менее, если смотреть из-за кулис эпохи, Огинский позитивно оценивался многими современниками. Прежде всего это был человек искусства: музыки, живописи, художественной литературы».

Но вот занавес упал ¾ сцена жизни опустела: уже в 1804 году от его театра не осталось и следа. От былой роскошной «усадьбы муз» до наших дней уцелел всего-навсего гостиный двор (аустерия), а от дворца уже в 1880-х годах сохранились только остатки фундаментов да подвалы на пригорке, именуемом в Слониме Замчищем. На месте театра сегодня городской парк с танцплощадкой, выходящий к выпрямленному рукаву Щары, который слонимцы по-прежнему называют «каналом Огинского».

Заканчивая разговор о театре Огинского, упомянем о том, что сегодня в Слониме действует белорусский драматический театр, выросший из самодеятельного театра и получивший профессиональный статус в 1990 году. Однако в отсутствие собственного помещения (театр размещается на птичьих правах в районном Доме культуры), он влачит жалкое существование.

Продолжим, однако, путь по улицам исторического центра города. Канал Огинского делит город на право- и левобережную части. И здесь, в левобережной части, заслуживают внимания по меньшей мере еще два монументальных памятника ХVІІ века ¾ бывшие синагога и монастырь бернардинок с костелом. К ним мы сейчас и направимся.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал